Покаяние в христианском и светском понимании

Покаяние в христианском и светском понимании

Покаяние в христианском и светском понимании



Христианское понимание Светское понимание
Принципиальное различие в определениях
Покаяние – изменение жизни от греховной к угодной Богу, также Церковное Таинство. Покаянию предшествует раскаяние (сожаление о содеянном). Покаяние – синоним раскаяния, добровольное признание в своих злых мыслях, словах, поступках, сожаление о них.
Может ли покаяние осуществиться грешником самостоятельно?
Истинное покаяние возможно только при содействии Бога. 
Покаянное чувство – действие благодати Божьей в человеке, который открыл своё сердце для неё.
В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.
Поскольку покаяние – это раскаяние, постольку его совершителем является сам грешник (разумеется, этим утверждением не исключается, что всякое добро осуществляется при содействии благодати Божьей).
Как осуществляется покаяние?
1. Грешник осознаёт свою виновность не только перед собой и/или ближним(и), но и, что крайне важно, перед Богом; испытывает искреннее желание исправиться, изменить свою жизнь, уповает на благость и милосердие Божье.
2. Участвуя в Таинстве Покаяния, грешник искренне исповедует свои грехи перед Богом, перед лицом священника.
3. Грешнику отпускаются грехи; грешник очищается духовно действием Божественной благодати.
Грешник осознает свою виновность перед собой и/или ближними. Виновность перед Богом, нередко, вообще не рассматривается. Желание кардинально изменить свою жизнь в лучшую сторону обнаруживается далеко не всегда и само изменение имеет ограниченные рамки.
Каковы следствия покаяния?
Очищения грешника от греха, примирение грешника с Богом, с ближними во Христе, обретение внутреннего мира и покоя. Грешник испытывает угрызения совести, стыд. Эти угрызения со временем могут стихать, а могут способствовать погружению грешника в состояние уныния или отчаяния.
Пример. Иуда-предатель раскаялся в злодеянии и удавился (Мф.27:3–5).
Как соотносятся покаяние и самооправдание?
Участвуя в Таинстве Покаяния, грешник искренне и смиренно исповедует свои грехи. Самооправдание же во время исповеди, с целью уменьшить, в глазах священника, виновность за грех, может свидетельствовать об отсутствии у него надлежащего раскаяния и смирения. Раскаяние нередко сопровождается самооправданием. Это облегчает муки совести, погашает чувство стыда.
Есть ли покаяние в аду?
Грешники в аду испытывают раскаяние, однако они не имеют такой возможности очищения Покаянием, какую имеют христиане, живущие земной жизнью. Участь усопших грешников может быть улучшена по молитвам ближних, по молитвам Церкви. В светском контексте этот вопрос не имеет такого значения, какое имеет в христианстве. 
Те же, кто задумывается о посмертной участи, обычно исповедуют ереси апокатастасиса (всеобщего спасения) и пелагианства (самоспасения добрыми делами)
Можно ли совершать Покаяние за усопших родственников?
В Таинстве Покаяния грешник исповедует свои грехи, а не чужие.
Что касается его усопших родственников-христиан, то он может возносить за них молитвы, поминать на церковных богослужениях, совершать дела милосердия в их память.
Обычно акцент делается на совершении определённых ритуальных действий, как сразу после смерти (от отпевания и поминок до суеверных традиций, напр. бросания мелочи в могилу) так и в определённые дни года (посещение кладбищ, тризны…).