Иконография Крещения Господня

Иконография Крещения Господня

ИКОНОГРАФИЯ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

 Праздник Крещения Господня относится к числу самых древних и уступает в этом смысле только Пасхе. Таинство Крещения стало совершаться в христианских общинах задолго до того, как было установлено торжество, а сцены Крещения Господня являются древнейшими в христианском искусстве. В старинных баптистериях – помещениях для принятия Таинства – крупный образ Крещения располагался в подкупольном пространстве, а впоследствии – на сводах и на стенах. Затем изображения Крещения Господня стали появляться на резных изделиях по дереву, камню и кости; на нательных крестах, реликвариях и выносных крестах, участвующих в крестных ходах.

Празднество издавна имело несколько названий: Богоявление, праздник Светов, Крещение Господне.

Поначалу праздники Рождества Христова и Крещения Господня отмечались «вкупе», а затем, с IV века, – особо, раздельно. Однако в церковных службах на Рождество и Крещение остается много общего: обоим праздникам предшествует Сочельник, а время между ними отмечено отсутствием поста. На некоторых иконах Крещения Господня изображается ночное звездное небо, которое также напоминает событие Рождества Христова.

Два евангелиста начинают жизнеописание Сына Божия с Его Крещения. Так же и на иконах: например, на одном новгородском образе «Земная жизнь Христа» рубежа XIV–XV веков повествование в клеймах начинается с образа Богоявления. Во время Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы. На иконах изображается Бог Отец, иногда в облачном небесном сегменте, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святой, сходящий в виде голубя.

О Крещении Господнем рассказывают все четыре евангелиста, при этом евангельское повествование лаконично, а икононописный сюжет также прост и ясен. Во II–III веках, когда иконография праздника находилась еще на стадии формирования, в настенных росписях катакомб изображались Иисус Христос и пророк Иоанн Предтеча, а над ними Святой Дух в виде голубя; сценами Крещения в кратком изводе иллюстрировались и Псалтири. Иногда в катакомбной живописи голубь держал ветвь в клюве, отсылая к знакомому сюжету о праотце Ное, поскольку библейская история о Потопе – это один из ветхозаветных прообразов Крещения Господня (1 Пет. 3: 20); в позднейших иконах такое изображение тоже повторяется как понятное и очень близкое.

Христос изображен стоящим в речных струях обнаженным либо с препоясаньем; иногда же одет в хитон и гиматий. Он стоит прямо или склонившись в сторону пророка Иоанна. Иногда Христос слегка выступает ногой вперед и глядит на молящегося. Такие иконы приобретают качество моленного образа – с иконы взирает Вседержитель мира.

Фото: monastery.ru

Христос благословляет воды Иордана – это изображение появляется в миниатюрах и мозаиках с X столетия. На воде, слева от Иисуса, начертан образ Креста как знака освящения мировых вод. Согласно святителю Григорию Богослову, Господь «крестился не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды», и поэтому знамение Креста указывает на освящение водного естества. В гимнах преподобного Ефрема Сирина содержатся светоносные образы, например: «…весь Иордан воссиял от блистания Его света», «вода, освященная крещением, получила от Меня огонь и Дух». Также иконописцы изображают красных рыб, алый Крест в речных струях, воду и берега, покрытые светоносными бликами.

Русские иконы изображают Иордан так, как его описывали паломники: у реки два крутых берега и быстрое течение. Глубина водоема может быть показана по-разному: порой вода доходит всего до щиколоток, порой волны окутывают Христа, как покрывалом, или же пенятся барашками, или же изображаются поверх Него. В верхней части иконы Иордан разделяется «туда и сюда» на два потока, о чем говорится в тропаре праздника: кстати, в церковной службе разделение реки сравнивается с чудом пророка Елисея, когда он милостью святого Илии заставил расступиться Иордановы струи.

