Почему для Причастия используется только дрожжевой хлеб?

Почему для Причастия используется только дрожжевой хлеб?

ПОЧЕМУ В ЦЕРКВИ ДЛЯ ПРИЧАСТИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ ТОЛЬКО ДРОЖЖЕВОЙ ХЛЕБ?

 Почему католики используют для причастия пресный хлеб, а Православная Церковь — только дрожжевой?

Отвечает протоиерей Василий Кучер:

– Во время совершения Литургии православные христиане используют хлеб, который становится Телом Христовы и вино, которое становится Его Кровью. Действительно, для этого Таинства Церковь употребляет исключительно квасной (или дрожжевой) хлеб. И тому есть несколько причин. Однако, преде чем мы укажем эти причины, стоит поговорить о символическом значении хлеба как в жизни отдельного человека, так и в жизни Церкви.

Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе, как о Хлебе сошедшем с небес (Ин 6. 41, 51), и Он же на Тайной Вечере предлагает Своим ученикам хлеб, который называет Своим Телом.

Использование для главного христианского Таинства именно хлеба говорит нам о том, что Бог входит в жизнь человека через самые простые, но вместе с тем и самые необходимые элементы. Именно хлеб на протяжении практически всей истории человечества являлся (и до сих пор является) символом изобилия, насыщения и богатства. В древности трапеза без хлеба была немыслимой.

Но, кроме физиологического значения этого продукта святые отцы говорят нам и о его символическом значении. Так, в древне-христианской книге Дидахе мы читаем, что мука, которая получается из множества зерен и используется для выпечки хлеба, указывает на евхаристическое единство Церкви, в котором многие ее члены становятся одним целым (Didache. 9). Именно об этом говорит и церковный писатель середины второго века, священномученик Игнатий Богоносец: «Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Кроме того, даже такие ингредиенты как закваска, соль и вода (которые добавляются при изготовлении квасного хлеба) христианами тоже воспринимались символически: закваска как душа, соль как ум, вода как дух и жизнь.

Но почему же Церковь берет для Евхаристии именно квасной хлеб? Так сторонники опресночного хлеба (то есть хлеба, без добавления закваски и соли) доказывают, что никакого другого хлеба в доме правоверного иудея быть не могло. При этом они приводят следующие аргументы: Иисус Христос совершил литургию на Тайной Вечере в Великий четверг Страстной недели. С Страстной недели до Песаха в иудейских домах начинались поиски квасного хлеба (хамеца), который надо было уничтожить до Песаха, а Песах был в год распятия Христа в Великий четверг.

Однако, эти аргументы вполне обоснованно опровергает архимандрит Киприан (Керн) в своей, уже давно ставшей классической, книге «Евхаристия»: «Время совершения Спасителем Его прощальной Вечери представляется неясным при сопоставлении указаний синоптиков. Выходит, что Пасха и день опресночный отождествляются. (Мф.: «В первый день опресночный». Мк. — то же; Лк.: «Настал день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца»). Между тем это не так. Пасха совершалась вечером 14 Нисана, первый день опресноков — 15 Нисана, и опресноки длились до 21-го.

Евангелисты же пользуются позднейшей терминологией — времен Иосифа Флавия и Талмуда. Талмуд знает «пасху египетскую» и «пасху последующих родов», каковая совершалась не один день, а семь. По этой терминологии Пасха присоединялась к дням опресночным, и их, следовательно, было не семь, а восемь. Тогда старейшина семьи уже вечером 13-го Нисана со светильником обходил жилище, устранял все квасное, которое и сожигалось утром 14-го».

То есть, выходит, что первый день опресночный был в пятницу (а не в четверг), а значит в домах иудеев ещё был квасной хлеб, и именно на нем и совершил Христос первую Евхаристию.

Кроме исторического аргумента можно привести еще и филологический. Так, греческое слово «ἄρτος» (а́ртос), буквально — «хлеб», использованное евангелистами для описания Тайной Вечери практически всеми святыми отцами понимался в смысле именно квасного хлеба. В свою очередь слово опресноки в Библии обозначается словом «ἄζυμος» (а́зимос), буквально — «пресный». Но, многие соврменные филологи с таким пониманием слова «артос» не согласятся, потому что они считают, что этот термин был нейтральным и о составе хлеба не говорил. Однако, в самом Священном Писании, все-таки, определенную разницу в использовании этих слов можно увидеть. Так, в Септуагинте (греческий вариант Библии) в книге Исход во время описания религиозной церемонии мы читаем: «один круглый хлеб (ἄρτον), одну лепешку на елее и один опреснок из корзины…» (Исх. 29:23). То есть, в этом случае (как минимум) квасной хлеб четко отличается от опреснока.

Также следует особо сказать и об отношении святых отцов к этому вопросу. Так, во время полемики с католиками относительно того, какой хлеб стоит употреблять во время Литургии ими было разработано целое евхаристическое (если можно так выразиться) богословие хлеба. Одним из самых заметных православных полемистов в этом ряду святых отцов, был святой Никита Стифат.

Для него (как, впрочем и для других святых отцов) во время Таинства Евхаристии человек реально соединяется с Богом через Тело Христа. В этом Таинстве верующие становятся сотелесными Христу (Ефес. III, 6), а также друг с другом: «Дух, кровь и вода и сии три в одном, то есть Теле Христовом, (…) которое вкушая, мы соединяемся с Воплотившимся ради нас Богом, будучи сотелесными с Ним, и становимся Плотью от Плоти его и Костью от Кости Его» (6).

Согласно святому Никите квасной хлеб четко указывает на единосущность человеческой природы Тела Спасителя нашей человеческой природе. Более того, в Евхаристии человек получает само «Воплощенное Слово» и через причастие одной Его природе — человеческой, мы получаем причастие и Его Божественной природе: «Те, которые принимают опреснок, пребывают под сенью закона и вкушают трапезу иудейскую, а не словесную и живую Божию, и нам, верным, надсущную и единосущную. Мы приняли надсущный хлеб с неба, ибо, что есть надсущный, как не единосущный нам, но нет никакого единосущного нам хлеба, а только Тело Христово, которое единосущно нам по плоти своей человеческой…».

Таким образом, для святого Никиты Стифата вещество квасного хлеба нужно воспринимать как символ Боговоплощения, то есть как образ Тела Христова.

Источник: Союз православных журналистов