О молитве. Прот.Константин Ровинский

О молитве. Прот.Константин Ровинский

О молитве

Признаком правильного отношения человека к Богу является молитва, ибо это свойство истинного христианина, крещенного и помазанного Святым Духом, являющегося нашим учителем и утешителем (1 Ин. 2:20) ("...Вы имеете помазание от Духа Святаго и знаете все" (1 Ин. 2:20). - Прим. ред.). Молитва - не только беседа с Богом, но, еще более, возвышение горе верующего сердца и ума и всех сил души (Пс. 18:15) ("Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой" (Пс. 18:15). - Прим. ред.).

Без молитвы не находят Бога, молитва есть именно то средство, при помощи которого ищут и находят Бога (Мф. 7:7-8). Молитва есть залог и узы, которыми Предвечная Любовь привлекает нас к Себе и желает возможно дольше удержать у Себя.

Устная молитва возвышает душу и дух к Богу и является смиренным, добрым внешним упражнением - дерзновенной беседой с Богом; она ведет человека к внутренней молитве, а затем и к благодатной (сверхъестественной), как об этом говорит апостол Павел (1 Кор. 14:15) ("Стану молиться духом, стану молиться и умом"(1 Кор. 14:15). - Прим. ред.).

Внутренняя молитва творится непрестанно в вере, духе и уме, как говорит Господь наш Иисус Христос: "Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин. 4:24), "беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает скорбь" (Пс. 76:7) ("...Беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?" - Прим. ред.), "Приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче" (Рим. 8:15).

Внутренней молитвой человек приводится к молитве благодатной (сверхъестественной), которая является истинным соединением с Богом через веру, так что сотворенный дух наш совершенно растаивает и погружается в несотворенный Дух Божий. При такой молитве душа наполняется любовью к Богу, так что она может мыслить только о Боге, если же на сердце и ум приходят и мысли, и чувствования о другом, то это отзывается печалью в душе. При такой молитве душа не допускает ничего говорить языку или весьма мало, всегда воздыхает о Боге, ищет Его, в Нем находит единственное удовольствие, забывает весь мир и все сущее в мире и все более и более Богопознанием, любовью и радостью исполняется, и радости той не может выразить язык.

"Кто любит Меня, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21), - говорит об этом Спаситель ("Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21). - Прим. ред.). Это высшая награда человеку на земле за его любовь к Богу.

Таким образом, без устной молитвы нельзя достигнуть внутренней, а без внутренней - сверхъестественной, почему Бог и повелевает так усердно и так часто молиться.

Но молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной.

Из примера Господа нашего Иисуса можем получить наставление об этих трех видах молитвы, если мы внимательно рассмотрим, как Он молился. Часто Господь проводил в молитве подряд несколько дней и ночей (Лк. 6:12), молился Он изо всех сил (Лк. 22:44), в молитве радовался (Лк. 10:21). Сам предаваясь молитве, Он и нас и словом, и делом учил этому (Мф. 6:9-13). Как говорил Он Своим ученикам: "Бодрствуйте и молитесь, да не впадете в искушение" (Мф. 26:41).

Побуждая нас к молитве, Спаситель показывает, что для Него нет ничего дороже и приятней нашей молитвы, и что за нее Он нас так любит, что мы можем получить от Него всякое благо для души. А чтобы мы не могли иметь никакого сомнения, будто бы нельзя получить этот высокий и благородный плод молитвы, Он не только сказал: "Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Ин. 16:24), но даже собственным примером побуждал нас к молитве. Молился о нас во время Своих страданий, как говорит евангелист: "И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (О молитве Господа нашего Иисуса Христа имеются указания в Св. Евангелии: Мф. 6:5-15; 7:12-17; Мк. 1:35; 6:46; 14: 32-40; Лк. 6:12; 9:28-29; 11:5-11; 18:1-15; 21:36-37; 22:41-45; Ин. 5:22; 15:4-8; 16:23-25. 0 молитве находим сведения: в Деяниях апостольских: гл. 4: ст. 8:10, 16:31: 32; в посланиях апостолов: Иак. 5:13-14; Иуда, 1:20-21: Павла: Рим. 12:12; Еф. 6:8; Фил. 4:6-7; 1 Фее, 5:18; 1 Тим. 2:1-2. - Прим. авт.).

Вся жизнь Христа была не что иное, как непрестанная молитва и воздыхание о том, чтобы исполнить волю Божию. И окончил Он на кресте Свою жизнь с молитвою (Лк. 23:46).

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны.

Спаситель и здесь должен служить примером. Он учил людей смирению не одними словами, но и делом, смирив Себя даже до крестной смерти (Фил. 2:3), почему и мог сказать:"Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11:29). Умыв ноги своим ученикам (Ин. 13:4-5, 12-16), Спаситель хотел своим примером насадить в нас добродетель смирения.

