Время не самоистязания, но борьбы со страстями

Время не самоистязания, но борьбы со страстями

ВРЕМЯ НЕ САМОИСТЯЗАНИЯ, НО БОРЬБЫ СО СТРАСТЯМИ

  Великий пост приуготовляет человека к Празднику праздников – Пасхе. Пост – это время покаяния и молитвы, доброделания и милосердия. Пост – время воздержания от праздности и лени. А пост телесный должен помочь христианину обуздывать собственные страсти. Но как мирянину определить меру поста? Правильно ли поститься по монастырскому уставу?

ПАСТЫРИ О МЕРЕ ПОСТА

Игумен Павел (Полуков):

– Пост – это не время самоистязания. У каждого человека должна быть своя мера поста. Она должна зависеть от состояния здоровья. Перед началом поста те люди, которые знают о своих проблемах со здоровьем, подходят к священникам и берут у них благословение, чтобы выдерживать пост в определенной мере. Например, допускается употребление молочных продуктов.

Одним из достижений поста должно стать милосердие, в том числе с помощью ограничения себя в еде – ради того, чтобы на сэкономленные средства оказать нуждающемуся какую-либо помощь. Тогда сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя и милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное – приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с легкостью!

Смысл телесного поста для мирянина должен состоять в аскезе, то есть в отказе от более приятного в пользу потребного. В случае с пищей речь идет об отказе от более вкусной пищи, которая приносит, если хотите, большее гастрономическое удовлетворение, в пользу более простой.

Соблюдение мирянином поста по монастырскому уставу представляется весьма сложным и даже невозможным хотя бы в силу того, что жизнь современного человека, ее ритм разительно отличаются от размеренной жизни монастырей. В монастырях не едят мяса, поэтому пост там само собой подразумевает более строгое ограничение в пище; для мирян же невкушение мяса уже является ограничением. Конечно, любой мирянин при желании может придерживаться монастырского устава, если находит в себе силы, в том числе телесные, для соблюдения такого поста, при этом не забывая, что воздержание в пище не цель, а средство.

Иеромонах Лавр (Архипов):

– Выполнение устава для каждого человека индивидуально, исходя из его жизненных обстоятельств, здоровья и т.д. Мы берем некий идеал. А кто наш идеал? Идеал наш – Господь. Сказано в Священном Писании: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48). Но можем мы достигнуть этой точки? Не можем! Потому что Господь есть Абсолют. У нас есть вектор, мы в этом векторе будем развиваться в вечности, постоянно. Мы знаем, к чему стремиться и как стремиться. Кто-то в одной степени может выполнять, кто-то – в другой. Все индивидуально.

Иерей Сергий Крюков:

– Великим постом у многих появляется вопрос относительно меры постового воздержания. Нужно ли и правильно ли придерживаться монастырского устава?

Говоря о монастырском уставе, мы подразумеваем единый церковный устав, основанный на Типиконе. В богослужениях мы руководствуемся именно его уставными указаниями. Поэтому, как мне видится, и для мер постового воздержания каждый христианин должен взять за основу положения Типикона. Кому-то может показаться, что такое воздержание слишком сурово, но ведь и Заповеди Христовы, когда мы пытаемся их выполнять, кажутся нам непосильными. Однако Спаситель говорил: Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11: 30). И всю свою жизнь мы должны стремиться к исполнению этих заповедей, как бы трудно ни приходилось.

Но как молодой спортсмен, только приступив к тренировкам, не может сразу взять олимпийских вершин, но упорно идет к достижению цели, зачастую годами, так и постящийся не всегда готов сразу прийти к вершинам воздержания, которых достигали святые великие угодники Божии, но должен постепенно возрастать в подражании им. Начиная с малого, идти к великому.

Тем, кто не может поститься в полной мере, не стоит отчаиваться, но воспринимать собственную немощь со смирением. Ведь именно смирение и осознание собственной беспомощности должны стать результатом любого поста. Тому, кто имеет силы провести пост, как предписывает устав, гораздо легче стать тем фарисеем, о котором говорит Евангелие в Неделю о мытаре и фарисее. А тому, кто по немощи «не дотянул» и не осилил новую ступеньку, легче по примеру мытаря воскликнуть: Боже, милостив буди мне, грешному (Лк. 18: 13).

