Молитва и её значение в духовной жизни

Молитва и её значение в духовной жизни

Молитва и её значение в духовной жизни

«Молитва, – как сказано в Православном Катехизисе, – есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу».

Через молитву полагается начало богопознания, а отсюда и духовной жизни всякого верующего. Её можно назвать душой православной религии. Преподобный Иоанн Лествичник называет молитву «матерью добродетелей» (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Ст. 28). Вот почему враг рода человеческого – дьявол ведёт постоянную борьбу против молитвы. Царство тьмы пытается всеми способами отвратить христианина от молитвы.

Теперь мы будем говорить о духовном подвижничестве, составляющем смысл духовной жизни православного христианина, то есть об аскетике. Всякий истинно верующий православный христианин уже в какой-то мере аскет. Человек, который не живёт духовной православной жизнью, а все свои интересы и устремления полагает в земных стяжаниях и душевно-телесных страстях в Евангелии называется человеком душевным. Такой человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что считает это безумием, – говорит апостол Павел (1Кор. 2:14). У мирян духовное подвижничество прежде всего бывает связано с говением и пощением, иногда мирянин этим и ограничивается. Между тем во дни говения и постов должна усиливаться как сама молитва, так и прочие духовные подвиги. Но об этом у нас речь будет ниже. Сейчас мы будем говорить о молитве в полном и истинном смысле этого понятия.

Святые отцы Церкви называют четыре качества истинной молитвы: покаянность, благоговейность, внимательность и неспешность. Эти четыре качества взаимосвязаны: одно влечёт за собой другое или, вернее, на основе одного рождается другое, следующее за ним качество.

Святые отцы отмечают также три степени духовного преуспеяния.

Достигая первой степени, подвижник должен выработать в себе внимание, чтобы добиться молитвы непрерываемой. Первая степень называется очистительной.

На второй степени он достигает умно-сердечной молитвы. Эта степень называется просветительной.

Третья степень называется ­таинственная или совершительная.

Преподобный Нил Синайский тоже говорит о трёх качествах молитвы, которые можно определить как прерываемая, непрерываемая и совершенная. «Молитва, прерываемая помыслами (низшая) и соединяемая с телесными заботами, далека от устроения, подобающего молящемуся. Такой не слышит сам себя, туда и сюда носясь мыслию и не помня, какие произносит слова», – пишет он (Добротолюбие. Т. 2. С. 229).

После низшей, есть вторая (более высокая) молитва, «когда произносятся слова, а ум с умилением следует за оными, и знает к кому обращает прошение». А «есть высшая молитва совершенных – некое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями духа приближается он к Богу» (Там же).

В области молитвенного делания достижение каждой степени духовного роста сопровождается усиленным трудом и подвигом.

Восхождению на первую степень сопутствует непрестанная духовная борьба за чистоту молитвы и отгнание помыслов. На следующей, второй степени, приобретается молитва невозмутимая (заключение мысли в словах), благоговейная, а через это – умно-сердечная. На третьей (высшей) степени достигается молитва духовная, таинственная, а потому – неизреченная. «Будь мужественным, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – и Сам Бог будет твоим учителем в молитве. Нельзя словами научить зрению (то есть видеть глазами), ибо это есть природная способность; так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения. Ибо в самой себе имеет учителя – Бога» (Преподрбный Иоанн Лествичник. Лествица. Ст. 28, 64).

Должно сказать, что на первой степени духовного преуспеяния молитва обязательно должна быть произносимой вслух громко или шёпотом. Она должна совершаться как можно медленнее, чтобы дать возможность молящемуся вникнуть и уразуметь смысл и силу молитвословия. Способствует в этом главным образом псалмодия – чтение на распев или пение молитвенного текста, а так же многократное повторение отдельных слов или целых молитвословий. Святитель Игнатий Брянчанинов замечает, что преподобные отцы первых веков христианства отнюдь не занимались собственно пением, а под словом псалмопения должно разуметь крайне неспешное протяжное чтение псалмов. По протяжённости и сходности с пением такое чтение называется псалмопением (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2. С. 187). Во всех богослужебных книгах постоянно встречается выражение: «Поём службу». Всё наше богослужение – сплошное пение. Это всё способствует внимательной молитве, а внимание создаёт благоговение и покаянное настроение молящегося.