Истинное смирение делает то, что душа видит прежде всего собственную свою нищету и ничтожество. Любовь, соединенная со смирением, всегда судит и осуждает сначала себя, а потом других. Видя пороки, недостатки, ошибки ближнего, она обращается сама к себе и самое себя оплакивает, ибо в падении ближнего она видит свое собственное бедственное состояние. О погрешностях ближнего любовь милосердствует (Гал. 6:1) ("Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6:1). - Прим. ред.), почему мы с терпением, смирением и кротостию должны помогать ему, [прощать] слабости и бремя [его] носить.

Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям.

Господь обусловливает исполнение нашей молитвы проявлением на деле нашего смирения и любви к людям, что должно выражаться именно в прощении нанесенных ими обид. "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14-15) ("Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14-15). - Прим. ред.), - говорит прямо и категорически Господь наш Иисус Христос.

Так же категорически Спаситель в другом месте указывает, как высоко нужно ставить личность человека, как образ Божий, не оскорбляя уничижительными словами и отзывами о нем. Спаситель прибавляет:"Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5:23-24).

Поступаем ли мы так, как заповедал нам Божественный Основатель нашей религии? Увы! В большинстве случаев - нет. Если мы внешне и примиряемся с обидевшим нас, то делаем это более из политики или из светского приличия, затаивая в душе злобное против него чувство и проявляя при всяком удобном случае к нему недоброжелательство, стараемся ему повредить хотя бы в общественном мнении. А как часто, ставя во главу угла свое самолюбие и гордость, обижаемся на ближнего за его ошибку или неумышленно нанесенную обиду, а сами в то же время позволяем себе умышленное резкое с ним обращение, заглазное злобное осуждение, прощая себе все, не прощаем ближнему ни малейшего его промаха, тогда как мы должны быть строгими к себе и снисходительными к другим.

Неудивительно поэтому, что весьма часто исполняется молитва более грешного, чем мы, человека, только потому, что, вредя грехами своей душе и телу, он имеет в сердце мир и прощает всем их обиды, ошибки и даже нанесенные ему оскорбления. И это понятно:где мир, тишина, лад, любовь - там Господь.


Каким является лицемерием и как фальшиво звучат в устах людей, не обладающих христианским всепрощением, слова молитвы Господней: "И остави нам долги наша, якоже и ми оставляем должником нашим".

А мы дерзаем каждый день повторять эти слова, заведомо зная, что это неправда. Этого мало, мы со злобой в душе против брата нередко приступаем к таинству Св. Причащения, забывая или ставя ни во что слова апостола Павла: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы" (1 Кор. 11:27-31). Имея сердце враждующее, невозможно причащаться Крови Христовой, из любви пролитой с изобилием.

Из притчи о должниках (Мф. 18:24-35) видно, что Бог гневается, как на великий грех, на немилосердие: долг Он может забыть, но не забудет немилосердия: "...так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца брату своему согрешений". Господь повелевает любить даже врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас, молиться за обижающих нас и гонящих нас, и тогда, говорит Он, мы будем сынами Отца нашего Небесного (Мф. 5:44-45). Он Сам возлюбил нас, когда мы были врагами Его (Рим. 5:10), и утверждает, что если мы не станем любить наших врагов, то не сможем быть сынами Отца нашего Небесного. Не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин. 3:14), ибо он не имеет истинной жизни. Но помимо всего этого следует помнить, что прощать оскорбления есть свойство высокой, благородной души. Истинно любящий ближнего ни на кого легко не гневается, кроме себя. Истинный мир состоит не в великом счастье, но в смиренном терпении злополучия. Мужественный дух не способен к хулению.

Самое великое и благородное мщение - скоро прощать. 

Библия дает нам также великие примеры прощения обид и оскорблений: с каким терпением сносил Моисей хулы и поругания от народа, будучи, как говорит Писание, кротчайшим из всех людей на земле (Чис. 11-12), и как терпел своего ругателя Семея царь и пророк Давид (2 Цар. 16:10).

А Господь наш Иисус Христос, уподобившийся терпеливому агнцу, не отверзающему Своих уст, не только простил Своих врагов и мучителей, но еще молился за них. И как скоро Бог умилостивляется и каким Он обладает всепрощением, говорит 102-й псалом: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается и не во век негодует... Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс. 102:8-9, 13).

Апостол Павел в XII главе (ст. 19-20) Послания к римлянам заклинает их не мстить за себя, давая место гневу Божию, ибо написано: "Мне отомщение, и Я воздам" (Втор. 32:35), и убеждает их, если враг голоден, накормить его, если жаждет - напоить его. "Ибо, делая сие, - говорит апостол, - ты соберешь ему на голову горящие уголья" (Притч.25:21-22).

