Ереси

Ереси

Ереси


Наименование

Происхождение

Век основания.
Период существования.
Ересиарх
Содержание Разоблачители ереси
Назареи (не путать с назорейством)

Палестина

I в.

I‑V вв.

Секта состояла из иудеев, принявших христианство, признавших Христа Мессией и Богом, допускавших Его сверхъестественное рождение, распятие, воскресение и вознесение, но считавших необходимым соблюдение Моисеева закона для христиан из иудеев, не навязывая соблюдение его христианам из язычников. Епифаний Кипрский, Августин Блаженный,
Иоанн Дамаскин
Евионитство

Пустыня около Мертвого Моря, Сирия, Персия и другие страны Ближнего Востока

II в.

II‑V вв.

Евиониты почитали Христа за великого пророка, сына Марии и Иосифа, получившего благодать при Крещении; полагали, что с Пришествием Христа иудейская вера сохранила своё первоначальное значение. Эвиониты рассчитывали, что со Вторым Пришествием Спасителя откроется земное Царство славы, время существования которого составит 1000 лет. Ириней ЛионскийИустин Философ, Евсевий Кесарийский
Гностицизм

Малая Азия

I в.

I в. – по настоящее время

Симон Волхв (первый известный гностик)

Гностицизм как особая форма религиозного самовыражения появился в ранние времена существования Церкви. Каждая гностическая секта исповедовала своё вероучение. Как правило в основе гностических культов лежали: греческая философия, иудейское богословие, восточные верования. Существенной части гностических сект было свойственно исповедание дуализма. Епифаний Кипрский, Ириней Лионский и др.
Манихейство

Малая Азия

III в.

III-XVII вв.

Манес (Мани)

Манихейская ересь представляла собой смесь элементов христианства с началами религии Зороастра. В основе манихейского учения лежало представление о борьбе двух начал: доброго (светлого) и злого (тёмного). Манихеи почитали светила: солнце, луну и звёзды; молились демонам; утверждали, что Христос призрачно воплотился и призрачно страдал. Архелай Кархарский
Антитринитаризм (монархианство)

Малая Азия

II в.

II-III вв.

Ноэт

Представители антитринитаризма верили в существование Единого Бога, однако отрицали учение Церкви о Троичности Бога по Лицам. По большому счёту в антиринитаризме можно выделить два направления: динамистов и модалистов. Динамисты учили, что Сын и Святой Дух не имеют личного бытия, но суть силы Единичного Бога. Первая сила участвовала в творении мира; она играет посредствующую роль между Богом и миром; и именно она явилась в Лице Иисуса Христа. Святой Дух — Божественная сила, которой свойственно совершать действия освящающего, благодатного характера. Модалисты учили, что Бог единичен, однако в разное время являл Себя в разных Лицах (модусах, образах, личинах). Во времена Ветхого Завета Он открывался как Отец, во времена Христа явился миру как Сын. В освящении людей Бог обнаруживается как Святой Дух. Ипполит Римский
Монтанизм (катафригийская ересь)

Малая Азия

II в.

II-III вв.

Монтан

Смысл монтанизма таков: откровение продолжается, Второй Завет с Сыном еще не полный и не окончательный, лишь в последнем Богооткровении – в пришествии Святого Духа – завершается спасение. Новое откровение, Третий Завет посланы Богом через Монтана и двух пророчиц. Монтан объявил себя воплощением Параклита. Аполлоний Эфесский, отцы I Вселенского собора
Арианство

Восточные провинции Римской империи

IV в.

IV-VI вв., но в той или иной степени встречается и доныне

Арий

Неприятие основного догмата церкви о единосущии Бога-Сына Богу-Отцу. По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) – творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка. Афанасий Александрийский, Александр Александрийский и др. отцы I Вселенского собора
Македонианство (Духоборчество)

Византия

IV в.

IV в.

Македоний

Представители этой ереси отрицали Личное Божественное достоинство Святого Духа, признавая Его лишь как освящающую силу. отцы II Вселенского собора, Феодосий Великий
Несторианство

Византия

IV в.

IV в., но в той или иной степени встречается и доныне

Несторий

Несториане отрицали подлинное воплощение Сына Божьего. Христа они считали Человеком, соединенным с Сыном Божьим духовно-нравственной, благодатной связью. В связи с этим они отрицали Богоматеринское достоинство Девы Марии, называя Её Христородицей, Человекородицей. отцы III Вселенского собора
Монофизитство (Евтихианство)

Византия

IV в.

