Смертные грехи

Смертные грехи

Смертные грехи в Новом Завете

В Новом Завете представление о смертных грехах существенно разнится с Ветхим.

В Евангелии только хула на Духа Святого, по словам Самого Сына Божьего, признается грехом непрощаемым, т. е. смертным.

«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31).

Такой грех отделяет человека от Самой Жизни, и это делает его смертным.

Отметим, что не всякие нехорошие слова, направленные против Духа Святого, являются хулой. Человек, не принявший и не знающий лично Духа Святого, не живущий Духом святым, не может похулить Его.

Как это не звучит парадоксально, но совершить грех хулы на Духа Святого может только тот, кто знает Его лично, и это знание засвидетельствовано церковью.

Но если человек живет Духом Святым и одновременно принял в свое сердце иной дух — зависти, злобы, лжи и т.п., то его может просто разорвать изнутри. В книге Деяний Святых Апостолов приводится поразительный пример из жизни первохристианской общины Иерусалима. Ананий и его жена Сапфира в числе других «исполнились Духа Святого, и говорили слово Божье с дерзновением» (см.: Деян. 4.31). Иными словами, вся церковь знала, что они приняли Духа Святого. А когда многие люди продавали свои земли и все вырученные деньги отдавали церкви, то и им захотелось выглядеть не хуже иных. Но какую часть денег пожертвовать церкви, а какую оставить себе или подарить родственникам или друзьям — было делом свободы. Никто никого не принуждал жертвовать всю сумму. Если бы они принесли половину или даже треть стоимости земли, то и такое пожертвование было бы принято с благодарностью и без всякого суда.

Грехом Анании и Сапфиры явилось не малое пожертвование, а ложь, которая оказалась несовместимой с присутствием в них Духа Святого.

Но в Новом Завете, в отличие от Ветхого, на людей Церкви не возлагается тяжелая обязанность приводить в исполнение смертную казнь. Сами люди (Анания и Сапфира, в данном случае), приняв еще духа лжи, оказались не в состоянии вынести присутствие в своем сердце начала несовместимые. Дух Святой и дух лжи несовместимы принципиально.

Поэтому они падают замертво.

Но не Дух Святой, не святой апостол Петр, как нередко думают люди несколько наивно представляющие себе духовную жизнь, умертвили их. Безумная попытка «сидеть на двух стульях» очень быстро привела к такой ужасной трагедии.

Повторим эту мысль еще раз, так она часто приводит людей к страху сказать что-то неподобающее, даже еретическое.

Никто лично не знающий Духа Святого, не живущий Им, не в состоянии произнести хулу на Него.

Многих церковных людей этот страх даже просто парализует: “а вдруг я нечаянно скажу какой-нибудь грех или даже какую-то ересь?”

Таких людей следует успокоить: они не понимают разницы между грехом и ошибкой.

Все мы являемся учениками Христовыми. Этот титул вменился последователям Господа как самый первый, насколько мы можем это видеть в книге Деяний св. Апостолов. И у нас, как и у любых учеников, есть великая привилегия: право на ошибку. Ошибка — не есть грех, даже если было высказано суждение догматически нелепое или просто неверное.

Такого человека следует просто поправить. И если он примет от учителя или более опытного и более просвещенного человека эту поправку, то никакого греха не будет.

Грех же есть упорствование в ошибке. Когда человек, не слушая никого, твердо отстаивает свою позицию, свою точку зрения, свое понимание какой-то богословской или даже догматической истины, не обращая внимания на позицию церкви, то это и есть ересь.

Все же наши остальные грехи и просто ошибки уже искуплены Крестными страданиями и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, то есть, не являются смертными по определению.

Но даже если смертный грех уже совершен, у нас есть возможность принести покаяние, и церковь, по своему милосердию, по воле Самого Спасителя, имеет власть простить нас.

Но даже если смертный грех уже совершен, у нас есть возможность принести покаяние, и церковь, по своему милосердию, по воле Самого Спасителя, имеет власть простить нас.


Смертные грехи в Священном Писании.Илья Яковлевич Гриц