Ирод Антипа

Ирод Антипа

Ирод Антипа

Ирод Антипа (20 год до н.э. — после 39 года н.э.) — правитель Галилеи и Переи (область на вост. берегу Иордана) с 4 года до н.э.по 39 год н.э., второй сын царя Ирода Великого и одной из его жен, самарянки Малтаки (Малфаки). Воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем, сводным братом Филиппом (у них был общий отец, Ирод Великий, но различные матери) и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христ. общине Антиохии (Деян., 13:1).

По завещанию Ирода Великого после его смерти Иудея была разделена между тремя его сыновьями: Архелаем, Филиппом и Антипой. При этом Архелай должен был наследовать царский титул, на который претендовал и Антипа. Однако римский император Октавиан Август, который утверждал назначение, «предоставил Архелаю половину царства с титулом этнарха и обещанием возвести его в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным. Вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода» (Иосиф Флавий, «Иудейская война» II, гл. 1-6, также «Иудейские древности» XVII, гл. 8-11). Таким образом Антипа получил лишь более низкий титул тетрарха.

В Новом Завете (Мф., 14:1; Лк., 3:1) Ирод Антипа фигурирует как Ирод-тетрарх (четвертовластник); именуется он также царем (т.е. властителем) в принятом в то время значении этого слова (Мф., 14:9; Мк., 6:14, 22-27).

В 14 году н.э. римский император Октавиан Август в возрасте 75 лет умер и его наследником стал Тиберий (42 г. до н.э. – 37 г. н.э.). Именно в его правление был распят Иисус Христос (Лк.3:1). Ирод Антипа сумел установить дружеские отношения с императором Тиберием и даже назвал в его честь свою новую столицу — Тивериаду, построенную на берегу Геннисаретского озера, в самой лучшей и красивейшей части Галилеи. Ирод Антипа сделал Тивериаду своей резиденцией, для чего построил здесь великолепный дворец, храм, амфитеатр и окружил город стеной. В течение следующих 50 лет Тивериада была бесспорной столицей Галилеи и, за исключением Кесарии, красивейшим городом Палестины.

В доме сводного брата Филиппа (не путать с четвертовластником Филиппом, который одновременно с ним пришел к власти), Ирод Антипа встретил свою золовку и племянницу Иродиаду и страстно влюбился в нее. По сообщению Иосифа Флавия, Иродиада была внучкой Ирода Великого от его сына Аристовула. Иродиада была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею. Ради Ирода Антипа она оставила мужа, Ирода Филиппа. Чтобы жениться на Иродиаде, Ирод Антипа изгнал свою первую жену, дочь арабского царя Ареты IV. Такое предательство вкупе с прелюбодеянием вызвало всеобщее возмущение. Оскорбленный Арета выступил против Ирода Антипы и нанес ему тяжелое поражение в пограничной войне.

Иоанн Креститель публично обвинил его в тяжком нарушении Закона (Лев., 18:16; Лев., 20:21). После этого Ирод Антипа приказал схватить Иоанна и заточить в крепость Махерон, расположенную к востоку от Мертвого моря, но не решился убить пророка. Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк., 6:20).

Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Иродиада, которая не могла простить пророку обличений, использовала благоприятный момент, чтобы разделаться с ним. Во время пира Ирода Антипы, восхищенный танцем Саломии, дочери Иродиады от первого брака, пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила. По совету Иродиады, Саломия попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Царю ничего не оставалось, как исполнить эту просьбу. Однако, сдержав обещание, Ирод Антипа потерял покой. Когда Ироду Антипе сообщили о чудесах, которые творил Иисус, он в испуге решил, что это воскресший Иоанн Креститель (Мф., 14:1 и след.; Мк., 6:14-16).

Лука — единственный из евангелистов, кто упоминает о встрече Ирода Антипы с Иисусом. Их встреча произошла во время суда над Иисусом, когда Ирод Антипа прибыл в Иерусалим на праздник Пасхи.

Ирод Антипа

Прокуратор Понтий Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, направил Его к правителю этой области – Ироду Антипе. Тот давно хотел увидеть Иисуса (Лк., 9:9; Лк., 23:8), надеясь стать свидетелем чуда. Но Узник оказался недоступным в Своей замкнутости, и тогда разочарованный царь, поиздевавшись над Ним, отослал Его прочь в шутовском наряде — политические мотивы первосвященников он, по-видимому, как и Пилат, не принимал всерьез. Лука пишет, что это привело к улучшению прежде враждебных отношении между Пилатом и Иродом (Лк., 23:9-12,15).

В 37 г. н.э. Тиберий умер и следующий император, Калигула, благоволил уже племяннику Антипы, Ироду Агриппе. Калигула освободил Агриппу из тюрьмы, куда тот был помещен за пожелание Тиберию скорой смерти, и, присвоив ему царский титул, назначил его править тетрархией умершего Филиппа (Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XVIII, гл. 6-7).

Это задело честолюбие Иродиады. Она вынудила Антипу обратиться к Калигуле с просьбой о присвоении ему царского титула. Однако, когда в 39 г. н.э. Антипа отправился в Рим к императору, Агриппа послал Калигуле донос, обвинив Антипу в заговоре с парфянским царем Артабаном и в соучастии в заговоре Сеяна. В результате Ирод Антипа был сослан в Лугдунум в Галлии (современный Лион), где он и умер. Тетрархия и имущество Антипы были переданы Агриппе. Иродиаде было предложено остаться под покровительством брата (Агриппы), но она предпочла отправиться в ссылку с мужем.

Составил Сергей Шуляк
Источник: hram-troicy.prihod.ru