Какие песнопения звучат в храмах в дни Страстной седмицы? К чему они нас призывают? О каких событиях напоминают? Как соотносятся с Евангелием? Об этом — наш небольшой новый цикл.
«Се Жених грядет в полунощи»: о каком женихе идёт речь? К каким событиям Евангелия нас отсылает это песнопение? Что происходило со Спасителем в этот день? Как провести Великий понедельник правильно? Поговорили об этом с протоиереем Константином Лисняком.
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.
Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!
Это песнопение поётся в храмах на утрене первые три дня Страстной седмицы. Оно содержит призыв к духовному бодрствованию во время нашей земной жизни. Поскольку все богослужебные тексты опираются на Священное Писание и Священное Предание, то в них присутствуют и догматическая, и нравственная, и духовная, и назидательная составляющие церковного учения. В рассматриваемом нами тексте есть отсылка к притчам, которые говорил Господь наш Иисус Христос.
О каком Женихе, приходящем в полночь, идёт речь? Это Христос, который придёт внезапно, когда все обретут мир и безопасность в мире антихриста, то есть здесь говорится о Втором пришествии.
Образ жениха не раз встречается на страницах Евангелия. Мы, конечно же, сразу вспоминаем притчу о десяти девах, из которых пять были мудрые и пять — юродивые: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:5-13).
О необходимости всегда быть готовыми к встрече со Христом говорит и другая притча: «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк. 12: 36:38).
Эти отсылки к притчам не случайны: они призывают относиться ответственно к своей жизни, потому что вероятность внезапной смерти велика, классик был прав: «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» Смерть человека — это его личный, персональный конец света, за которым последует его частный временный суд, и песнопение Великого понедельника заставляет вспомнить об этом, чем укрепляет нашу духовную жизнь. В этих строках — напоминание о том, какими должны быть правильные духовные размышления, молитвенное состояние и внутренние переживания христианина. Особенно важно не забывать об этих вещах на Страстной седмице. Христиане знают, что эта неделя уже не относится к Великому посту: это время, посвящённое памяти о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Мы с особыми чувствами переживаем эти дни, и я призываю всех по возможности посещать богослужения этой недели, потому что на них вспоминаемые события можно прочувствовать максимально полно.
Обратимся к Евангелию. После торжественного входа в Иерусалим в воскресенье Христос отправился в Вифанию, где провёл ночь. Потом Он вновь идёт в город и видит на пути смоковницу, на которой нет плода: «И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19). У некоторых людей может возникнуть непонимание и удивление: ведь была весна, ещё не пришло время для плодов — откуда же такая жестокость, зачем проклинать ни в чём не повинное дерево? Конечно же, Христос не ошибся во времени года и прекрасно знал, когда смоковнице плодоносить. Всё гораздо глубже.
Этот эпизод надо понимать аллегорически: Христос пришёл в мир к своему народу, который был богоносным — то есть носителем веры в Единого Истинного Бога. К моменту Боговоплощения этот народ должен был явить плоды духовной жизни и веры. На самом деле всё произошло иначе, люди не явили этих плодов, потому и прозвучали слова: «да не будет же впредь от тебя плода вовек». По той же причине были сказаны другие страшные слова: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:34-35). Христос плакал об Иерусалиме, который не узнал времени посещения Его.
После проклятия смоковницы «пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21:23). Спаситель отвечает вопросом на вопрос: «Спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» (Мф. 21:23-24) — на который фарисеи не ответили, поскольку боялись гнева народа. Они не могли признать божественного происхождения этого крещения, но не могли и отрицать его.
Потом Христос говорит притчу о сыновьях, призванных потрудиться в винограднике, когда первый сказал: «Не пойду!» — и пошёл, а второй пообещал пойти — и не пошёл. Некоторые толкователи отмечают интересный момент: что в реакции сыновей заключается реакция человечества на призыв Божий. Все идут по одному из двух путей, описанных в притче.
Дальше Евангелие повествует, что Иисус рассказал притчу о злых виноградарях, в которых фарисеи и священники узнали себя. В злобе они уже вынашивали планы схватить Его, но пока ещё боялись народа, поскольку Христа почитали как пророка.
Нужно, конечно же, прочитать или прослушать текст Евангелия, описывающий эти дни. Я предлагаю своим прихожанам слушать, потому что человек читающий в наши дни — фантастический персонаж, встречающийся почти так же часто, как динозавры. Можно послушать эти тексты на смартфоне — сейчас есть разные приложения и блоги в YouTube, где ежедневно выкладывают евангельское чтение дня. Можно ехать в общественном транспорте на работу, идти по улице или готовить дома обед — и слушать, и вот уже вы будете существовать в унисон с Церковью, даже если нет возможности прийти на богослужение в храм. Конечно, в идеале нужно в этот день прийти на службу, но если работаете — наушники вам в помощь. Главное — ваш настрой, переживания, желание быть вместе со всей Церковью.
Прекрасно, если есть возможность прочитать Евангелие с утра, в тишине, пока ещё не началась повседневная суета. Это создаёт особое состояние, сосредоточенность, правильный настрой. В течение дня можно с кем-то близким обсудить прочитанное или послушать проповедь дня — у вас наверняка есть любимые священники, которых вы смотрите или слушаете. А те, у кого есть возможность прийти на литургию Преждеосвященных Даров и причаститься — самые большие счастливцы! Вот, собственно, и всё, что можно рекомендовать. Желаю всем нашим читателям плодотворно провести дни Страстной седмицы и достойно встретить Воскресение Христово.
Протоиерей Константин Лисняк
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия