Почему богослужения такие разные?

Почему богослужения такие разные?

Богослужение – это сердцевина жизни Церкви. Вся жизнь православного христианина проникнута им – домашним ли, общественным. Без служения Богу не было бы Церкви. Но, к сожалению, очень мало людей понимает православное богослужение.

Три, а то и четыре часа стоять на службе, не понимая ее, очень трудно. Многие отцы советуют в таких случаях молиться про себя, творить внутреннюю молитву, но это трудно и, в общем-то, странно: молитва в храме – это молитва, прежде всего, общественная, требующая участия всей общины. Весь строй, весь порядок службы нацелен на то, чтобы человек участвовал в общей молитве.

Полноценному участию в богослужении мешает, во-первых, непонимание богослужебных текстов, ведь для этого нужно обладать хотя бы базовыми богословскими знаниями (про богослужебный язык вообще отдельный разговор), во-вторых – незнание, как именно строится православная служба, почему в один день у нее один порядок, во второй – другой. Первый аспект мы затрагивать не будем, разберем второй.

Если человек ходит на богослужение только утром, то вскоре он будет знать его наизусть. Общий порядок Литургии практически один и тот же и в обычный будний день, и в праздник. Сюрпризы будут ждать на вечернем богослужении. Глянув на приходское расписание, человек увидит, что их несколько видов, и все они обозначены малопонятными терминами – «славословное», «полиелейное», и т.д. Как во всем этом разобраться?

Думаю, вы все знаете, что каждый день православного календаря посвящен памяти какого-нибудь святого или праздника. Для каждого святого или праздника установлен свой ранг богослужебного почитания, и это естественно, ведь «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Всего таких рангов в нашем богослужении пять. Они носят название «знаки Типикона». Типикон – это богослужебная книга, рассказывающая, как служить в тот или иной день, и напротив каждого дня в году в ней расставлены специальные знаки. Именно они и указывают, какого ранга сегодняшняя служба.

Первый ранг – простая служба, или служба без знака. Таких служб в нашем календаре подавляющее большинство. Она самая короткая по длительности, читают на ней гораздо больше, чем поют. Собственно, празднуемому святому на такой службе молитвословий мало, гораздо больше их обращено к Богу, Богородице и недельному святому. Каждый день недели имеет свою тематику: понедельник посвящен ангелам, вторник – святому Иоанну Предтече, среда и пятница – Кресту Господню, четверг – апостолам и святителю Николаю, суббота – всем святым и всем усопшим. Чем проще служба, тем больше молитв недельным святым, чем торжественней – тем больше празднуемому святому. Богослужения четвертого и пятого ранга вообще отменяют молитвы недельным святым.

Второй ранг – шестеричная служба, или служба на шесть. По форме она мало отличается от простой, но в ней гораздо больше молитвословий, посвященных святому дня, причем в каждом богослужебном фрагменте их шесть, от чего она и получила название.

Третий ранг – служба со славословием, или славословная служба. По строю она почти простая, но здесь уже гораздо больше песнопений, посвященных празднуемому в этот день святому или празднику, и почти нет песнопений недельным святым. Интересная особенность этой службы – праздничное окончание: торжественно поется завершающий богослужение гимн –

«Великое славословие» (на службе без знака и шестеричной этот текст читается). Именно поэтому эту службу так и назвали.

Четвертый ранг – служба с полиелеем, или полиелейная служба. Это уже полноценная праздничная служба. Пения гораздо больше, чем чтения. В середине службы поется полиелей – особое песнопение, состоящее из избранных стихов 134-го и 135-го псалма, прославляющее милость Господню (отсюда и название: по греческие «полиелей» – много милости). На этом богослужении, в отличие от всех предыдущих, читается Евангелие, подобранное специально к празднику или памяти святого, а также совершается елеопомазание: все верующие прикладываются к праздничной иконе, и священник помазывает их освященным маслом. Нужно отметить, что большинству почитаемых святых положен именно этот ранг, пятого ранга удостаиваются совсем немногие.

Пятый ранг – это всенощное бдение. Раньше это богослужение совершалось всю ночь, что и дало ему название. По своему порядку оно очень похоже на полиелейное, но отличается от него большей торжественностью. Например, во время всенощного бдения торжественно поется псалом в начале и совершается полное каждение храма, в середине службы освящается хлеб, пшеница, вино и елей, которые после елеопомазания раздаются верующим. Как ни странно, большинство прихожан знакомо только с этой службой. Именно она совершается вечером по субботам, а также накануне великих праздников и памяти великих святых.

Мы наметили общие принципы построения служб. В следующих статьях будем более подробно разбирать каждую из них, но уже этой информации достаточно, чтобы иметь представление, что нас ждет на той или иной вечерней службе.

Александр Адоменас
Источник: Православная Жизнь