Что это значит? То, что воздаяние добром за зло является не только самым благородным актом мести, но и смиряет противника. Человек, так поступающий, не сам себя возвышает, но его благородный образ действий настолько ставит его выше противника, что тот, если, конечно, имеет совесть и человек порядочный, должен невыносимо страдать от сознания, как он низко пал по сравнению с лицом, им обиженным, и что он не способен на такой высокий и благородный поступок (Я в своей жизни никому из лиц, меня оскорбивших или сделавших мне зло, не мстил даже дурным о них отзывом. Делал я это не потому, что я обладаю достоинствами истинного христианина, а вследствие случайности - воспитания, полученного мною от родителей, служивших мне примером высокого благородства, порядочности и уважения к достоинству человека. Благодаря этому, я с юных лет признал месть, клевету, зависть и неблагодарность чувствами рабскими, хамскими. Отец мой всегда мне внушал, что самая благородная месть врагу - сделать ему добро. Когда я слабыми своими стопами пошел по духовному пути, то утвердился в этом еще более, найдя, что усвоенные мною правила жизни соответствуют христианским началам. Но интересно, что все лица, сделавшие мне сознательно зло, пострадали так или иначе. - Прим. авт.).

Что же мешает нам развить у себя христианское смирение, и почему самое трудное для человека - твердо решить стать на этот путь? Препятствием служит гордость.

Гордость поистине мать грехов, так как начало зла в мире положено падением Денницы, возгордившимся и свергнутым с Неба. Когда-то светлый Серафим, богато одаренный по сотворении высокими качествами - красотой, премудростью, светом, славой, - Денница начал любить больше всего самого себя и восхвалять свои достоинства, воздавая честь не Богу, даровавшему ему высокие совершенства, но себе самому и любовь свою направил от Бога к себе самому, развратив своею гордостью других ангелов, над которыми он начальствовал.

То же происходит в жизни и с гордым человеком, развивающим у себя самолюбие, честолюбие, тщеславие, желание властвовать или руководить другими и стремиться исключительно к своей пользе. Он не только вредит себе, но невольно вызывает у других стремление ему подражать, в особенности если он достигает высокого положения в государстве или в обществе и вообще завоевывает себе, часто без всяких заслуг, но смелостью, властолюбием, резкостью, способностью отомстить или сделать какое-либо зло и вообще нещадностью, так что его боятся, командные высоты в частной и государственной жизни.

История каждого народа являла нам тысячу примеров, когда гордость идет рука об руку с успехами смелых людей на жизненном пути, содействуя укреплению в них эгоизма и полному угашению любви к другим людям.

Усвоение некоторыми людьми учения Ницше о сверхчеловеке особенно этому содействовало. Ежедневно мы наблюдаем в человеческих отношениях великую злобу, ужасную гордость, ненависть и зависть. По мнению злой и гордой души, другой человек должен быть или ничто, или, во всяком случае, ниже него.

Такую жестокую завистливость и гордыню посеял диавол в человеческую душу и потому, по причине такой завистливости, ненависти и вражды, в человеческой душе отобразился облик и образ сатаны.

Вот почему человеку, желающему побороть в себе гордость, надлежит просить Бога о двух вещах: чтобы в нем разрушился образ сатаны и, потом, чтобы восстановился образ Божий. Без молитвы никаких спасительных даров от Бога получить нельзя (Иак. 1:17).

Но предварительно человек должен сам доложить начало в борьбе с гордостью, следя за своими мыслями, словами и поступками. Он должен понять, что если диавол хочет, чтобы ему поклонялись, то такого диавола, который желает, чтобы все ему поклонялись, носит в своем сердце каждый гордец и честолюбец, почему ему следует стараться ниспровергнуть в своем сердце и низложить этого идола, памятуя, что гордость человека подвергает его падению вместе с диаволом.

Большую помощь в борьбе с гордостью и вызываемыми ею грехами (честолюбием, славолюбием, тщеславием, превозношением, осуждением других и т.д.) оказывает размышление о бренности всего земного, ввиду неизбежной нашей смерти, о ничтожестве человека и о том, что все дарования, которые мы имеем, даны Богом.

Псалмопевец царь Давид, чтобы указать на ничтожество человека, уподобляет его тени, говоря: "Человек ходит, подобно тени" (Пс. 38:7). Потом уподобляет его сновидению, которое проходит мимо (Пс. 89:6).

Сама по себе тень не имеет ни жизни, ни существования, подобно ей, и человек сам по себе не имеет ни жизни, ни силы, ни могущества, но, как тень от тела, как сияние от солнца, зависит от Бога. Сновидение же, которому уподобляет человека псалмопевец, не что иное, как тщета (Сир. 34:2).

Когда же человек забывает, что он как тень и зависит от Бога, Который Один есть все, и начинает думать, что он есть нечто, тогда как он ничто, то он обманывает самого себя (Гал. 4:3), ибо он отпадает от истинного Существа, Которое все, в собственное ничто; от устойчивого, вечного Бога - в суетную тщету; от Истины - в ложь. Отвращаясь же от Бога, человек "оставляет камень спасения" (Втор. 32:15).

Если человек твердо решит "положить начало благое" в борьбе с гордостью и начнет на этом пути первые шаги самостоятельно, он всегда получит благодатную помощь от Бога.

Мой религиозный опыт мне показал, что Господь протягивает руку помощи, подобно тому, как Он протянул ее утопавшему ап. Петру: человек должен иметь не только произволение, т.е. искреннее доброе намерение и решение исправить свою жизнь, перестав грешить, но должен начать приводить в исполнение это решение, сделав самостоятельно первые шаги по пути спасения, начав борьбу со страстями и греховными привычками. В то же время, сознавая свою слабость и памятуя слова Спасителя: "Без Меня не можете ничего делать" (Ин. 15:6. - Прим. ред.) и "Я с вами до скончания века" ("...Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). - Прим. ред.), он должен взывать к Богу о помощи.

Кроме молитвы ему следует, конечно, прибегать к спасительным таинствам, получая через них от Господа благодать и силу к перенесению искушений и к борьбе с грехами и страстями.

Благодать поэтому и называется "содействующей", что она только помогает людям приводить в исполнение их решение начать новую жизнь по Христовым заповедям, но не принуждает их изменить свою жизнь, отстав от греховных привычек. У преп. Иоанна Кассиана находим подтверждение этой мысли. Спасительный процесс, по Кассиану, представляется в следующем виде: "произволение по переходе в волевой акт может быть при содействии благодати, понимаемой в смысле внутренней действующей силы. Отсюда начало доброго волевого акта (желание добра и помышление о нем) может полагаться самим человеком".

И это вполне понятно: люди не пешки, а существа, созданные по образу и подобию Божию, обладающие свободной волей, и Господь Бог, Существо совершенное и свободное, призвавшее нас к святой совершенной жизни, назвавшее нас своими "детьми" и "друзьями" и желающее по Своей бесконечной любви быть с нами в постоянном общении, может иметь это общение только с существом свободным же. Христос совершает спасение людей в области свободного духа, область же свободного духа раскрывается только свободными усилиями человека.

Но Христос Спаситель, призывая нас к смирению и служа примером истинного смирения, одновременно предлагает нам быть и кроткими, каким был Он. Кротость и смирение находятся, несомненно, во взаимодействии. Эти высокие качества души дополняют одно другое: человек, который, при помощи благодати, достиг смирения, будет всегда стремиться быть кротким, а развивший у себя кротость, соединенную всегда со всепрощением, делается и смиренным.

Иисус Христос, отвечая ученикам на вопрос, кто больше в Царстве Небесном, сказал: "...истинно говорю вам, если не обратитеся и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мф. 18:3-4). И в другой раз, когда ученики не допускали к Нему детей: "...не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам:кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил руки на них и благословил их" (Мк. 10:14-16). Какое же главное свойство дитяти? Прежде всего, каждый ребенок (за исключением лишь детей ненормальных, имеющих плохую наследственность, а также живущих в плохих условиях домашней жизни и наблюдающих кругом проявление зла во всех видах или переносящих это на себе) отличается незлобивостью и кротостью. Ребенок поэтому скоро прощает и забывает обиды. Он жалеет человека и животных и если делает иногда им зло, то несознательно. Далее, дитя (за исключением детей ненормальных или неумело воспитываемых - балуемых - и являющих собою лицемерные типы) отличается искренностью и правдивостью. Он верит каждому слову родителей и воспитателей и доверяет им.

Каждая несправедливость огорчает и возмущает ребенка. Он отличается непосредственностью.

Все эти свойства, которые, казалось бы, должны украшать человека, так как, несомненно, относятся к элементам праведности, у людей, за очень редкими исключениями, не сохраняются. Жизнь с ее борьбой и треволнениями в миру, который "во зле лежит", ломает человека, и те качества, которые Спаситель ставит так высоко и которыми человек обладал в детстве, или совершенно им теряются, или они проявляются в столь слабой форме и так редко, что не замечаются и не бывают его характерной особенностью.

Популярные учения разных властителей дум современных людей, проповедующих, что право на жизнь имеют лишь сильные, что "падающего нужно подтолкнуть", что человеку все дозволено, почему он должен лишь дерзать, и что смелые, дерзновенные люди, ни с чем не считающиеся, кроме своей воли и стремлений, и дадут в будущем "сверхчеловека", особенно содействовали отрицательному отношению людей к кротости. Кротость поистине не в чести обретается. Если в наш жестокий век доброта у людей считается за глупость, добродушие за тупость, деликатность за слабость, то кроткому человеку отводится, можно сказать, последнее место, как круглому дураку. Где месть именуется "святой", а ненависть - "священной", там кротость не может быть уделом "умных людей".

