Он простер руку, прикоснулся и сказал: Хочу, очистись

Он простер руку, прикоснулся и сказал: Хочу, очистись

Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него


Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 5, ст. 12–16. 

 

5.12. Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

5.13. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

5.14. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.

5.15. Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

5.16. Но Он уходил в пустынные места и молился.

(Лк. 5, 12–16)

В древности проказа была самой тяжелой болезнью. Наверное, нет смысла описывать физиологическое состояние больных проказой: оно было ужасным. Но все это усугублялось тем, что, по словам древнего историка Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже совсем мертвыми». Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из человеческого общества. Книга Левит дает такое установление:

Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13, 46).

Прокаженный должен был ходить в рваной одежде, со всклокоченной и непокрытой головой, закрытый тканью до губ и кричать: Нечист! Нечист!   (Лев. 13, 45). 

В эпоху Иисуса Христа прокаженным в Палестине был запрещен вход в Иерусалим и во все города, имевшие стены. Не было другой такой болезни, которая бы настолько изолировала человека от его собратьев. И вот такого человека исцеляет Господь.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Велико благоразумие и вера пришедшего! Он не прервал учения, не старался протесниться сквозь собрание, но дожидался удобного времени. И не просто, но с великою горячностью просит Христа, просит с искреннею верою: если хочешь, можешь меня очистить. Не сказал: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление, и свидетельствует о Его высочайшей власти».

Мы видим, дорогие братья и сестры, как прокаженный подходит ко Христу с величайшим доверием. Он не сомневался в том, что если Иисус захочет, Он может очистить его. Ни один прокаженный не подошел бы когда-нибудь к ортодоксальному книжнику или раввину: он очень хорошо знал, что его прогонят, побив камнями. Но Господь расположил его сердце к Себе, показывая и нам с вами, что никто не должен чувствовать себя слишком нечистым, чтобы подойти ко Христу.

Мы также можем поучиться у прокаженного смирению. Он не требовал исцеления; он лишь сказал:  Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12). В этих словах раскрывается его смиренное сердце, которое, сознавая свою нужду, обращается ко Христу.

И вот такое обращение прокаженного снискало благоволение Спасителя. Во-первых, и прежде всего, Христос проявил сострадание. Закон требовал, чтобы любой человек избегал прикосновения к прокаженному, потому что это угрожало ужасным осквернением. Но Господь не только подпускает к Себе прокаженного ближе, чем на два метра, но и простирает к нему Свою руку и касается его.

Блаженный Феофилакт замечает: «Господь “прикасается” к нему не без причины. Но поскольку, по закону, прикасающийся к прокаженному считался нечистым, то, желая показать, что Он не имеет нужды соблюдать подобные мелкие предписания закона, но Сам есть Господь Закона, и что чистый нисколько не оскверняется от кажущегося нечистым, но что проказа душевная, именно она, оскверняет, – для сей цели прикасается, а вместе и для того, чтобы показать, что святая Плоть Его имеет Божественную силу – очищать и животворить, как истинная Плоть Бога Слова».

Господь Своими словами хочу, очистись (Лк. 5, 13) и прикосновением исцеляет прокаженного. После этого Христос отправляет очищенного к священнику для принесения жертвы за очищение, как было установлено в законе Моисея, повелевая никому не сказывать (Лк. 5, 14) о случившемся. Этим самым Господь научает и каждого из нас не искать похвалы от тех, кому благотворим, ведь в стремлении помогать ближнему существует только один закон – закон любви.

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и смиренным сердцем просить чудесного участия Его в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе – оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божьей.