Упомянутые четыре качества истинной молитвы, указанные святыми отцами, особенно необходимы бывают в начале духовного пути. Прежде всего мы должны приобрести неспешность и внимательность в чтении и пении текста моливословий. Вот что говорит об этом святитель Феофан Затворник Вышенский: «Чтобы успешнее совершать, потрудитесь в свободное время прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их, и так их произносить, чтобы они шли от нашего ума и из нашего сердца» (Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь». С. 171). Святитель советует заучить эти молитвы на память, «чтобы не хлопотать о книге и свете, и чтобы не развлекаться тем, что видит глаз во время молитвенного правила» (Там же. С. 171). Далее он советует: «Заучить на память псалмы, какие вспадут на сердце при прочитывании их» (Там же. С. 172). Это полезно для молитвы повременной.

О духовной пользе молитв, заученных на память, говорят многие отцы Церкви: «Когда идёшь за водою, или путешествие совершаешь, – говорит Антоний Великий, – читай псалмы на память и размышляй» (Добротолюбие. Т. 1. С. 104). «Иноки тех первых времён, – замечает святитель Игнатий, – имели правилом изучать Псалтирь наизусть» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2. С. 187). Речь идёт о пустынниках III-IV веков, когда псалмы служили не только руководством в молитве, но и единственной почти формой готовогомолитвенного текста. В наши дни, как известно, псалмы различаются от молитв.

Молитва, как средство богообщения, сама по себе, конечно, неизменна, но, однако, совершаемая в земных условиях, зависит от обстоятельств земной жизни, потому имеет несколько видов, форм и способов, зависит от времени и места, а также от духовного и физического состояния молящегося подвижника.

1. По времени совершения молитва бывает: ночная, утренняя, дневная, вечерняя, постоянная и непрестанная.

2. По месту совершения она бывает: домашняя (у мирян), келейная (у монахов), церковно-богослужебная, а также совершаемая на всяком месте по потребности.

Прежде, чем приступить к молитве и обратиться к Богу, молящийся должен создать в себе самом мир и покаянное настроение.

Домашняя молитва совершается перед святыми иконами. Она должна совершаться по молитвослову утром и вечером, и в продолжение дня вся жизнь благочестивого мирянина должна быть проникнута молитвой. Всякое дело начинается и оканчивается молитвенным обращением к Господу, к Его Пречистой Матери и святым угодникам Божиим. Особенно следует освящать молитвой утреннее время. «Ловите утренние часы, – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, – это часы как бы новой обновлённой временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы восстанем, обновлённые в общее Утро Невечерняго Дня Воскресения, когда разрешимся от этого смертного тела» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 20).

По учению святых отцов (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2. С. 172), молитвенное правило определяет смысл и значение молитвы, оно направляет душу правильно и свято поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4:23), поэтому главнейшая молитва есть молитва книжная, изложенная в православных молитвословах, то есть определённая и благословенная Православной Церковью. Отцы Церкви предупреждают об этом всякого молящегося: «Не дерзни приносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобою сочинённых, как бы они не казались тебе сильны и трогательны: они произведения падшего разума, и будучи жертвою осквернённою, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2. С. 171).

При совершении правила и поклонов, – говорит святитель Игнатий, – никак не должно спешить; должно совершать правила и поклоны с возможною неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и менее положить поклонов, но со вниманием, нежели много без внимания. Совершать правило в положенные часы обращается в навык, в необходимую естественную потребность. При оставлении правила, и даже при одном сокращении его, непременно нападает на подвижника смущение. От расстройства рождается уныние». Поэтому святитель советует: «Избери себе правило, соответственно силам. Молитвенное правило для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобноносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу» (Там же. С. 174–175).

Приведённое наставление святителя относится как к новоначальным инокам, живущим в безусловном послушании, так и вообще ко всем мирянам, ведущим жизнь духовную, которая немыслима без духовного руководства. Читая повествования о подвигах великих подвижников, следует твёрдо помнить: что позволительно опытному старцу, то не полезно, а потому и непозволительно новоначальному иноку, равно как и мирянину. «Удивляться трудами сих святых, дело похвальное; ревновать им спасительно; а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное» (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Ст. 4, 42).

Все мы знаем, что молитва есть начало нашего богообщения, поэтому с первых шагов нашего обращения к Богу (не говоря уже о полноценной духовной жизни) в самой молитве начинается наше противостояние царству тьмы. Враг особенно воздействует на подвижника именно во время молитвы; он нападает со всех сторон, пытается через помыслы возбудить все страсти, как душевные, так и плотские, но прежде этого пытается отвлечь внимание молящегося, внушая помысл о вещах негреховных и даже духовно полезных. «Когда демоны увидят, что кто либо имеет усердие и ревность молиться как должно, то (во время молитвы) влагают ему мысли о чём-либо будто нужном (и отходят), а спустя немного времени опять возбуждают воспоминание о том, подвигая и ум на рассмотрение того (если это вопрос, – на разрешение, если вещь, – на приобретение), – и он, не находя искомого, досадует и скорбит». Потом, когда молящийся снова настроится на молитву, «они напоминают ему, о чём он помышлял и чего доискивался, чтобы ум, подвигшись опять к узнанию (не решённого прежде), сделал молитву бесплодной» (Добротолюбие. Т. 2. С. 208).

Это святоотеческое наставление должен твёрдо помнить начинающий молитвенное делание. С первой же степени (ступени) духовной жизни искушения усиливаются и усложняются. Враг старается засорить молитву во всех её четырёх качествах, о которых говорилось выше: неспешность, внимательность, благоговейность и покаянность. Если при неспешной молитве нет внимательности, то враг всевает в ум суету житейскую, философские и даже богословские размышления, не относящиеся к содержанию молитвы. «Часто отвлекаясь от слов молитвы, следуем за уводящими нас помыслами, не отрекаясь от них и не огорчаясь ими, – что был бы признаком несогласия воли с внушающими недолжное», – учит Нил Синайский. «Молитва, – продолжает он, – требует, чтобы ум был чист от всякого помышления и непускал в себя ничего не молитвенного, хотя бы то было и досточестно; но как вдохновенный Богом, отрекшись от всего, совершал своё собеседование с Ним Единым» (Добротолюбие. Т. 2. С. 227).

Истинная молитва всегла вызывает отрицательную реакцию силы вражией – это один из признаков богоугодности нашей молитвы. «Пользу молитвы познаём мы из тех препятствий, которые делают нам бесы во время церковных собраний; а плод её – из побеждения наших врагов» (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Ст. 28, 61).

Как мы уже знаем, враг пытается всеми мерами разрушить или осквернить молитву нашу. Таким осквернением является, например, зложелание в молитве, прошение об отмщении врагам. Также неугодна Богу молитва мелочная, когда в своей молитве человек усердно просит Господа исполнить свои земные желания, даже добрые, вплоть до мелочей, а также молитва «наёмная», когда человек, не желая молиться сам, нанимает других молиться о собственных нуждах; такая молитва может иметь место в жизни духовной только тогда, когда просьба христианина помолиться за него другого человека, например священника, подкреплена собственной молитвой. Молясь не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеету нужду, прежде вашего прошения у Него(Мф. 6:7–8). Мелочная молитва, содержащая прошения о нуждах только житейских, есть молитва душевная, как говорят отцы Церкви. Вера и любовь, как известно, сопутствуют всякой вообще молитве: без них нет и не может быть молитвы. Истинный подвижник благочестия – будь то мирянин или инок, или священнослужитель – молится по любви и не только о собственном спасении, но и о здравии и благополучии своих близких и знакомых. Такая молитва всегда богоугодна. «Если кто-нибудь просит тебя помолится о нём, то хотя бы ты и не стяжал ещё дара молитвы, не отрицайся (не отказывайся), – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – ибо часто вера просящего молитвы спасает и того, кто молится о нём с сокрушением сердца. Не возносись, когда ты молился о других и был услышан, ибо это вера их подействовала о совершила» (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Ст. 28, 36–37).

По мере преуспеяния нашего в области молитвенного подвига нам приходится, кроме отгнания помыслов, противостоять ещё и искушениям от «извне полонящего душу» врага, пытающегося всеми мерами испортить нашу молитву. Таких искушений святые отцы называют четыре: осквернение, окрадение, истребление и порок. «Иное дело осквернение молитвы, иное – истребление оной, иное – окрадение, а иное – порок молитвы. Осквернение молитвы бывает, когда человек, предстоя Богу, занимается непристойными и нечистыми помышлениями. Истребление молитвы, когда ум бывает пленяем неполезными попечениями. Окрадение же, когда мысль молящегося неприметно парит; а порок молитвы есть приражение какого бы то ни было помысла, во время оной к нам приближающегося» (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Ст. 28, 22). Такие искушения начинаются на конце первой степени духовной жизни, когда бывает достигнут некоторый успех в борьбе с помыслами вообще. Здесь мы видим уже ухищрение (хитрость) вражескую.

