Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14–15). Как нужно понимать эти слова?
Согласно учению Иисуса Христа, Бог дал человеку все условия, чтобы человек смог исполнять Закон Божий. Однако грешный человек часто нарушает заповеди Божьи из-за своего нежелания их выполнять. Грехи в своей жизни допускает любой человек. Таким образом, каждый человек в чем-либо грешен. «Нет праведного ни одного» (Рим.3:10). Но грех, который человек совершил неосознанно, нечаянно, не желая его, можно искупить и замолить. И прегрешения человека могут быть прощены Богом. Для этого человек должен искренне покаяться в содеянном и никогда не совершать такого и подобного поступка.
Человек после искреннего раскаяния должен попросить в своей молитве Господа Бога о снисхождении и прощении грехов. И если человек искренне раскаялся в своем грехе, сожалеет о нём и стремится его исправить, и просит Бога о прощении, то Господь, как любящий Отец Небесный, прощает человеку его грех. Тогда и человек, уподобляясь Богу и беря с Него пример, тоже должен прощать обидчиков своих.
Именно об этом Иисус Христос и учит в Нагорной проповеди, сказав о том, что и сам человек должен прощать прегрешения людей, обидевших его. Тогда и Отец наш Небесный будет прощать наши грехи. Это произойдет потому что мы, прощая прегрешения окружающих нас людей, проявляем к ним снисходительность, сочувствие, сострадание, милосердие и любовь к ближним, как проявляет к нам Свою любовь Отец Небесный.
Мысль о том, чтобы простить ближнего и примириться с братом своим, присутствует и в Ветхом завете. «Не враждуй на брата твоего... но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:17–18). Об этом говорится и в Новом завете, и человек, враждующий с людьми, осуждается. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15). Об этом же в Библии сказано так. «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матф.5:22). В другом месте Нового завета Иисус Христос рассказывает притчу о государе и рабе. В этой притче государь, проявив милосердие, простил большой долг своему рабу, а прощенный раб не простил другому рабу намного меньшего долга. В этой притче осуждается жестокий раб и звучит призыв к проявлению доброго отношения к людям и прощению их прегрешений и обид. В конце этой притчи Иисус Христос пояснил её смысл, говоря о злом рабе так: «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф.18:34–35).
Как видим в этой притче, как и в разбираемых нами словах Иисуса Христа, ясно говорится о том, что в христианстве существует заповедь доброго отношения к людям. Эта заповедь делания добра, например, выражается в непротивлении злому. «А Я говорю вам: не противься злому» (Матф.5:39). И в любви к врагам «любите врагов ваших» (Матф.5:44). Эта мудрая Божья заповедь выражена и в таких словах Иисуса Христа: «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44).
Одним из выражений этой заповеди милосердия и любви к ближнему, проявляющейся в виде доброго отношения к людям, и служит прощение прегрешений обидчикам нашим.
«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Эти слова не случайно стоят после главной молитвы христианства и перед словами о посте. Само место в Библии где стоят эти слова говорит о многом, потому что эти слова Иисуса Христа в одинаковой мере относятся как совет при совершении молитвы, и как наставление при исполнении поста. Ведь без прощения людям согрешений их, молитва ваша не будет услышана и принята Богом, потому что в главной молитве христианства «Отче наш» ясно сказана та же мысль, что и в разбираемых словах. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф.6:12). То есть сказано о том, чтобы мы простили согрешения людей, направленные против нас.
Слова о прощении согрешивших перед нами людей, в равной степени относятся и к посту. Ведь без прощения ближних ваших вы не сумеете чистосердечно и добросовестно исполнить пост, так как на вашей душе будет камнем лежать тяжесть не прощеной обиды по отношению к ближнему вашему. И это негативно повлияет на исполнение поста, сделав пощение духовно неполноценным.
Согластно христианским взглядам, истинный христианин должен мириться с людьми для того, чтобы из врага сделать друга и со всеми ближними жить в мире. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). Даже когда брат твой не прав, его нужно простить и не мстить своему ближнему, чтобы при помощи доброго отношения к нему искоренить в твоем брате зло и превратить его из врага в твоего друга. Такой способ обращения с людьми и налаживание взаимоотношений и будет богоугодным. «Прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:24). Истинный христианин защищает себя от зла и побеждает зло только при помощи добра, сила которого, как и Божья помощь при этом, безгранична. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Мириться с людьми нужно также и потому, что Богу угодно, чтобы люди жили в мире и согласии. Так как только при помощи мира и добра, согласия и любви между людьми, возможно победить вражду и ненависть, ссоры и другие виды зла. И возможно достичь взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи. Ведь истинный христианин не испытывает ненависти к своим ближним и должен доказать своими поступками, а не только словами, свою любовь к ближним.
Иисус Христос призывает проявлять друг к другу миролюбие, доброту, сострадание и сочувствие, потому что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:19). Поэтому истинные христиане, следуя примеру Иисуса Христа, должны жить с окружающими людьми в любви, мире и согласии, тем самым исполняя заповеди Божьи, и получая за это благодать Божью. «Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф.6:8).
А.Г.Долженко. Нагорная проповедь