Да и в прежнее время кротость людьми не особенно-то жаловалась. Еще у женщин ее переносили, считая иногда кротость их "украшением", подобно тому, как выражаются, что слезы - сила женщины. В частности "обывательской" жизни и в прежнее время к кротким людям относились снисходительно-иронически. Про кроткого, прощающего обиды и неспособного "отомстить" (под чем иногда понималось умение постоять за себя) человека в обществе прямо говорили в лучшем случае с сожалением: "Он не от мира сего", или называли "Божьей коровкой", в худшем - "теленком", "овцой".

Да и женщины, например, не переносят кротких мужчин. Большинство женщин полагают, что человек только тогда может считаться сильным и только тогда он может быть опорой жены и с ним можно смело пускаться в плавание по жизненному морю, если он не обладает мягкостью, а тем более кротостью, делающих, по их мнению, человека слабым, неспособным к борьбе и к должному в потребных случаях отпору.

Мы знаем, как, например, низко расценивала мудреца и философа Сократа его собственная жена - Ксантиппа, которая, не только вследствие своей необразованности и недалекости, не могла понять, как велик был ее муж, но те унижения, которым она его подвергала, вплоть до выливания на голову помоев, объясняются, несомненно, тем, что Ксантиппа не выносила кротости и незлобивости Сократа, это претило ей как женщине. Семейная жизнь Сократа является классическим примером того, как ненавистна женщине кротость в мужчине.

Чем дальше мы пойдем в глубь веков, тем ярче будет у женщины это свойство. Первобытная женщина уже прямо признавала и ценила у мужчины одну грубую силу и всегда принадлежала более сильному.

Из истории еврейского народа мы знаем, что пророк-боговидец Моисей был "кротчайшим из людей" и как "жестоковыйный" еврейский народ, благодаря этому, мало ценил его высокие нравственные совершенства, праведную жизнь, глубокую веру и близость к Богу, часто ропща, отказываясь исполнять его повеления, хотя они исходили от Бога, и даже поднимая возмущения.

То же следует сказать и о кротчайшем царе, пророке и псалмопевце Давиде, которого позволяла резко осуждать собственная жена Мелхола, когда он. при переносе в Сион ковчега Завета не только славил Бога в псалмах, бряцая на органе и тимпане, но в священном восторге плясал, идя впереди этой святыни. А как издевались и глумились над ним собственный сын Авессалом и Семей! И царь Давид все с кротостью переносил и даже ограждал их жизнь.

Вообще в жизни кроткий человек всегда проигрывал и проигрывает. Люди обыкновенно долго присматриваются к нему с недоверием, авансом признавая его недалеким и, лишь  когда он удивит их каким-нибудь выдающимся высоконравственным поступком, примиряются с этим невыгодным для него свойством души. Тогда как человек, обладающий характером властным, мстительным, суровым, да если он к тому же имеет внушительную внешность, всегда сразу завоевывает себе положение среди людей и расценивается ими более высоко, чем кроткий, миролюбивый, хотя бы первый и не блистал ни умом, ни дарованиями. Иначе относится Бог к людям кротким: "На кого иного воззрю, - говорит Господь, - если не на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих" (Ис. 66: 2). "За верность и кротость его (Моисея) Он (Бог) освятил его, избрал Себе из всех людей" (Сир. 45:4). "Наставит (Господь) кроткия на суд, научит кроткия путем Своим" (Пс.24:8).

Вот что говорит премудрый царь Соломон о кротости: "Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей" (Притч. 14:30). "Кроткий язык - древо жизни, но необузданный язык сокрушение духа" (Притч. 15:4). "Кротость склоняет к милости вельможу, мягкий язык переламывает кость" (Притч. 25:5).

Апостол Петр указывает, что пусть украшением женщин будет "не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Пет. 3:3-4).

Кротость потому является столь высоким свойством человека, что она есть плод духа, как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, воздержание (Гал. 5:22-23). "Кротость ваша, - пишет апостол Павел Филиппийцам, - да будет известна всем человекам.Господь близко" (Флп. 4:5).

Тот же апостол в Послании к Титу (Тит. 3:2) предлагает ему напоминать пастве, чтобы верующие никого не злословили, не были сварливыми и оказывали "кротость во всем человекам".

Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, и смирение освобождает ум от надмения и тщеславия" - говорит Максим Исповедник (см.: "Добротолюбие", т. III, стр. 189).

Господь Иисус Христос дает великие обетования людям, достигшим кротости: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Мф. 5:5).

Это говорится о конечных судьбах человечества и Церкви, и поэтому не должны мы смущаться тем, что наблюдаем теперь на земле преобладание везде и во всем зла над добром и грубого насилия над миролюбием и кротостью. Верно по этому поводу говорит оставивший по себе светлую память покойный епископ Таврический Михаил Грибановский (1857-1898) в своем замечательном труде "Над Евангелием": "Пути Церкви в руках Бога. Предадим Ему пути наши и не будем бояться. Он выведет, как свет, правду нашу и справедливость нашу, как полдень. Мы должны твердо верить в силу и крепость нашего Бога. Даже гнева мы не должны допускать в своем сердце, видя успехи беззаконников, и тем более ревновать до того, чтобы им делать зло". И далее, указывая, что во вселенной все в руках Божиих, продолжает: "Злые силы, побивая и ниспровергая друг друга, а иногда карая и добрых за преступления и грехи, исполняют великий закон нравственного возмездия и неумытной справедливости, которая присуща самим стихиям мира и от которой никто и нигде вырваться не сможет. И этот закон рокового саморазрушения зла, насилия, гибнущего от собственного же насилия, исполняясь здесь, на земле, очищает на ней место торжеству кротости. "Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю" (Пс. 36:34).

Гордость препятствует человеку развить у себя смирение (Выше уже упомянуто, что гордость заразительна. После того, как это было мною написано, я прочитал в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (13:1) следующее подтверждение этой мысли: "Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему". - Прим. авт.), воспитать же у себя кротость человеку мешает также одно из проявлений гордости - самолюбие и боязнь, что в наш суровый век беспощадной борьбы за существование люди его сметут с дороги, сомнут. Человек больше всего боится быть смешным.

Кроткий человек, как мы знаем, резко отличается от окружающих, кажется каким-то лицом, "свалившимся с луны", непонятным другим людям, и это ему иногда показывают, отчего страдает его самолюбие, и, остановившись на полпути своего совершенствования, он иногда начинает делать все возможное, чтобы быть "как все люди".

Во втором же случае окончательно утвердиться в намерении быть кротким препятствует слабая вера в помощь Божию и в связи с этим боязнь людей и жизни.

Вообще все почти люди стремятся быть всегда как другие люди. Громадное большинство людей не уясняют себе, что они должны беречь свою индивидуальность, что каждый человек резко отличается от другого и физическими особенностями, и душевными свойствами, и разными дарованиями. "Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова" (Еф. 4:7), о чем также говорится в евангельской притче о талантах.

Гармоническое сочетание смирения и кротости, к чему должны стремиться все христиане, дает ту простоту людям, о которой говорил Спаситель, посылая апостолов на проповедь, заповедуя им быть мудрыми, как змеи, и кроткими, как голуби (Мф. 10:16). Простота не есть простоватость, о которой народная мудрость давно сложила поговорку, что она "хуже воровства"

Мы видим, что Господь Иисус Христос сочетает простоту с мудростью. Простота выражается в искренности, в прямом образе действия, в отсутствии фальши и лицемерия, в доверчивости, в доступности, ласковости, приветливости, в уважении личности другого, в хранении чистым сердца и в тому подобных свойствах, наблюдаемых у детей и с возрастом постепенно исчезающих. Простота и безыскусственность присущи больше всего именно детям, и поэтому иногда говорят "он прост, как ребенок", а этот часто иронический отзыв показывает только, что человек, о котором так выражаются, наиболее приблизился к идеалу, данному нам Спасителем.

Все добродетели, требуемые для того, чтобы человек стал подвижником, суть оттенки одной главной, которую, в противоположность раздробленности и пестроте, можно было бы назвать цельностью души, целомудрием души, простотой, позволяющею быть кротким, незлобивым и чистым, дающею силы совершать подвиги без колебаний и сомнений, но и без внутреннего самоутверждения, самопревознесения и самолюбия. Эта высочайшая и коренная добродетель достигается чрез самоуглубление, или покаяние (свящ. П.Флоренский. Столп и утверждение истины ) - (Цитируемый текст принадлежит Исааку Сирину и приводится о. Павлом Флоренским. См. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 341-342. - Прим. ред.).

Вот что говорит о простоте как о высшей подвижнической добродетели преподобный Исаак Сирии: "Бывает смирение от страха Божия, и бывает смирение от любви к Богу: иной смиряется по страху Божию, другой по радости. И смиренного по страху Божию сопровождают во всякое время скромность во всех членах, благочиние чувств и сокрушенное сердце, а смиренного по радости сопровождает великая простота, сердце возрастающее и неудержимое" (Слово 89) - (см. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914: с.762. - Прим. ред.).

Простота - источник и корень чистоты. "Чистота есть забвение способов ведения через естество, заимствованных от естества в мире. А чтобы освободиться от них и стать вне их, вот сему предел: прийти человеку в первоначальную простоту и в первоначальное незлобие естества своего и сделаться как бы младенцем только без младенческих недостатков" (Слово 21) - (см. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914: с. 762. - Прим. ред.).

В Великом (покаянном) каноне св. Андрея Критского много раз встречаем обращение к Богу, во Св. Троице поклоняемому, - "Троица простая", "Троица есмь проста", - чем неоднократно подчеркивается, что Бог есть Единственное Существо простое, Которое Одно может поэтому признаваться Духом в истинном, высоком смысле этого слова.

"Сущность Божия совершенно проста и неделима, по самому естеству имея в себе простоту и бестелесность", - говорит св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Учение о раздельности имен Лиц Св. Троицы, по его словам, нераздельному единству Совершеннейшего" (письмо к Филагрию о единосущии. Журнал "Христианин". 1913 г. №12. С. 1491).

"В Боге есть единая и единственная природа, именно та, которая существует действительно". При наличии одной субстанции, "три Лица являются соприсущими, совершенными и совечными" (письмо блаж. Иеронима Стридонского к римскому папе Дамасу).

"Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы", - говорит апостол и евангелист Иоанн (1 Ин. 1:5). Отсюда упоминание в антифонах и молитвах: "Свете тихий", "облистание Божества", "осияние", "озарение", "Слава Тебе, показавшему нам свет", "спаси мя Твоим осиянием" и т.п. Термин "осияние" и ему подобные указывают не только на свет умный - свет Триипостасного Божества, "свет разума", но и на видимый, несозданний Фаворский свет - энергию Триединого Божества. Учение о Фаворском свете нетварном, исходящим от Источника Света, развито св. Григорием Паламой, архиепископом Фессалоникийским, и признано Церковью учением православным.

По этому поводу Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, говорит: "Священное Писание называет Бога Светом. Название сие по обыкновенному разумению выражает следующее свойство Божие: Его чистоту. Но не выражает ли оно и существа Божия? Не есть ли Бог в самом деле Свет? И Существо Его не имеет ли чего похожего на свет? ("О Боге вообще, как Учредителе царства нравственного или небесного") - (цитата приводится в книге о. Павла Флоренского "Столп и утверждение истины". М., 1914. С. 656. -Прим. ред.).

Но не следует забывать, что все наши понятия о Боге, как говорит Григорий Нисский, не что иное, как идолы и кумиры, запрещенные десятисловием" (Слово 71) и что "слово о Боге тем совершенней, чем непонятнее" (Григорий Богослов. См. об этом у П. Флоренского названный труд) - (цитата приводится в книге о. Павла Флоренского "Столп и утверждение истины". М., 1914. С. 691. - Прим. ред.).).

Человек, хотя и имеет духовную сущность (дух и душу), но, по объяснению некоторых богословов и праведных людей, его дух и душа, будучи невещественными, имеют, однако, тончайшую оболочку из эфира, который служит последнею гранью вещественного бытия. Эту же оболочку имеют и все духи, сотворенные Богом до создания мира.

Следовательно, по мере достижения простоты, человек все более и более приближается к Богу, исполняя завет Спасителя: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48).

Но как бы ни был смирен человек и каким бы он ни обладал всепрощением, для того чтобы его молитва доходила до Бога, он должен твердо верить. Без твердой веры в то, что молитва будет исполнена, что нам внимает "Творец бесчисленных миров", всякая молитва будет напрасна. Это мы знаем из Евангелия, где находим множество слов Спасителя о необходимости всякому просящему иметь веру и о том, что при вере, если она будет даже мала - с горчичное зерно - возможны чудеса; даже гора, которой будет сказано стронуться с места и ввергнуться в море, подчинится этим словам.

Здесь мы опять встречаемся с необходимостью для нас установить правильные отношения к Богу, ибо правильное отношение человеческого ума к Уму Божественному, или подчинение Ему, и есть вера. Верует же в Бога твердо, без всякого колебания, не мудрствуя, тот, кто окончательно победил эгоистическую веру в себя (в свой ум, в свои таланты, в силу своей воли) и иллюзию о человеческом достоинстве. Но кто еще любит себя, кто думает устроиться в чем бы то ни было без Бога, тот не может верить в Бога, как надлежит, тому, вероятно, в разных случаях жизни вера будет казаться делом неразумным, как любовь к другим людям кажется непонятной эгоисту. Любовь и вера всегда идут рука об руку, и прав поэт, когда говорит: "Любовь есть веры ключ живой".

