Проблема периодизации истории еврейского народа

Проблема периодизации истории еврейского народа

Проблема периодизации истории еврейского народа

Для понимания истории иудаизма необходимо составить представление о ключевых этапах развития религиозной традиции иудаизма. Поскольку речь идет о духовном пути народа, будет разумным опираться на хронологическую схему, сформулированную человеком, чей духовный авторитет не подвергается сомнению среди единоверцев.

Наиболее показательной представляется периодизация, предложенная знаменитым учителем, великим мудрецом и каббалистом пражским раввином Иегудой Ливо бен Бецалелем (1525–1609). Он выделял в религиозной истории еврейского народа три эпохи85:

1) Геулла(сивр."избавление»):от исхода из Египта и до разрушения Первого храма;

2) Галут (с ивр. «изгнание»): от разрушения Первого храма до строительства Третьего храма;

3) Вторая Геулла («в последние дни») (ср.: Быт. 49:1): от прихода Машиаха (Мессии) и возведения Третьего храма.

Данная периодизация есть замечательный образец священной истории. Она оформлена в виде базовых сакральных образов, содержит отсылку к библейским сюжетам, простирается в будущее и не имеет окончания в хронологической перспективе.

Поскольку первая из перечисленных эпох является библейской, ее события описываются в книгах Ветхого Завета и служат предметом изучения соответствующих наук. Здесь нам необходимо кратко остановиться на специфике структуры и содержания так называемой «Еврейской библии», называемой иудеями «Танах», а также соотнести названия книг с теми, что приняты в Православии86.

Сразу следует оговориться, что Танах не имеет в себе тех книг, которые в православных изданиях Ветхого Завета именуются «неканоническими». Соотношение же наименований, порядка и рубрикации остальных текстов можно увидеть в следующей таблице.

Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг
Торá (Закон) Берешит (В начале) Бытие
Шмот (Имена) Исход
Ва-йикра (И воззвал) Левит
Бе-мидбар (В пустыне) Числа
Дварим (Слова) Второзаконие
Невиим (Пророки) Ранние пророки Иехошуа бин Нун (Иисус сын Навина) Книга Иисуса Навина
Шофти "м (Судьи) I и II Книги судей
Сефер Шмуэль (Книга Самуила) I и II Книги Царств
Сефер млахим (Книга Царей) III и IV Книги Царств


Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг
Поздние пророки Иешаяху (Исайя) Книга пророка Исайи
Ирмеяху (Иеремия) Книга пророка Иеремии
Иехезкель (Иезекииль) Книга пророка Иезекииля
Хошеа (Осия) Книга пророка Осии
Иоэль (Иоиль) Книга пророка Иоиля
Амос (Амос) Книга пророка Амоса
Овадий (Авдий) Книга пророка Авдия
Иона (Иона) Книга пророка Ионы
Михá (Михей) Книга пророка Михея
Нахум (Наум) Книга пророка Наума
Хаваккук (Аввакум) Книга пророка Аввакума
Цфания (Софония) Книга пророка Софонии
Хаггай (Аггей) Книга пророка Аггея
Зхария (Захария) Книга пророка Захарии
Мал’ахи (Малахия) Книга пророка Малахии
Ктувим (Писания) Тхиллим (Славословия) Псалтирь
Сефер мишлей (Книга притчей) Притчи Соломона
Иов (Иов) Книга Иова
Шир ха-ширим (Песнь песней) Песнь песней Соломона


Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг
Тхиллим (Славословия) Псалтирь
Сефер мишлей (Книга притчей) Притчи Соломона
Иов (Иов) Книга Иова
Шир ха-ширим (Песнь песней) Песнь песней Соломона
Рут (Руфь) Книга Руфи
Эйха («Как!») Плач Иеремии
Кохелет («Собирающий») Книга Екклезиаста или Проповедника
Эстер (Эсфирь) Книга Есфири
Даниэль (Даниил) Книга пророка Даниила
Эзра (Ездра) Первая книга Ездры
Нехемья (Неемия) Книга Неемии
Диврей ха-ямим (Книга хроник) I и II I и II книги Паралипоменон


Последний период – Вторая Геулла – представляет собой краткую формулу эсхатологических чаяний еврейства.

Но наиболее важной для понимания иудаизма и в собственном смысле слова исторической является вторая эпоха – эпоха Галут. Она, в свою очередь, чрезвычайно обширна. Однако данная эпоха принципиально значима для изучения, поскольку именно в это время формируется иудаизм как антитеза христианству. Поэтому ее можно назвать периодом от возникновения христианства (хотя формально она начинается на несколько десятилетий позднее) до сего дня.

Современные исследователи еврейской истории делят этот временной отрезок на несколько отдельных периодов87:

I. Талмудический период (от разрушения Иерусалима в 70 г. н. э. до VI в.);

II. Раввинистический (постталмудический) период (VII- XIX вв.);

III. Современная эпоха, или эпоха Третьего храма (XIX в. – по наст. вр.).

Источник: История религий / Митр. Иларион (Алфеев), прот. Олег Корытко, прот. Валентин Васечко. — Москва : Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с.