От чего зависит сила молитвы?

От чего зависит сила молитвы?

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СИЛА МОЛИТВЫ?

Можно ли повлиять на силу молитвы? Почему Бог порой нас не слышит? Может быть, Ему нужно молиться подольше? Может, лучше, чтобы за нас помолился духовник или монастырский старец? Священник Олег Кручинин ответил на эти и другие вопросы.

КАКУЮ ЕЩЁ МОЛИТВУ ПОЧИТАТЬ?

Несколько лет назад в одном из монастырей Киева я познакомился с монахом. Он приехал с Кавказа, чтобы навестить свою болеющую маму. Его внешний вид был необычным: этот человек жил в труднодоступном месте, куда зимой можно было попасть только на вертолёте, а летом — проделав опасный путь через горы. Встреча с таким человеком, конечно, произвела впечатление. Все собрались, чтобы послушать его советы о духовной жизни. И этот монах заговорил о молитве. Он вспомнил историю, как весной, когда начал таять снег, он взял ведро и стал спускаться в ложбинку, чтобы набрать там воды. И вдруг поскользнулся, упал и начал съезжать вниз, в каменистое ущелье. Скорость была ужасная, он мог запросто разбиться насмерть. «Всё, что я мог сказать, были два слова: „Господи, помилуй!“» В этот момент словно какая-то сила выбросила его на обочину, и он остановился. Ведро покатилось вниз, а он смог выбраться. Руки его были в крови, одежда изорвана, но этот человек выжил.

Эти два слова — «Господи, помилуй!» — это молитва, самая настоящая. И, наверное, наиболее часто повторяемая в наших храмах. Люди, которые приходят в церковь, нередко спрашивают священника: «Какую молитву мне прочитать, чтобы…» — и далее следует просьба: чтобы дочь вышла замуж, муж перестал пить и так далее. И когда слышат ответ: «Помолитесь Господу Богу!» — порой отвечают: «Это понятно, Богу мы и так молимся. А кому ещё, какую ещё молитву прочитать?» Получается, что для некоторых людей молитва — это таблетка, выпив которую, можно получить исцеление.

Да, современные таблетки позволяют быстро снять боль, но понятно, что это краткосрочное явление. Если мы сняли боль один раз, это не значит, что нам удалось победить болезнь. Главное в медицине — бороться не с проявлениями болезни, а с её причинами. Так и с молитвой. Часто люди относятся к ней как к некоей магии, заклинаниям, какому-то «правильному» набору звуков, издавая которые они получат желаемый результат. Но со слов святых отцов и из опыта Церкви мы знаем, что молитва — это не заклинание и не языческий заговор, это разговор человека с Богом. Живого человека с живым Богом.

В молитвах мы называем Господа Отцом Небесным и хотим быть детьми Божиими. В обычной жизни, когда человек общается с родителями, то делает это не с помощью книжки, а своими словами. Так и в молитве важно, чтобы христианин разговаривал с Богом своими живыми словами, понятными ему самому. Очень важно, чтобы он научился обращаться к Нему искренне.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БОГ УСЛЫШАЛ?

Порой задают вопросы: как сделать, чтобы молитва была «сильнее»? Что конкретно нужно сделать, чтобы наши молитвы были услышаны? Тот пример, который я приводил выше, говорит о том, что молитва не обязательно должна быть многословной. Размер и длина молитвенного текста, акафиста или канона не первостепенны. Главное — это наша искренняя вера, желание помолиться, стремление пообщаться с Отцом нашим Небесным. У людей есть потребность общаться с родными и близкими, с теми, кто любит нас и кого мы любим. Такая же потребность должна быть и в молитве.

Для этого нужно установить некоторый порядок молитв. Если мы откроем молитвослов, то первое, что там встречаем, это утреннее правило. И в каждом есть такое предисловие: «Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Ами́нь. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным…»

Эти слова относятся не только к утренним молитвам, но ко всем, что мы произносим в течение всего дня. «Восстать от сна» — то есть пробудиться от того состояния, в котором человек находится, оставить в стороне свои житейские дела и заботы и представить себя перед Господом. При этом важно не рисовать перед собой какие-то образы Бога. Часто во время молитвы люди представляют Его себе, наделяя человеческими качествами. Например, будто это длиннобородый старец, сидящий на облаке, который смотрит на нас и записывает грехи. Этого не нужно допускать, надо просто молиться Ему.

Необходимо молиться регулярно. Почему утренние и вечерние молитвы названы словом «правило»? — потому что это образец, пример для подражания. Важно, чтобы мы молились в одно и то же время утром и вечером. Желательно по возможности собираться для молитвы вместе всем членам семьи. Удобнее всего это делать вечером.

Важно молиться бесстрастно. Святые отцы учат тому, что не нужно выплёскивать в молитву свои эмоции. Не надо заламывать руки и так далее, потому что это будет уже не молитва, а какой-то спектакль, в котором человек слушает себя, а не Бога.

ЧЕТЫРЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Что ещё нужно, чтобы наша молитва была действенной? По учению Церкви, мы должны духовно развиваться минимум в четырёх направлениях. Прежде всего, это наши добрые дела. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что любовь больше, чем молитва: «Молитва — это добродетель в числе прочих, в то время как любовь обнимает собой все добродетели». Наши добрые дела — плод нашей молитвы и условие для неё.

Фото: monasterium.ru

Понятно, что молитва святых людей и тех, кто соблюдает заповеди Божьи, старается вести достойную жизнь, отличается от молитвы тех, кто живёт греховно. Почему люди ищут молитвенников, почему всегда тысячи и тысячи ехали к святым? Потому что они видели, что эти люди — сильные молитвенники. И сегодня многие верующие стараются найти старцев, духовных наставников и тех, кто помолится за них. Но важно не возложить на своих молитвенников эту обязанность, не просто передать им записку о здравии с десятью именами, но и самим стремиться к тому совершенству духовной жизни, которого достигли эти люди.

Следующее условие — необходимо участвовать в жизни Церкви, её таинствах, прежде всего — в исповеди и причастии. Когда человек лично принимает участие в богослужении, каждое воскресенье приходит на литургию, он постепенно вбирает в себя весь опыт Святой Православной Церкви. В храме всё воздействует на человека: и присутствующая там благодать Божья, и пение хора, и запах ладана, и колокольный звон, и иконы, и свечи, и молитва, и проповеди.

Третье условие — наша личная, индивидуальная молитва. Важно регулярно молиться, причём делать это самому. Многие люди говорят: я не понимаю того, что написано в молитвослове, зачем молиться на непонятном языке? Действительно, такие мысли возникают у тех, кто не пытается разобраться, не стремится идти дальше. Любая наука поначалу непонятна. Когда дети приходят в первый класс, их никто не нагружает знаниями по физике или высшей математике, им дают посильные знания. Так и в Церкви: никто не требует, чтобы новоначальный христианин брал на себя молитвенные подвиги.

Для начала достаточно выучить несколько молитв: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Царю Небесный» и так далее — и читать их по утрам и вечерам. Затем, конечно же, нужно познакомиться с содержанием православного молитвослова. Там собраны молитвы святых отцов, настоящие жемчужины духовой жизни, которые вобрали в себя опыт этих подвижников. Потом нужно приучить себя читать эти молитвы регулярно. Позже, когда появится навык молитвы, многие слова, поначалу казавшиеся непонятными, станут родными и любимыми. Ведь когда мы читаем молитвы утром и вечером, то не задумываемся, кто их написал — Иоанн Златоуст или Василий Великий, это уже мы разговариваем с Богом их словами.

И четвёртое условие — это регулярное чтение Священного Писания: Нового и Ветхого Завета.

Кроме этого, сегодня можно найти множество книг, сайтов, теле- и радиопередач, которые позволяют просвещаться, совершенствовать свою духовную жизнь.

А ЕСЛИ БОГ НЕ СЛЫШИТ?

Нужно помнить, что само слово «молитва» происходит от слова «мольба». Кто-то из святых отцов сказал, что самая короткая молитва — это вздох, когда человек не высказывает никаких слов, но только покаянно вздыхает.

Конечно, мольба — это просьба к Богу, а не требование. Наше желание не должно исполниться в тот же момент. Если нам кажется, что Бог не слышит наши молитвы, забыл о нас, не любит нас — мы ошибаемся. Он нас слышит, знает и любит. Но может не исполнять то, о чём мы попросили, потому, что либо попросили не то, что нужно для нашего спасения, либо необходимо ещё некоторое время понести данный нам крест.

Сам Господь в Гефсиманском саду просил Бога Отца, чтобы Его миновала чаша страданий. Но эта молитва Иисуса Христа не была исполнена. Его чаша страданий не миновала. Поэтому, если даже Спаситель молился и не получил просимого — так, как Ему тогда хотелось по Его человеческой немощи, — то что говорить о нас?

Мы понимаем, что есть Господь, наш Отец, мы — Его дети. Богу виднее, что нужно сегодня для нашего спасения, а что нет. Поэтому я желаю всем нам участвовать в молитве, в богослужениях, в таинствах. Делая это настойчиво и регулярно, очищаясь от грехов, мы соединяемся с Богом.

Апостол Павел сказал: «Непрестанно молитесь!» (1Фес. 5:17). Поэтому, где бы ни были — дома, во время выполнения каких-то дел, на работе — это возможность проявить себя христианами. Легко молиться в храме, где молятся все, одновременно становясь на колени, кланяясь и крестясь. Гораздо труднее оставаться христианином в неприятных ситуациях: с соседями, которые спорят с вами, на работе, когда несправедливо обвиняют или оскорбляют; не кричать, когда хочется, не наказывать, не злиться. Легко быть христианином по воскресеньям, с 8 до 10 утра, и гораздо сложнее — всё остальное время. Желаю, чтобы у всех нас это получилось.

Священник Олег Кручинин
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия