№ | Правление | Указание в Библии |
---|---|---|
1 |
Царствование Саула в Израиле |
1Цар.9:2–27; 10:9–27; 11:5–8, 13:1–23; 14:1–52; 15:1–35; 16:1–23; 22:6–7, 23:7–28; 24 |
2 | Царствование Давида | 1Цар.16:11–22; 22:1–5, 2:1–11 |
3 | Царствование Соломона. В четвертый год его царствования было положено основание Храма. | 3Цар.2:12–46; 3:1–28; 4:1–34; 5:1–18; 6:1–38 |
№ | Царь: | Описание деятельности | Ссылки на Св.Писание | Правил, лет |
---|---|---|---|---|
1 | Ровоам | Предавался идолослужению. Неразумным правлением (отказался снизить налоги) привёл к разделению 12-ти колен на 2 царства. Во всё царствование Ровоама между ним и Иеровоамом I шла война. |
3Цар. 12–15 2Пар. 10–13 |
17 |
2 | Авия | Единственное событие царствования Авии — ожесточённая война с Иеровоамом I. Подобно своему отцу Ровоаму, Авия был повинен в распространении идолопоклонства в Иудее. |
3Цар. 15:1–8 2Пар. 13 |
3 |
3 | Аса | Уничтожил языческие жертвенники и восстановил жертвенник Бога, привел народ к поклонению Богу, построил крепости, собрал много богатств за счет военной добычи, запретил царице-матери поклоняться Астарте, установил в стране мир, пользовался любовью соотечественников. |
3Цар. 15:18–26 2Пар. 14–16 |
41 |
4 | Иосафат | Старался идти по стопам Давида, бывшего для него высшим образцом жизни и деятельности. При Иосафате Иудейское царство достигло высшей степени процветания. Укрепил границы государства, боролся с идолопоклонством, поручив некоторым из своих приближенных, вместе с левитами и священниками, учить народ закону Божию. При нём Иудея находилась в мире с окружавшими её народами. |
3Цар. 22 2Пар. 17–20 |
25 |
5 | Иорам | Призвал народ к поклонению идолам. Убил своих братьев и приближенных своего отца, Иосафата. Недолгое правление Иорама отмечено экономическим и политическим упадком Иудейского царства. |
4Цар. 8:16–29 2Пар. 21 |
8 |
6 | Охозия | «Делал неугодное в очах Господних». Участвовал вместе со своим дядей, царем Израиля, Иорамом, в неудачном для иудейского войска походе в Сирию, против арамеев. Был смертельно ранен стрелой израильскими мятежниками. |
4Цар. 8:24–29 2Пар. 22 |
1 |
7 | Гофолия | Жена Иорама. Предавалась идолослужению. Казнила потомков Давида по всей Иудее, пыталась уничтожить «все царское племя дома Иудина». Однако упустила одного сына Охозии — Иоаса, ставшего царём Иудеи. Казнена мечем. |
4Цар. 11 2Пар. 22:8–12 |
6,5 |
8 | Иоас | Следуя советам первосвященника Иодая, восстановил Иерусалимский храм в его прежнем благолепии. Со смертью Иодая во дворце водворилась прежняя «мерзость». Восставший против этих порядков пророк Захария был убит во дворе Храма. Результатом стало нашествие сирийцев на Иудею и её опустошение, а сам Иоас был убит своими приближёнными. |
4Цар. 11, 12 2Пар. 24, 25 |
40 |
9 | Амасия | Провел успешную военную кампанию против Идумеи, после победы над которой в Иудее получили распространение культы идумеян, поддерживаемые самим царём, что было негативно воспринято народом. Потерпел поражение от израильтян, попал в плен. Был убит войсками своего сына. |
4Цар. 14 2Пар. 25 |
29 |
10 |
Азария (Озия) |
Был благочестивым и богобоязненным правителем, удачно воевал с окрестными народами, укрепил Иерусалим, имел большое войско. В конце жизни нарушил Божий закон об обязанностях священников, умер от проказы. |
4Цар.14:21–29, 15:1–7 2Пар.26 |
52 |
11 | Иофам | На царствование Иофама пришлось начало деятельности пророка Исайи, который считал его благочестивым царем. Иофам поддерживал Иерусалимский храм и заботился о подъёме религиозно-нравственного состояния народа. При нём выступали также пророки Осия и Михей, которые содействовали благополучию царства. Укреплял обороноспособность Иудеи. |
4Цар. 15 2Пар. 27 |
16 |
12 | Ахаз | Предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных своих детей языческим богам. Установил в Иерусалиме статую Ваалу. При Ахазе в Иудее всё большее распространение стали получать финикийские и сирийские культы. Вызвал возмущение иерусалимских жрецов и пророков. |
