Апокрифы

Апокрифы

Апокрифы Ветхого Завета

Слово «апокриф» (ἀπόκρῠφος [апóкрифос] — «скрытый, сокровенный») употребляется в библеистике в 2‑х значениях: 1) Протестанты так называют неканонические книги; 2) Православная Церковь, как и Католическая, называет так книги, которые никогда не считались ни каноническими, ни неканоническими. Часто апокрифы подписаны именами персонажей ветхозаветной истории, поэтому их можно назвать «псевдоэпиграфами», т. е. ложно подписанными.

Апокрифы по своему содержанию чаще всего являются книгами видений.

Поскольку иудеи были убеждены, что период пророчества кончился, то авторы откровений и видений приписывали свои произведения древним патриархам или пророкам или объявляли себя людьми, которым дано объяснить истинный смысл тех мест Библии, которые, по их мнению, указывали на «конец дней». Периодом «конца дней», по мнению авторов, являлось время, в котором они жили. Большое значение в связи с этим придаётся в апокрифах вопросу о пришествии Мессии.

Наиболее крупные ветхозаветные апокрифы — это книга Еноха и книга Юбилеев. Первая из этих книг является эсхатологическим рассказом о том, что открылось Еноху на небесах, когда «Бог взял его» (Быт.5:24). Во второй приводятся рассуждение о предопределённости всего сущего, изложенное в виде диалога между ангелом и Моисеем на горе Синай. Так же очень известны «Заветы двенадцати патриархов» — предсмертные наставления, которые даёт своим детям каждый из сыновей Иакова. Во фрагменте 2:6–5:3 рассказывается о том, как Левий взошёл сквозь небеса к престолу Божьему и узнал тайны, которые он должен был объявить людям. Во время небесного путешествия Левия ангел отвечал на его вопросы об увиденном на небе.

1.5. Разделение книг в каноне

Разделение книг в Еврейской Библии

39 книг современного Ветхого Завета согласно свидетельствам раннего еврейского предания изначально делились на 24. Талмуд и раввинистическая литература указывают, что существовало пять книг Закона, восемь книг Пророков и одиннадцать книг Писаний. Современная Еврейская Библия сохраняет это трёхчастное строение.

Помимо принятого в иудейской традиции деления книг, совершались попытки разделить их на 22 — Руфь объединялась с Судьями, а Плач Иеремии — с Иеремией. Такое соединение соответствует количеству букв еврейского алфавита.

תּוֹרָה Тора

נְבִיאִים Невиим

כְּתוּבִים Кетувим

 

 Ранние пророки  Невиим ришоним

 

Бытие

בְּרֵאשִׁית‎ Бе-решит (В начале)

Иисус Навин

יְהוֹשֻׁע‎ Йеhошуа

Псалтирь

תְּהִלִים‎ Тегилим

Исход

שְׁמוֹת‎ Шмот (Имена)

Судей

שׁוֹפְטִים‎ Шофтим

Притчи

מִשְׁלֵי‎ Мишлей

Левит

וַיִּקְרָא‎ Ва-йикра (И призвал)

1 Царств

שְׁמוּאֵל א‎ Шмуэль Алеф (1 Самуила)

Иов

אִיּוֹב‎ Ийов

Числа

בְּמִדְבַּר‎ Бе-мидбар (В пустыне)

2 Царств

שְׁמוּאֵל ב‎ Шмуэль Бет (2 Самуила)

Песнь Песней

שִׁיר הַשִּׁירִים‎ Шир га-ширим

Второзаконие

דְּבָרִים‎ Дварим (Слова)

3 Царств

מְלָכִים א‎ Мелахим Алеф (1 Царей)

Руфь

רוּת‎ Рут

   

4 Царств

מְלָכִים ב‎ Мелахим Бет (2 Царей)

Плач Иеремии

אֵיכָה‎ Эйха (Как)

   

Поздние пророки  Невиим ахароним

   
   

Большие пророки 

   
   

Исаия

יְשַׁעְיָהוּ‎ Йешайягу

Екклезиаст

קֹהֶלֶת‎ Кохелет

   

Иеремия

יִרְמְיָהוּ‎ Ирмиягу

Есфирь

אֶסְתֵּר‎ Эстер

   

Иезекииль

יְחֶזְקֵאל‎ Йехезкель

Даниил

דָּנִיֵּאל‎ Даниэль

   

Малые пророки 

   
   

Осия

הוֹשֵׁע‎ Гошеа

Ездра

עֶזְרָא‎ Эзра

   

Иоиль

יוֹאֵל‎ Йоэль

Неемия

נְחֶמְיָה‎ Нехемья

   

Амос

עָמוֹס‎ Амос

1 Паралипоменон

דִּבְרֵי הַיָּמִים א‎ Диврей га-ямим Алеф (1 Хроник)

   

Авдий

עֹבַדְיָה‎ Овадья

2 Паралипоменон

דִּבְרֵי הַיָּמִים ב‎ Диврей hа-ямим Бет (2 Хроник)

   

Иона

יוֹנָה‎ Йона

   
   

Михей

מִיכָה‎ Миха

   
   

Наум

נַחוּם‎ Нахум

   
   

Аввакум

חֲבַקּוּק‎ Хавакук

   
   

Софония

צְפַנְיָה‎ Цфания

   
   

Аггей

חַגַּי‎ Хагай

   
   

Захария

זְכַרְיָה‎ Зехарья

   
   

Малахия

מַלְאָכִי‎ Мал’ахи

   

Разделение книг в Септуагинте и Вульгате

Разделение книг в Септуагинте и Вульгате зависит от их содержания — книги делятся на: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Кроме того, и Вульгата, и Септуагинта содержат неканонические книги. Они также расположены в зависимости от содержания. Такое расположение книг перешло в церковно-славянскую и русскую Библию.