В гимнах содержатся светоносные образы: «вода, освященная крещением, получила от Меня огонь и Дух»

Два берега находятся недалеко друг от друга: ангелы и Предтеча, стоящие на противоположных сторонах реки, почти соприкасаются головами – внимание молящегося обращено одновременно и на Христа, и на пророка Иоанна. А волны Иордана, написанные длинными мазками, простираясь в разные стороны, дополнительно объединяют образы Христа, Иоанна Предтечи, а позже апостолов и ангелов в единое целое. На поздних иконах изображается широкое русло реки и один холмистый берег, покрытый затейливой растительностью. Пророк Иоанн стоит на берегу, а ангел парит на облаках, прямо над речными струями.

Берег Иордана на священных изображениях покрыт пальмовыми деревьями, и крещаемые на иконе Богоявления иногда держат пальмовые ветви в руках.

Фото: monastery.ru

Топография и пейзажи Палестины были хорошо известны на Руси. Паломничество в Иерусалим началось в IV веке, а богомольцы Древней Руси появляются там с конца XI столетия. Паломники, посещая святыни, привозили пальмовые ветви в основном из долины Иерихона.

Иоанн Креститель, помещенный на высоком, иногда скалистом берегу Иордана, возвышается над Христом, стоящим в воде. Святой Иоанн изображается в одежде из верблюжьего волоса или во власянице; иногда он облачен в тунику или гиматий. Пророк держит свиток или крест на длинном древке в левой руке. Десница святого, простертая над главой Спасителя, является буквальным центром композиции. Об этом жесте многократно говорится в песнопениях праздника: «Крестителя… трепеташа ныне рука десная», когда «Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони», – богослужебные тексты служат смысловым источником, вдохновляющими эпитетами, будто крыльями, для изображений.

Ангелы числом от двух до семи стоят на берегах реки или слетают ко Христу с небес. Евангелие не сообщает нам об их присутствии при Крещении Господнем, но они, подобно восприемникам от купели, держат покровы в руках. Иногда ангелы изображаются отворяющими райские двери, по слову евангелистов о том, что при Крещении небо было отверсто.

В иконе Крещения Господня могут находиться аллегории, они пришли в христианскую живопись из греко-римского мира.

Фото: monastery.ru

Все эти изображения бывают монохромными, то есть одноцветными – под цвет водных струй, – а их объем выявляется пробелами. Интересно аллегорическое изображение самого Иордана: это старец, который держит покрывало или стебель тростника. Он опирается рукой на опрокинутую чашу или кувшин. Введение в эту композицию не упомянутых в евангельском повествовании деталей, даже поз и жестов, объясняется текстами службы праздника. Эти изображения основывались на словах псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» (Пс. 113: 3), которые рассматриваются как пророчество о Крещении Господнем. Река на иконе «бурлит», как бы возвращается вспять, и старец в виде Иордана поворачивается от зрителя ко Христу или в противоположную сторону, выливая воду из сосуда, который он держит в руках. А аллегория моря в виде жены изображена в движении, в «беге».

Введение в композицию не упомянутых в евангельском повествовании деталей объясняется текстами службы праздника

На иконах иногда изображаются крещаемые. Евангелист Лука повествует о том, что Христос крестился вслед за народом: «Когда же крестился весь народ, и Иисус…» (Лк. 3: 21). Оглашаемые с древности перед крещением снимали с себя одежды, что символизировало отложение «ветхого человека», а после принятия Таинства крещеные надевали новые, светлые «уборы». Так же и на иконах: мужчины разного возраста снимают свои одежды, плывут. Некоторые из них стоят по обоим берегам реки, в толпе выделяются старцы, юноши и женщины, которые держат на руках младенцев; в композицию поздних икон вводятся группы калек, убогих и нуждающихся людей. Жесты людей, в отличие от основных персонажей, оживленные: крещаемые поворачивают головы друг ко другу, кивают, пожимают от удивления плечами, в их позах оживление и радость. В воде изображаются рыбы, которые символизируют человеческие души.

Таким образом, мы видим, что на иконе Крещения Господня изображается Пресвятая Троица, ангельский мир и святые. Иногда позади Иоанна стоят апостолы Петр и Андрей, жест их рук, поднятых к груди с обращенными наружу ладонями, говорит о молчаливом собеседовании: они дивятся великому Таинству.

Жанна Курбатова
Источник: Сретенский монастырь