Как быть, если молитва смущает?

Как быть, если молитва смущает?

Как быть, если молитва смущает?

На богослужении иногда читают псалом 108, в котором псалмопевец призывает проклятия на своих врагов: "Скитаясь, да переселятся сыновья его и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих..." Меня очень смущает этот псалом, разделить ненависть автора я никак не могу, его проклятия меня ужасают. Что делать, если внутренне не соглашаешься с молитвой? Дмитрий

***

Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

- Уважаемый Дмитрий! Могу только поделиться личным опытом. Если какой-то текст Священного Писания неприемлем для меня как моя молитва, я читаю его просто как Слово Божие, смысл которого иногда понятен мне, а иногда не понятен. Но если что-то мне не понятно, я не вижу в этом причины для смущения - мой ум, да и вообще человеческий ум, ограничен, и не все нам открыто в Священном Писании. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что на Псалтыри лежит покров некоторой неясности, и что не случайно Бог возложил этот покров.

Вызвавший ваше смущение отрывок из 108-го псалма Давидова мне тоже приходилось не раз читать. Читая, я не молился этими словами о наказании своих или чьих бы то ни было врагов, а воспринимал их как пророчество - предупреждение Божие грешнику, какие кары постигнут его вследствие греха.

В книге Исход Бог сам говорит о себе: "...Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода" (Исх. 34:6-7).

Это проречение остается в силе и в наше время, хотя и не всегда мы это ясно видим. Но ни благословение (в тысячи родов!), ни проклятие за грех предков до четвертого рода не связывают свободы человека. И тот, кто терпит наказание за грех родителей (скажем, человек, родившийся со СПИДом от матери-наркоманки), не лишен способности верить в Бога, благодарить Его и со смирением нести свой тяжкий жизненный крест. А это уже привлекает милость и благодать Божию, и проклятие может обернуться благословением.

И наоборот: носитель великого родового благословения, если не оправдает его своей верностью Богу, своим личным усилием жить по воле Божией, будет ответствен за то, что пренебрег Божиим благословением.

Я думаю, нам никогда не следует смущаться никакими словами Священного Писания, надо относиться к ним с детской доверчивостью. В Священном Писании нет никакого зла и неправды, а если истинного смысла каких-то слов Библии я не могу постигнуть, Господь не спросит с меня за это, не отнимет Своего благословения и не накажет моих потомков до четвертого рода.

Беседовал Леонид Виноградов
Нескучный сад - 16.09.2011.