Непочитание родителей

Непочитание родителей

Непочитание родителей

Самая первая Заповедь Бога людям, которых Он сотворил, гласит: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).

Люди, почитающие своих родителей, почитают их в первую очередь за то, что они передали своим детям дар жизни, и, во-вторых, во исполнение этой заповеди. Поэтому в ветхозаветные времена все не имеющие детей семейные люди вызывали у окружающих, по меньшей мере, подозрение: чем они так согрешили, что Господь не дает им возможность исполнить эту заповедь?

Непочитание родителей в глазах Закона означало отвержение Источника жизни, Подателя ее. Это был грех против жизни, против возможности ее продолжения, в конечном счете — это грех неблагодарности Богу за жизнь. Естественно, что грех против жизни выводил человека за ее пределы, то есть наказывался смертью.

Непочитание родителей имело свою крайнюю степень выражения: поднятие руки на отца или мать, т.е. физическое насилие над ними. Такого рода поступок являлся достаточным основанием для решения суда о побиении камнями преступника.

Грех побиения родителей считался не только в Древнем Израиле, но и во многих других странах самым ужасным, ведущим к страшным последствиям.

Например, в древнем Китае такой поступок также наказывался смертной казнью. Причины этого наказания понятны. Такой грех являлся невероятно заразным. Считалось, что если оставить его без наказания, то вся страна может рухнуть. В средневековой Европе этот грех также осознавался как один из самых страшных.

И лишь в самые недавние, «либеральные» времена, в современном законодательстве Западных стран было отменено различие между побиением родителей и других людей.

Важно отметить при этом, что почитание имело свои границы: родителей должно уважать, заботиться о них в их старости и поддерживать в их немощах, молиться за них после их кончины.

Какое бы преступление родители не совершили, дети не имеют права их осуждать (злословить, на языке Закона). Они вовсе не обязаны им в этом подражать, самим совершать что-то подобное. Более того, взрослые дети имеют право, и даже обязанность отказаться от совершения греха, к которому могут призывать их родители. Они также могут почтительно просить своих родителей отказаться от греховной жизни.

Но права осуждать родителей у детей нет.

Поэтому детей, по Закону, нельзя привлекать в суд в качестве свидетелей против родителей.

Даже если сын или дочь своими глазами видели, что, например, их отец кого-то убил, они не только имеют право, но даже обязаны отказаться от свидетельства в суде. Иначе они нарушат заповедь о почитании своих родителей, т. е. совершат смертный грех.

Даже для установления истины в суде нельзя нарушать заповедь о почитании родителей. 

В Советские времена эта заповедь считалась устаревшей. Образцом подражания для детей и молодежи был установлен образ Павлика Морозова, предавшего своего отца по идеологическим мотивам. Поэтому в законодательстве той эпохи отсутствовала норма о запрете детям свидетельствовать против родителей. Более того, за отказ свидетельствовать на суде полагалось строгое наказание: лишение свободы — до пяти лет тюремного заключения. И только совсем недавно в российском законодательстве появилась норма, разрешающая отказываться от дачи свидетельских показаний по делам, относящимся к родителям и другим близким родственникам.

Нередко можно услышать упреки в адрес Закона Моисеева в том, что в нем нет заповеди об обязанности детей любить своих родителей. 

Не следует путать «почитание» и «любовь». Любовь является даром Свыше; она относится к области свободы. Нельзя обязать, нельзя заставить человека любить кого-то или же не любить.

Почитание является заповедью Божьей, т.е. нашей обязанностью. Как всегда Закон очерчивает минимальные условия исполнения Заповеди. «Не меньше, чем…» — так может звучать формула ее исполнения.

Почитание родителей — это тот минимум, который обязан исполнить каждый человек. Желаешь и можешь исполнить больше? Отлично! Делай это. Дари родителям свою любовь.

Но требовать от всех людей любви невозможно. Человек может быть сиротой, совсем не знать своего отца или мать, или обоих родителей. Сколько сотен тысяч маленьких детей живут не своих домах с любящими родителями, но в детских домах, поскольку родители от них отказались?

О какой любви можно говорить, если человек даже не знает, как выглядят его мать или отец? Но совсем нетрудно представить, что уже в старости, став немощными, родители решат разыскать своего «ребенка», просить его о помощи.

Разумеется, в этом случае, ни о каких теплых чувствах к родителям говорить не приходится. Но оказать им почтение дети обязаны!

Каков же минимум этого почитания? Заботиться о родителях буквально, т.е. кормить их, помогать им деньгами, продуктами и лекарствами, оказывать им необходимую для жизни помощь, и, самое главное — молиться о них. В свое время похоронить их и продолжать молиться об их упокоении.

Довольно много женщин в России отказывается от своих детей еще в родильном доме, т.е. в самом начале их жизни. Это накладывает сильнейший отпечаток на всю последующую жизнь этих детей, а также на отношения с их будущими детьми.

Такого рода грех — оставление своих детей — был настолько непредставим в древности для народа Божьего, для которого дети являются даром Божьим, что о нем нет даже никакого упоминания во всем Священном Писания и Ветхого и Нового Завета.

Брошенные дети встречались исключительно только в жизни самых грубых язычников. Для таких язычников дети — нежелательный и неприятный «побочный продукт» в их стремлении к наслаждениям плоти.

В широко известном и весьма почитаемом памятнике христианской письменности начала II века «Послании к Диогнету» автор, неизвестный нам христианин, пишет своему другу, скорее всего, язычнику, письмо, в котором объясняет ему, кто такие христиане и чем они отличаются от всех прочих людей (имеются в виду язычники).

Приведем самое начало этого послания, в котором автор пишет:

 «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их1».

Для людей, называющих себя христианами, немыслимо бросить своих детей. Это является отказом от дара Божьего, от дара Жизни. В конечном счете, отказ от детей всегда является отказом от Бога.

Несомненно, что такой поступок также может (и даже должен!) считаться не просто грехом, но грехом смертным.

Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх 21:15).

Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх 21:17).

Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем (Лев 20:9)

Смертные грехи в Священном Писании.Илья Яковлевич Гриц