Об этих искушениях подвижники благочестия, достигшие высших степеней совершенства духовной жизни, получают откровения свыше во время молитвы. «Если молишься истинно, то получишь во многом полное удостоверение, и Ангелы соберутся к тебе, как к Даниилу, и просветят тебя ведением причин, почему что бывает» (Добротолюбие. Т. 2. С. 217).

Святые отцы постепенно вели своих учеников к молитве самодвижимой, исходящей от сердца прямым и свободным путём, порой творимой своими словами. «После каждой прочитанной молитвы кладите поклонов несколько, колико рассудите, со своими молитвенным словом о чувствуемой нужде, или обычной краткой молитвой» (Святиитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. С. 172). Молитва самодвижимая, краткая по времени, но великая по силе. Примеры такой молитвы мы находим в Священном Писании: это молитва мытаря и молитва благоразумного разбойника (Лк. 18:13Лк. 23:62–63) и многие другие.

Когда мы произносим на молитве рассеяно лишь слова её, то творим небогоугодную молитву. Подобное «искушение от мира» может быть на всех степенях совершенства духовной жизни; истинная же молитва, или как называют её святые отцы должная, приобретается путём духовного «делания», то есть за счёт внутреннего внимания и усиленной работы над самим собой. Когда человек молится искренно, хотя бы даже своими словами и о душевном, но с усердием – он уже стоит на пути к истинной, должной молитве.

Самая искренняя молитва – это молитва слёзная. Слёзы здесь бывают покаянные, умилительные от полноты духовной радости, или скорбные. Слёзы покаяния и духовного умиления есть дар Божий, поэтому святые отцы предостерегают молящегося подвижника от искушения: «Употребляй слёзы, как орудие к получению всякого прошения; ибо очень радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами. Когда во время молитвы твоей изливаешь потоки слёз, отнюдь не возносись тем самым, как будто ты выше многих. Это помощь свыше пияла молитва твоя, чтобы ты, усердно исповедав грехи свои, слезами умилостивил Владыку (Добротолюбие. Т. 2. С. 208).

Теперь нужно сказать несколько слов о молитве Иисусовой. Молитва эта имеет свою историю и ведёт своё начало, как утверждают святые отцы Церкви, от времён Христа Спасителя и апостолов, хотя точных и непосредственных наставлений о ней, как например, о молитве Господней, в Священном Писании нет. Сама по себе молитва эта проста, но в то же время глубокомысленна и очень удобна для употребления. В устах великих подвижников благочестия, основоположников православного монашества, Иисусова молитва получила благодатную силу благодаря непрестанному призыванию имени Иисуса Христа, пред Которым, по словам апостола Павла, преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2:10). Однако Иисусова молитва бесплодна, если произносится механически. Такая молитва отвегнута самим Спасителем: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21). Молитва должна быть в русле исполнения воли Божией, заповедей Его. В противном случае употребление этой молитвы, даже искреннее, не принесёт плодов и духовной пользы.

Итак, из приведённого ясно, что духовная жизнь, хотя и многостепенна и многогранна, но по существу едина. Однако нужно помнить, что монашеский образ жизни, издревле признанный отцами Церкви, как образ наилучший и совершенный, не всякому посилен и не является непременным условием спасения. Отвечая на письмо одной из своих духовный учениц, святитель Феофан Затворник пишет: «Вы спешите в монастырь, будто бы на свободу и в рай. Точно. Там полная свобода для духа, но не для тела и внешних дел. В этом отношении там полная «связа» – закон неотложный – не иметь своей воли. И рай там есть, но его находят не всегда, по цветистой шествуя дороге» (Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. С. 158).

В итоге всего вышесказанного о молитве невольно возникает вопрос: а насколько реален молитвенный подвиг теперь? Многие «нерадивые», как называет их преподобный Иоанн Лествичник, склонны думать, что всё это возможно было тогда и написано не для них, а для святых. Да, несомненно, должная молитва приобретается многолетними трудами и подвигами, но как говорит великий подвижник: «Долго пребывая в молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрёл. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Ст. 28, 29). А дальше трудись и всё приложится.

протоиерей Борис Николаев. Духовная жизнь, как предначатие жизни вечной