Идолослужение

Идолослужение

Идолослужение

Народ Божий на всем протяжении своей истории был окружен языческими народами с их культами служения идолам.

Более того, эти народы и эти чуждые Закону служения существовали внутри самой земли израильской: язычники всегда жили рядом меж колен и вместе с ними. Возможность перемены служения Богу как Господу — служения всегда трудного и опасного для жизни, не очень понятного для непросвещенного ума — на простое и понятное служение местным богам, всегда логичное и легко осмысляемое (“я тебе даю то и то, а ты мне за это — то, что мне потребно”) всегда оставалось реальной угрозой для сохранения Израиля как народа Божьего.

Отсюда — такая строгость в соблюдении Первой заповеди. Ее смысл, если попытаться передать его современным языком, состоит в том, что первое, самое главное место в жизни людей, входящих в народ Божий, занимает Сам Господь Бог. Он и только Он!

Если же место Бога занимает в нашей жизни кто-то или что-то еще, совсем не обязательно что-то плохое и греховное, то оно превращается в идола, т.е. в языческого бога. А мы сами, в таком случае, становимся реальными язычниками. При этом не имеет значения, кем мы сами себя при этом считаем.

 Идолом, “богом иным”, может стать решительно все: семья, дети, работа, наука, искусство, литература, сам человек, родина, церковь и т.п. 

Происходит это в том случае, если человек служения им ставит выше, чем служение Богу. Или иначе, но более точно: любовь к ним занимает в жизни человека то место, на котором может быть только любовь к Самому Богу. Но это уже достаточно продвинутое понимание идолослужения внутри народа Божьего.

Закон четко устанавливает, что нельзя обращаться к этим богам, приносить им жертвы, а также предлагать или учить этому других людей, особенно духовно неопытных и незрелых.

За несоблюдение закона полагалась смерть, причем как тем, кто приносил такие жертвы, так и тем, кто этому научал. Именно таких людей имел в виду Спаситель, когда говорил: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).

“Соблазнит” — значит, отведет “малых сих” от веры в Иисуса как в Сына Божьего и, следовательно, лишит возможности служить Ему. Не служа Ему, они неизбежно служат идолам. Поэтому так (неожиданно для многих, привыкших к умилительному образу Сына Божьего) суров здесь Господь: Он следует установлениям Закона, запрещающего идолослужения.

Обратите внимание на осторожность и деликатность языка самого Закона. Он никогда не уточняет и не описывает в подробностях никакие грехи.

Языческие боги также не описываются подробно, равно как и служения им. Заповеди, запрещающие такие служения, не должны стать поводом для любопытства и возбуждения интереса к этим служениям. Поэтому эти боги и служение им обобщенно названы в Заповедях «молохом»2, «ваалом»3, или чаще «ваалами», поклонение которым было очень распространенно в Земле Обетованной во время вхождения в нее Народа Божьего. Закон не входит в подробности и разнообразие языческих богов. Для него все эти идолы — молохи и ваалы.

Жертвоприношения языческим богам довольно часто были кровавыми. В жертву приносили не только животных, чтобы умилостивить богов, но нередко и людей. Это могли быть люди из других народов и племен, но могли также быть и «свои», причем, как правило, совершенно невинные, обычно маленькие дети или юные девушки.

Память об этих ужасных служениях сохранилась у разных народах в виде сказок, легенд, в которых часто встречается такой сюжет, что самых прекрасных девушек регулярно отдают на съедение какому-то дракону или другому отвратительному существу.

Заметим, что ко времени земной жизни Сына Божьего, кровавые жертвоприношения были повсеместно прекращены, по крайней мере, в пределах Римской империи. Они были заменены на приношение фруктов, цветов, т.е. жертв уже символических. Связано это было, по-видимому, с обожествлением личности самого императора, с поклонением его статуям и изображениям. Но суть происходящего от этого не изменялась: это было по-прежнему жертвоприношение идолам, языческим богам.

Для нас уже требуется определенное усилие, чтобы понять, почему для христиан той эпохи недопустимо было положить букет цветов к подножию скульптуры императора. Но христиане II, III и начала IV веков, от которых требовалась «такая малость», понимали это очень хорошо. Они предпочитали такому жертвоприношению муки и даже смерть. Для них это был не просто знак лояльности императору, но реальное идолослужение, принесение жертвы императору как богу.

Иногда имперские чиновники предлагали христианам не приносить эти жертвы, но просто купить квитанцию, что это было сделано. В конце концов, документом, свидетельствующим о лояльности, была именно квитанция. Но и от такого поступка многие христиане отказывались, так как не хотели быть соблазном для более слабых духовно братьев и сестер.

Особо следует отметить запрет вкушения крови, идущий еще от Ноева Завета: «плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9:4).

Практически для всех языческих народов вкушение крови был не просто занятием гурманов, а формой служения так называемым “звериным” богам, соединением с тотемом, с душою козлов, овец, свиней и т.д.

Человек, который вкушает кровь животных, принимает в себя образ этих животных, оскверняя тем самым образ Божий, данный всем потомкам Адама. Иными словами, он становится — хочет ли он этого или нет, понимает или не осознает — зверем. Поэтому так строг Закон к соблюдению этой Заповеди.

Быстрый рост городов во второй половине XIX и начале XX веков в странах Европы, Америки и России, привел к созданию в таких городах огромных мясокомбинатов, на которых убивали скот. Среди мясников, работавших забойщиками скота во всех городах и странах, был широко распространен обычай пить свежую кровь убитых животных. И очень скоро эта привычка стала предметом пристального внимания местной полиции и врачей-психологов.

Дело в том, что забойщики через несколько лет такой работы, «вдруг» начинали совершать немотивированные убийства совершенно незнакомых им людей (иногда, впрочем, и самых близких). Это происходило и в Чикаго, и в Лондоне, и в Москве, равно как и во всех иных больших городах. Полиция не находила объяснений таким поступкам, так как обычно это были вполне добропорядочные граждане, хорошие семьянины.

Врачи же пришли к выводу: причина этих немотивированных убийств заключалась в постоянном употреблении свежей крови. Происходило постепенное перерождение личности этих людей.

Эта своего рода «эпидемия убийств» была остановлена выполнением рекомендаций врачей: не разрешать работать мясникам на забое скота более одного года. Потом их переводили на другие работы в мясокомбинатах.

Так, при трагических обстоятельствах, была опытно подтверждена необходимость исполнения древней Заповеди. Кровь животных вкушать нельзя!

Подлинный смысл этой заповеди раскрывается только в Новом Завете, Завете с Господом Иисусом. Нам запрещено вкушать кровь животных. Но мы можем принимать и вкушать Его Кровь. Если мы это совершаем, то происходит реальное обоживание человека.

Как говорили об этом великие Отцы Церкви Христовой, «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом».

Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен (Исх. 22:20).

Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее (Лев 17:10)

Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями (Лев 20:2);

Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои, богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, — то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Втор. 13:6-10);

Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: ‘пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали’, — то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его; ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, [как Он говорил тебе,] как клялся отцам твоим (Втор. 13:12-17

Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти. По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя (Втор. 17:2-7)

Смертные грехи в Священном Писании. Илья Яковлевич Гриц