А так как каждый человек может впасть в искушение и, подражая Деннице, начать мнить о себе много, "почитать себя чем-нибудь, будучи ничто..." (Гал. 6:3), то необходима постоянная усердная молитва к Господу об умножении и укреплении веры, как делали апостолы, прося Спасителя: "Умножь в нас веру", и как поступил отец бесноватого юноши, воскликнувший (услышав слова Господа Иисуса Христа: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему"): "Верую, Господи, помози моему неверию"(Мк. 9:23-24).

Но мы должны не только веровать в милосердие Божие, в Его безграничную любовь, в то, что Он нас слышит, что Он "близ нас" и готов каждому из нас протянуть руку помощи, но должны верить, т.е. "доверять" Богу. Этим словом указывается на нравственную связь тех людей, которые веруют, с Богом. В псалмах рассыпано много фраз и выражений, которыми псалмопевец как бы подчеркивает, что это доверие к Богу покоится на прочном основании, на полном любви, промышления и заботы отношении Бога к человеку, желающего утешить его в скорби, помочь ему,поддержать и спасти его.

Как трогательно об этом говорится, например, в 62-м псалме: "Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя (прилепилась к Тебе душа моя, меня же поддерживает десница Твоя": здесь псалмопевец сравнивает отношение Бога к человеку с матерью, которая, когда носит своего младенца на руке, другой поддерживает, обнимая его, и ребенок, прижимаясь к матери, доверяя ей, чувствует себя в безопасности).

Не менее трогательно изложено отношение к человеку Бога, которое не может не вызывать доверия к Нему, в 90-м псалме ("Живый в помощи Вышнего"). Также мы находим отдельные фразы и выражения, указывающие на то, что мы должны доверять Богу на основании всего того, что он делает и сделает для нас, в псалмах: 3; 5; 6; 7; 9; 11; 15;17; 18; 19; 21; 24; 28 и во многих других).

При наличии во время молитвенного обращения к Богу горячей веры, прощения обид недоброжелателям и врагам, смирения, кротости и полного доверия к Богу с убеждением - что ни делает Господь, то к лучшему, - молитва исполняется, часто моментально, даже умная (мысленная), как показывают примеры молитв преподобного Серафима Саровского, праведного о. Иоанна Кронштадтского, оптинских старцев, покойного Батюшки и многих других праведников и подвижников благочестия.

Если человек не достиг такого совершенства, как они, и следовательно, не может надеяться на моментальное исполнение молитвы, он все же должен молиться: мы находим в св. Евангелии немало указаний, что все, чего мы ни попросим с верою у Бога, будет нам дано (Мф. 21:22), чтобы радость наша была совершенна (Ин. 16:24). Нашей молитвой мы показываем, что мы не презираем этого Божьего обетования, напротив, утверждаем, что эти обетования достойны почитания, так как Бог не может отклоняться от истины.

В св. Евангелии мы находим указание, почему иногда Господь замедляет исполнение нашей молитвы это делается для испытания и укрепления нашей веры (притча о неправедном судье). Бог не нуждается в нашей молитве, тем более в многословной, предупреждая всех Своим всеведением (Пс. 2:138 и др.), и если повелевает нам молиться, побуждает и увещевает к тому, то не ради Самого Себя, что было бы возможно, если бы Он не знал наших нужд, но ради нас самих, чтобы мы, возбуждаясь молитвой, приходили сами к их познанию.

Всякий, кто оставляет молитву, не только нарушает повеление Господа нашего Иисуса Христа, заповедовавшего нам непрестанно молиться и не унывать (Мф. 7:7; Лк. 18:10-14), но лишает себя возможного общения с Богом, презирая великое обетование, которое Он присовокупляет к Своему повелению: "Призови Меня в день скорби, и Я избавлю тебя" (Пс. 49:15). Господь отвечает нам на наше к Нему молитвенное обращение исполнением молитвы, если это полезно нашей душе. А если наша молитва не всегда исполняется и мы из-за этого перестаем обращаться к Богу, то наша вера может не только уменьшиться, но даже мало-помалу и совсем потеряться.

Между тем вера должна быть могучей силой для человека, ибо ничем иным мы не можем победить грех, смерть и диавола, как только верою. Не приходится говорить о том, что молитва не только содействует увеличению веры в человеке, но при ее посредстве мы получаем Святого Духа (Лк. 11:13), ибо, вознося ежедневно наши сердца к Богу, мы входим с Ним в общение и приближаемся к Нему.

Молитва охраняет нас от многих грехов и падений, от жизненных ошибок, от злых людей и врагов и их козней, и также от диавола и его наваждений, от всяких бед и напастей, почему Господь и говорит: "Бодрствуйте и молитесь, да не впадете в напасть" (Мф. 26:41). Наконец, молящийся, а тем более непрестанно молящийся, имеет великую надежду на спасение: "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется"(Рим. 10:13).