Тем, кто не может поститься в полной мере, не стоит отчаиваться, но воспринимать собственную немощь со смирением

И наконец, надо всегда помнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Пост для человека, а не человек для поста». Пост должен делать нас не больными, а здоровыми душевно и телесно. Мы должны оседлать пост, как коня, и ехать на нем в Царствие Небесное!

Пусть же Типикон с его строгим монастырским уставом будет для нас идеалом, который мы не будем отвергать, но станем стремиться к нему всеми силами. И укрепившись молитвой и постом, станем истинными воинами Христовыми!

Иерей Андрей Барабаш, настоятель Успенского храма п. Медвенка (Курская область):

– Пост – это средство к достижению духовных успехов, которые заключаются в борьбе со страстями. Как раз благодаря посту страсти ослабевают и человеку легче их побороть.
Пост – это ограничение не только в пище, но и во вредных привычках. Цель поста – искоренить эти вредные привычки. Например, если человек сквернословил – перестать это делать; осуждал – перестать осуждать; курил – попытаться бросить эту пагубную привычку.

Во время поста мы должны стать лучше, стяжать добродетели, такие как милосердие – больше делать добрых дел, – любовь. Должны перестать раздражаться и завидовать, должны за всё благодарить Бога.

Что касается меры поста, то Церковь нам его определила в воздержании от мясной и молочной пищи. Меру строгости поста каждый должен для себя определять исходя из своих как физических, так и духовных сил, лучше всего советоваться со своим приходским священником, который подскажет и направит вас.

В этом вопросе надо руководствоваться рассуждением, ведь все люди разные, у каждого своя степень духовности. Это как с детьми: когда ребенок рождается, ему сначала дают мягкую пищу, а когда он уже окрепнет, он переходит на пищу твердую. Так и в жизни духовной: кто-то еще младенец, и «твердую пищу» в виде соблюдения всей строгости поста ему еще рано, а кто-то уже и возмужал и готов к сухоядению. Каждый должен действовать из меры своего духовного состояния, полнота которого приходит со временем.

Каждый должен действовать из меры своего духовного состояния, полнота которого приходит со временем

Иерей Андрей Якушев, настоятель Ильинской церкви с. Яковлевское (Костромская область):

– Самому правильно определить для себя меру поста сложно. Лучше, если полезное и посильное постовое ограничение подскажет вам духовный отец – он в ответе за ваше духовное возрастание. Сложнее, если духовного наставника у вас пока нет и столь важный вопрос приходится решать самому. Но даже в таком случае лучше посоветоваться со священником. Потому что здесь нужен индивидуальный подход: в зависимости от возраста, состояния здоровья, социальной активности, обязательств по работе или учебе.

Например, беременные женщины, кормящие мамы, тяжело больные люди могут держать пост не в пище, а в чем-то другом: ограничивая себя в пользовании социальными сетями на время поста, отказываясь от частого просмотра телевизора или каких-то других неполезных увеселительных привычек.

Или, например, постящиеся впервые в жизни скорее всего не смогут держать пост наравне с теми, кто соблюдает все посты, включая по средам и пятницам, из года в год. В свой первый пост можно отказаться только от мяса, в следующий раз – от мяса и рыбы, а потом, по мере своего воцерковления и духовного роста, с каждым разом все строже относиться к ограничениям.

Не стоит доходить до паранойи, дословно изучая состав постных сухарей в магазине с целью не допустить там следов непостных продуктов, – Бог не за это судит. Но и заниматься самообманом, покупая соевую колбасу с постным майонезом и успокаивая себя тем, что мяса и молока в их составе нет, тоже неверно. Бога не обманешь. Во всем нужна мера, справедливость и правда.

Но и совсем не поститься нельзя: вера без дел мертва, а Царствие Божие нудится, то есть достигается с трудом. Делать акцент правильно не на желудок, а на душу. Нужно осознавать смысл поста: отказ от скоромной пищи помогает верующим в Бога отказаться от своих страстей. А если человек «сидит на сухоядении», но при этом начинает «кушать людей» – ругаться с ближними, раздражаться, злиться, унывать, – то неизбежно утрачивается вся ценность воздержания в пище.

Пост не должен быть в тягость, он должен быть во благо душе и телу. Кроме того, сил от поста должно хватать и на делание добрых дел, и на молитву, и на участие в богослужениях, и на чтение Священного Писания. Пост без всего этого, а особенно без участия христианина в церковных Таинствах – Соборовании, Исповеди, Причастии – не больше, чем просто диета.

Источник: Сретенский монастырь