Несоблюдение субботы и праздников

Несоблюдение субботы и праздников

Несоблюдение субботы и праздников

Этот грех вызывает, может быть, наибольшее недоумение людей нецерковных: в чем же он? Обычно (традиционно) его связывают с неисполнением определенных ритуалов, разумеется, уже не актуальных для нас. Подобное недоумение связано, по-видимому, с непониманием природы времени в Священном Писании, отношением к нему в народе Божием.

Время в Ветхом Завете — это дар Божий, причем и святое, время субботы и праздников, и профанное (обыденное). Различаются они своей принадлежностью: время шести дней принадлежит человеку, его разнообразным нуждам и заботам, а время Субботы, праздников — время Господне, то есть оно для Господа, поэтому никаких дел, ведущих к прибыли человека, творить нельзя.

«Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:9-10).

Только дела для Господа Бога, направленные к славе Его, являются делами, достойными субботы. Несоблюдение субботы и праздников означало выпадение из времени ветхозаветной церкви, из времени жизни с Богом народа Его, то есть выпадение из самой Жизни.

Спасение жизни человека — “ближнего своего” — есть дело благое, оно позволяется и даже предписывается к совершению в субботние и праздничные дни. Поэтому одобряется и благословляется работа людей в эти дни, если она способствует сохранению и спасению жизни. Речь идет о врачах, полиции, армии, пожарных, электроснабжения и т.д. При этом, в современном Израиле, если хирургическую операцию надо совершать немедленно, то врачи ее делают и в субботу, и в праздники. Если это операция плановая, то назначают на иной день.

Разумеется, не все из нас врачи или спасатели разных служб спасения. Но каждый может выделить время субботнее не для себя. Вряд ли стоит тратить время субботы на уборку своего дома, или на стирку своих вещей. Но пойти и помочь немощным соседям — убрать их дом, постирать их вещи, приготовить им обед — дело вполне субботнее.

В современном ортодоксальном Израиле очень приветствуется волонтерская работа в субботу. Это добровольная помощь в больницах, домах престарелых, интернатах для детей-инвалидов, страдающие такими тяжелыми заболеваниями, которые требует круглосуточного профессионального ухода. Молодые верующие из ортодоксальных семей приезжают в эти заведения в пятницу, чтобы вместе с немощными людьми встретить Субботу, остаются там же ночевать (чтобы соблюсти заповедь покоя в Субботу, а также по той простой причине, что никакой общественный транспорт в Израиле по субботам не работает) и проводят весь субботний день в служении. Это и есть исполнение заповеди.

Главное условие субботнего характера работы — она не должна быть источником дохода. Деньги брать за такую помощь нельзя!

Впрочем, бывают ситуации, когда отказ от денег может сильно огорчить жертвователей. Что ж, тогда их надо принять — ради сохранения мира Божьего — но тут же отдать бедным, нуждающимся, в храм Божий и т.п. 

Напомним, что есть еще и третий вид времени с точки зрения Закона: время греха, т.е. такое время, которое тратится на совершение различных грехов. В самом Законе о нем практически не говорится, как не говорится и о самих грехах.

Господь наш Иисус именно в субботу творил часто такие дела, которые приводили к тому, что почти все, видевшие их, прославляли Бога Живого. Это был главный критерий всех Его чудес и исцелений: Он творил обновленную жизнь. Те, кто этого не видел, кто отказывался это принимать, сильно искушались и даже возмущались Его «нарушениями» Заповеди о субботе. На самом деле, это было ее совершенное исполнение.

Итак, минимальное требование закона к исполнению этой заповеди состоит в том, что в праздники Господни нельзя творить дела для себя, направленные к своей пользе и выгоде. С этим следует ознакомить оглашаемых и очень ясно показать им Новозаветную перспективу исполнения этой заповеди, данную нам Самим Спасителем:

«суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и Субботы» (Мк. 2:27).

Обратим внимание на очень распространенное «объяснение» того, почему мы не обязаны исполнять заповедь о соблюдения субботы. Звучит оно так: для христиан соблюдение субботы переносится (= заменяется) почитанием дня воскресного.

Такое утверждение нелепо даже логически: в слове Божьем ни одна заповедь не может быть заменена другой — иначе она была бы просто излишней.

И по сути: это два разных дня с неодинаковыми предназначениями.

В день субботний мы призваны благодарить Бога за весь созданный Им мир — видимый и невидимый. Благодарить за то, что все, что Он сотворил, «хорошо весьма» (Быт 1:31).

Суббота — день особого благодарения за все, что есть в нашей жизни: за нашу землю, страну, родных и близких, родителей и детей, друзей и знакомых, за наши дома и за нашу жизнь. Благодарение Тому, Кто дает нам все потребное для нашей жизни и оберегает нас от разного рода излишеств.

Церковь сохранила этот древний призыв к благодарению: по церковным канонам, именно в этот день вспоминаются все люди, жившие до нас. Все, уже ушедшие к Господу. И суть этого воспоминания — в благодарении за них. Ибо без них не было бы и нас. Именно в субботу, по правилам Православной церкви, служатся панихиды об упокоении усопших.

В день же воскресный мы собираемся для благодарения за Рождение, Жизнь, Смерть и Воскресение ради нашего спасения Господа нашего Иисуса. Главное — за Его Воскресение, которое есть для нас обещание и залог нашего будущего воскресения вместе с Ним.

Разумеется, эти благодарения связаны между собой, но не тождественны.

Есть еще одно очень важное основание для того, чтобы утверждать, что эту заповедь невозможно отменить. Практически к каждой заповеди о субботе в книгах Закона есть такая ремарка: «это заповедь вечная» (см., например, Исх. 31:16). То, что Господом Богом названо именно так, не может отменить ни один самый авторитетный человек, ни даже никакой собор всех святых Церкви.

Сам Господь и Спаситель наш сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не пройдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17-19). 

соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего (Исх. 31:14);

шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти (Исх. 31:15);

шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти (Исх. 35:2);

И сказал Господь Моисею, говоря: также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее (Лев 23:26-30).

Смертные грехи в Священном Писании. Илья Яковлевич Гриц