Законоположительные книги (Пятикнижие Моисеево)

  1. Γένεσις — Genesis — Бытие
  2. Ἔξοδος — Exodus — Исход
  3. Λευϊτικòν — Leviticus — Левит
  4. Ἀριθμοὶ — Numeri — Числа
  5. Δευτερονόμιον — Deuteronomium — Второзаконие

Исторические книги

  1. Ἰησοῦς — Iosue — Иисус Навин
  2. Κριταὶ — Iudicum — Судьи
  3. Ροὺθ — Ruth — Руфь
  4. Βασιλειων Α» — I Samuelis — 1 Царств
  5. Βασιλειων Β» — II Samuelis — 2 Царств
  6. Βασιλειων Γ» — I Regum — 3 Царств
  7. Βασιλειων Δ» — II Regum — 4 Царств
  8. Παραλειπομέν Α» — I Paralipomenon — 1 Паралипоменон
  9. Παραλειπομένων Β» — II Paralipomenon — 2 Паралипоменон
  10. Ἒσδρας Α» (В Вульгате этой книги нет. В церковно-славянском и русском переводе эта книга соответствует 2 Ездре)
  11. Ἔσδρας Βʹ (В Вульгате и церковно-славянском и русском переводе эта книга соответствует1 Ездре и книге Неемии)
  12. Ἐσθὴρ — Esther — Есфирь
  13. Ιουδίθ — Judith — Иудифь
  14. Τωβιθ — Tobias — Товита
  15. Μακκαβαίων Αʹ — II Machabaeorum — 1 Маккавеев
  16. Μακκαβαίων Βʹ — II Machabaeorum — 2 Маккавеев
  17. Μακκαβαίων Γʹ — 3 Маккавеев (В Вульгате этой книга нет)
  18. Μακκαβαίων Δʹ — 4 Маккавеев (В Вульгате, церковно-славянском и русском переводе этой книга нет)
  19. IV Esdrae3 Ездры (В Септуагинте и Вульгате этой книге нет)

Учительные книги

  1. Ψαλμοὶ — Psalmorum — Псалтирь
  2. Ὠδαί — Оды (Песни) (В этой книге собраны ветхозаветные и новозаветные тексты, вошедшие в богослужение)
  3. Παροιμίαι — Proverbiorum — Притчи
  4. Ἐκκλησιαστὴς — Ecclesiasticus — Екклесиаст
  5. ᾎσμα — Canticum Canticorum — Песнь Песней
  6. Ἰῶβ — Iob — Иов
  7. Σοφία Σαλoμῶντος — Liber Sapientiae — Премудрости Соломона
  8. Σοφία Ἰησοῦ Σειράχ — Ecclesiasticus — Премудрости Иисуса сына Сирахова
  9. Ψαλμοὶ Σαλoμῶντος — Псалмы Соломона (В Вульгате, церковно-славянском и русском переводе этой книга нет)

Пророческие книги

  1. Ὡσηὲ — Osee — Осия
  2. Ἀμὼς — Amos — Амос
  3. Μιχαίας — Michaeae — Михей
  4. Ἰωὴλ — Ioel — Иоиль
  5. Ἀβδιοὺ — Abdiae — Авдий
  6. Ἰωνᾶς — Ionae — Иона
  7. Ναοὺμ — Nahum — Наум
  8. Αμβακοὺμ — Habacuc — Аввакум
  9. Σοφονίας — Sophoniae — Софония
  10. Ἁγγαῖος — Aggaei — Аггей
  11. Ζαχαρίας — Zachariae — Захария
  12. Μαλαχίας — Malachiae — Малахия
  13. Ἠσαΐας — Isaiae — Исайя
  14. Ἱερεμίας — Ieremiae — Иеремия
  15. Βαρούχ — Baruch — Варух
  16. Θρῆνοι — Плач Иеремии — Lamentationes
  17. Επιστολή Ιερεμίου — Послание Иеремии (В Вульгате эта книга является 6 главой книги пророка Варуха)
  18. Ἰεζεκιὴλ Ezechielis — Иезекииль
  19. Σουσάννα Сусанна (В Вульгате, церковно-славянском и русском переводе эта книга является 13 главой книги Даниила)
  20. Δανιὴλ —  Danielis — Даниил
  21. Βὴλ και Δράκων — Вил и дракон (В Вульгате, церковно-славянском и русском переводе эта книга является 14 главой книги Даниила)

1.6. Разделения текста книг

Первоначально в Библии не было разделения на главы и стихи. В дальнейшем текст Торы был разделён на פָּרָשַׁת הַשָּׁבוּעַ [парашáт ха-шавýа] — буквально «недельные главы» или «недельные порции». Всё Пятикнижие делится на 54 параши, которые прочитываются в течение года по субботам. После Торы в синагогах читаются отрывки из пророческих книг. Они называются הַפְטָרָה [гафтара] — «освобождение», «прощание», «конец», «разрешение». По возможности избираются чтения, соответствующие чтениям из Закона на тот же день.

В XIII в. архиеп. Кентерберийский Стефан Лэнгтон (ок. 1150–1228 гг.) создал систему глав, которые в XVI в. Робером Этьеном (1503–1559 гг.) были разделены на стихи. Эта система глав и стихов существует и поныне.

Добыкин Д.Г.