4Цар. 16 2Пар. 28 |
16 |
13 | Езекия | Находившийся под влиянием пророка Исайи, Езекия приступил к существенным реформам. Идолослужение было искоренено (был уничтожен даже медный змей Моисея). В иерусалимском храме восстановлено богослужение и, как бы в знак восстановления завета с Богом, была торжественно отпразднована Пасха. |
4Цар.18, 19, 20 2Пар.29, 30, 31, 32 |
29 |
14 | Манассия | Отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу. Идолопоклонство царя, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма. Даже в Иерусалимском храме Манассия установил идола Астарты. Жертвовал детей в честь Молоха. Его вероотступничество повлекло за собой нашествие на иудеев ассирийцев. В плену Манассия раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство. |
4Цар. 21 2Пар. 33 |
50 |
15 | Аммон (Амон) | «И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его». Был убит в результате заговора, организованного родственниками. |
4Цар. 21 2Пар. 33 |
2 |
16 | Иосия | Любил Бога всем сердцем, восстановил Храм, нашел свиток закона (обещал исполнять его), лично наблюдал за уничтожением идолов и языческих святилищ, учредил священство, праздновал Пасху с таким рвением, какого не было со времен Самуила. Был любим народом. |
4Цар. 22, 23 2Пар. 34, 35 |
31 |
17 | Иоахаз | «И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его». Был пленен. Умер в плену в Египте. |
4Цар. 23:30–34 2Пар. 36:1–4 |
3 мес. |
18 | Иоаким | Был ставленником египетского фараона. Отличался крайним нечестием и, не обращая внимания на опасность, грозившую со стороны Вавилона, проводил время в необузданных увеселениях и преследовал пророков. При нем была угнана в Вавилон первая группа пленных, в которой находился пророк Даниил. |
4Цар. 23:34–37, 24:1–7 2Пар. 36:5–8 |
11 |
19 | Иехония | Продолжал делать «неугодное в очах Господних», как и его отец Иоаким. 36 лет находился в вавилонском плену. Упоминается в родословии Господа Иисуса Христа (Мф. 1:11), что по мнению блж. Августина, подчеркивает судьбоносное переселение евреев в Вавилон и предобразует появление «Христа, имевшего перейти от обрезания к необрезанию, как бы из Иерусалима в Вавилонию». Иосиф Флавий прославляет Иехонию за то, что тот «сам покинул город и … сдался в добровольный плен для того, чтобы не быть вынужденным отдать это святилище врагу и спасти храм Божий от сожжения». |
4Цар. 24:8–16 2Пар. 36:8–10 |
3 мес. |
20 | Седекия | Последний царь Иудеи перед Вавилонским пленом, очередной царь, “делавший неугодное в очах Господних”. При нем Храм был сожжен, Иерусалим разрушен, и остаток народа был угнан в плен. |
4Цар. 24:18–20, 25:1–21 2Пар. 36:10–21 |
11 |
Южное царство просуществовало свыше 300 лет (930–600 до Р.Х.), было захвачено Навуходоносором, жители были переселены в Вавилон. Часть из них смогла вернуться (1Ездр.2), когда через полстолетия Вавилония была завоёвана персидским царём Киром II. |
№ | Царь: | Описание деятельности | Ссылки на Св.Писание | Правил, лет |
---|---|---|---|---|
1 | Иеровоам I | Укрепил границы своего царства, строил новые города. Всячески стремился к отчуждению своего народа от Иерусалима. Апогеем его политики стала религиозная реформа: были установлены идолы золотых тельцов, Иеровоам лично совершал им жертвоприношения. |
3Цар. 11:26 — 3Цар. 15:30 2Пар. 9:29 — 2Пар. 13:22 |
22 |
2 | Нават | В свое царствование следовал всем порокам и нечестию своего отца Иеровоама. Был убит заговорщиком Ваасою, и тогда весь дом Иеровоама был истреблен, а на престол Израильский вступил Вааса. |
3Цар.14:20 3Цар 15:30 |
2 |
3 | Вааса | Составил заговор против Навата и убил его, не оставил в живых ни одного из семейства нечестивого царя. Не имел успеха в войне. В нравственном отношении Вааса был нисколько не лучше Иеровоама, а идолослужение, введенное последним, оставалось в полной силе. | 3Цар. 15:16–16:6 | 24 |
4 | Ила | Предавался идолопоклонству. Был жестоко убит своим полководцем Замврием, когда находился в состоянии алкогольного опьянения. | 3Цар. 16:8 | 2 |
5 | Замврий | Был рабом и командиром колесниц у Илы. Убил своего господина, его родственников и близких, провозгласив себя царем, но не получил поддержки народа и был свергнут. В отчаянии поджег царский дворец и погиб в огне. Идолопоклонник. | 3Цар. 9:20 | 7 дней |
6 | Амврий | Как и другие цари Израиля, он не пошёл по путям Божьим. Под всё возраставшим влиянием финикийцев вырождение царского дома Амврия прогрессировало. Основал столицу Самарию. Заключил мир с Иудеей. | 3Цар. 16:23–28 | 12 |
7 | Ахав | Вследствие брака с дочерью сидонского царя Эфбаала, ввёл в своё царство культ Ваала-Астарты и подверг преследованию пророков, не перестававших, однако, обличать пагубную для народа деятельность царя. Вел войны с сирийским царем Бенгададом II и в последней был убит. |
3Цар. 16:28–34 3Цар. 17–21 |
22 |
8 | Охозия | Предавался идолопоклонству, обращался об исцелении к Вельзевулу, чем вызвал гнев пророка Ильи. От болезни так и не оправился. |
3Цар. 22:51–53 4Цар. 1 |
2 |
9 | Иорам | От своего отца Ахава унаследовал наклонность к идолопоклонству, хотя и ниспроверг идола Ваала. На время его царствования выпадает большинство чудес пророка Елисея, который не раз избавлял его от сирийцев. | 4Цар.3:1 | 12 |
10 | Ииуй | Уничтожил в Самарии культ Ваала и преследовал идолопоклонство, но, тем не менее, поддерживал культ золотого тельца. Был ответственным за смерть царя Израиля Иорама, царя Иудеи Азарии и других людей. | 4Цар. 10 | 28 |
11 | Иоахаз | Поклонялся Астарте, правление его названо «нечестивым». В наказание за своё идолопоклонство потерпел поражение от царей сирийских. | 4Цар. 13:1–9 | 17 |
12 | Иоас | Хотя почитал пророка Елисея, придерживался политики Иеровоама и был идолопоклонником. Возвратил Израилю города, которых царство лишилось при его отце Иоахазе. Взяв Иерусалим, Иоас забрал из него сокровища Храма, царскую казну и пленных. | 4Цар. 13:10–25, 14:1–16 | 16 |
13 | Иеровоам II | Был язычником, вёл успешные войны с Сирией, моавитянами, аммонитянами, взял Дамаск и Емаф и восстановил древние пределы своего царства до Евфрата и Мертвого моря. Израиль достиг высшего расцвета во дни его царствования. Современные Иеровоаму пророки Осия и Амос выступали против нечестия и беззаконий, процветавших при спокойной внутриполитической обстановке. | 4Цар. 14:23–29 | 41 |
14 | Захария | Правил в смутное время. Образ его жизни и царствования характеризуется общими, но в то же время нелестными словами: «Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех». | 4Цар. 15:8–11 | 6 мес. |
15 | Селлум | Убил своего друга и царя Захарию, и захватил власть в стране. Убит военачальником Менаимом. | 4Цар. 15:13–15 | 30 дней |
16 | Менаим | Ввел большие налоги, угнетал свой народ. «Делал он неугодное в очах Господних». | 4Цар. 15:17–22 | 10 |
17 | Факия | Как и его отец Менаим, «делал неугодное в очах Господних». Убит своим сановником Факеем. | 4Цар. 15:22–26 | 2 |
18 | Факей | Его царствование знаменовалось тем же нечестием и развратом, как и царствования многих прежде него бывших царей Израильских. Факей был непримиримым врагом Иудейского царства. Стал жертвой заговора. Потерял жизнь и престол, подобно своему предшественнику, которого он некогда убил. | 4Цар. 15:27–31 | 20 |
19 | Осия | Последний царь Израильского царства. Достиг престола через цареубийство Факея. Царствование его было бесславно: Самария взята ассирийцами, царство уничтожено, население переселено в Ассирию. Как и его предшественники, делал «неугодное в очах Господних». Умер в вавилонском плену. | 4Цар.15:30–31, 17:1–6 | 9 |
Северное царство просуществовало чуть более 200 лет (930–721 до Р.Х.) и было разрушено Ассирией. Оставшиеся самаряне были верны идее, что благочестие не в Иерусалиме, а в их храме на горе Гаризим (был разрушен за столетие до Р.Х.), рядом с которой находился колодец Иакова.
* Праведные цари |
Разделение Израиля на Северное и Южное царства прот. Н. Соколов
Цари | Предполагаемые годы правления | События |
---|---|---|
Ровоам | 926–910 | Основание Иудейского царства в 928 г. Война с Северным Царством. Поражение от египтян. |
Авия | 910–908 | Война с Северным Царством. |
Аса | 908–868 | Борьба с идолопоклонством. Победа над царем Зараем Ефиоплянином (египетским фараоном). |
Иосафат | 868–847 | Борьба с идолопоклонством. Иудейское царство достигает высшей степени процветания. |
Иорам | 847–845 | Начало эпохи религиозного упадка. Отделение Идумеи от Иудеи. Опустошительный набег филистимлян и кочевников Аравийского полуострова. |
Охозия | 845 | Неудачный военный поход в Сирию. |
Гофолия | 845–840 | Внутренние раздоры, репрессии. |
Иоас | 840–801 | Восстановление Иерусалимского храма и возвращение к язычеству. Убийство пророка Захарии. Опустошение Иудеи сирийцами. |
Амасия | 801–773 | Успешная военная компания против Идумеи и распространение идумейских культов. Поражение от Израиля, захват Иерусалима. |
Азария (Озия) | Середина VIII в. | Удачные военные походы, укрепление обороноспособности царства. |
Иоафам | 756–741 | Удачная военная компания против Аммона, укрепление обороноспособности царства. Отказ от коалиции с Израильским и Дамасским царствами. |
Ахаз | 742–725 | Нашествие израильтян и арамеев. Религиозный упадок, усиление идолопоклонства. |
Езекия | 725–697 | Борьба с идолопоклонством, религиозные реформы. Укрепление и внутреннее благоустройство царства. Вассальная зависимость от Ассирии. |
Манассия | 696–642 | Резкое усиление идолопоклонства. |
Аммон | 641–640 | Внутренние раздоры. |
Иосия | 640–609 | Духовно-религиозное возрождение, религиозные реформы, борьба с идолопоклонством, строительство новых районов Иерусалима. Восстановление власти над большей частью территории царства Давида и Соломона, но последующая вассальная зависимость от Египта. |
Иоахаз | 608 | Политический кризис. Вассальная зависимость от Египта. |
Иоаким | 607–597 | Вассальная зависимость от Египта. Нашествие вавилонян. Вассальная зависимость от Вавилона. |
Иехония | 597 | Восстание против Вавилона и последующее поражение. Часть народа уведена в Вавилон. |
Седекия | 597–586 | Большая часть иудеев уведена в Вавилон. В Иерусалиме осталось только беднейшее население. |
Цари | Годы правления | События |
---|---|---|
1‑я династия | ||
Иеровоам I (Ефремялянин) | 926–907 |
925 Поход фараона Сусакима (Шешонка) на Израиль.
Столица: Сихем, Пенуэл, Фирца. |
Нават (Надав), сын Иеровоама | 907–906 | |
2–я династия | ||
Вааса Стал царем, убив Навата | 906–883 | Нападение арамеев во главе с Вендадом |
Ила, сын Ваасы | 883–882 | |
Междуцартвие | ||
Замврий | 882 | Начальник колесниц, убив Илу, семь дней на троне |
3–я династия | ||
Фамний и Амврий | 882–878 | (Ком. армией) царствуют вместе |
Амврий – царь | 878–871 | Основание города Самарии. |
Ахав, сын Амврия | 871–852 |
Союз с Иудеей. Культ Ваала.
853 Битва при Каркаре 853 Поражение Ахава и Иосафата при Рамофе Галаадском. Смерть Ахава |
Охозия, сын Ахава | 852–851 | |
Иорам, брат Охозии | 851–845 | Моавитяне стали независимы от Израиля. |
Военачальник Ииуй | 845 | Убивает Иорама и Охозию, царя иудейского. |
4–я династия | ||
Ииуй | 845–818 |
Уничтожение культа Ваала.
Подчинение Ассирии и выплата дани. |
Иоахаз | 818–802 | Отражение нападения Асаила Дамасского. |
Иоас | 802–787 |
Отвоевывает у Сирии потерянные области.
Платит дань ассирийцам. Смерть пророка Елисея 797 Иеровоам II становится соправителем отца. 792 Иоас овладевает Иерусалимом и разрушает часть стены. |
Иеровоам II, сын Иоаса | 787–747 |
Восстановление прежних границ.
Последний расцвет Израильского царства. Внутренние раздоры. Религиозный упадок. Пророки Амос и Осия |
Захария, сын Иеровоама | 747 | На престоле 6 месяцев. Убит Селлумом. |
Отдельные правители | ||
Селлум | 747 | На престоле 1 месяц. Убит. |
Менаим | 747–738 | |
Факия, сын Менаима | 737–736 | Продолжение идолопоклонства. Убит Факеем. |
Факей | 735–732 |
Союз с Сирией против Ассирии. Поход на Иудею.
733 Тиглатпалассар III превращает большую часть Израиля в провинцию Ассирии. Факей сменен Осией, за которым остается только гора Ефремова и Самария. |
Осия | 732–722 |
725 Осия прекращает выплату дани. Начало осады Самарии.
722 Падение Самарии. Прекращение существования Израильского царства. |