IV в., но в той или иной степени встречается и доныне

Евтихий

Монофизиты признавали, что Христос и Сын Божий — Единой Лицо. Однако учили, что в Нём заключено не два естества — Божественное и человеческое, — а одно, образовавшееся из двух. Некоторые из них утверждали, что ограниченное человеческое естество поглощено во Христе бесконечной Божественной сущностью, как капля уксуса поглощается морем. отцы IV Вселенского собора
Монофелитство

Египет, Сирия

VII в.

VII-VIII вв.

Ираклий, Гонорий

Монофелиты признавали, что во Христе, как в Едином Лице, заключено два естества: Божеское и человеческое. Однако при этом они отрицали наличие у Христа двух воль, Божественной и человеческой, полагая, что человеческая воля поглощена Божественной. отцы VI Вселенского собора, Максим Исповедник, Мартин Исповедник
Иконоборчество

Византия

VIII-IX вв.

VIII в.

Лев III Исавр

Иконоборцы, основываясь на заповеди о несотворении кумира, отрицали уместность почитания святых икон. Иконы они приравнивали к идолам, а их почитателей — к идолопоклонникам. Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский, отцы VII Вселенского собора, Ирина
Богомильство

Болгария

X в.

X‑XV вв.

Богомил

Богомилы учили, что во времена Ветхого Завета людьми управляли силы старшего сына Отца Небесного Сатанаила, и посылали на них Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение и т. д. Иисус Христос, погибнув на кресте как смертный человек, благодаря Своей Божественной сущности, сумел «разбожествить» Сатанаила, который оказался низвергнут в ад. Cчитали, что люди могут войти в Царствие Небесное только при условии крайнего аскетизма. Козьма Пресвитер, Евфимий Зигабен
Жидовствующие

Россия

XV в.

XV-XVI вв.

Схария

Жидовствующие еретики отрицали Троичность Бога по Лицам; называли Христа простым человеком, утверждали, что настоящий Мессия ещё не пришёл; возражали против почитания святых икон; попирали сочинения отцов Церкви; соблазняли народ, убеждая его в необходимости придерживаться закона Моисея. Иосиф Волоцкий
Кальвинизм

Швейцария

XVI в.

XVI в. – по настоящее время

Жан Кальвин

Кальвинисты учат о безусловном Божественном предопределении человека. В соответствии с этим учением, Бог от вечности избрал одних людей к оправданию и спасению, а других — к вечной погибели. Роль самого человека и роль его личной свободы в деле достижения спасения принижаются кальвинистами вплоть до полного их отрицания. Относительно Таинства Тела и Крови Христовых кальвинисты учат, что Христос присутствует в Евхаристии динамически, только силой и действием. Мигель Сервет (который сам, однако, является еретиком)
Анабаптизм

Швейцария, Германия

XVI в.

XVI в. – по настоящее время

Фома Мюнцер

Главной особенностью анабаптизма является учение о необходимости повторного крещения в сознательном возрасте Жан Кальвин, Ульрих Цвингли (которые сами, однако, являются еретиками)
Униатство

Речь Посполитая

XVI в.

XVI в. – по настоящее время

Михаил Рогоза

Слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, исхождение Св. Духа и от Сына (филиокве), с другой допускается брак белого духовенства и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов. Петр Могила
Баптизм

Англия

XVII в.

XVII в. – по настоящее время

Джон Смит

Главной особенностью баптизма является принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Вадим Акентьев
Беспоповство

Россия

XVII в.

XVII в. – по настоящее время

Козьма

Радикальное направление в старообрядчестве . Главная общая особенность вероучения беспоповцев — идея об уже совершившемся воцарении антихриста и вытекающее отсюда убеждение в прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. Даниил Сысоев
Духоборство

Россия

XVIII в.

XVIII в. – по настоящее время

Силуан Колесников

Отрицание первородного греха, вера в перерождение души, воскрешение Христа понимают в духовном смысле («Христос должен в нас зачаться и родиться, возрастать и учиться, страдать и умереть, и воскреснуть, и вознестися»), исповедуются только Богу, богослужение совершают в комнате, брак не почитают таинством, не признают внешних отличий между людьми, отказываются от военной службы и присяги вообще, отрицают всякую обрядовость. Амвросий Серебренников
Масонство

Англия

XVIII в.

XVIII в. – по настоящее время

Энтони Сейер

Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, масонство допускает исповедание любой религии. Антоний Храповицкий
Методизм

Великобритания

XVIII в.

XVIII в. – по настоящее время

Джон Уэсли, Джордж Уайтфилд

Образ Божий в человеке чрез грехопадение не утратился, а отдалился от первоначального совершенства. Возрожденный может достигнуть совершенного освящения, так что может совершенно очиститься от греха. Человек в неверии может противиться благодати, может утратить ее, и посему возможно многократное повторение «возрождения».
Таинства есть только видимые знаки внутренней благодати.
Митрофан Зноско-Боровский и ряд других современных сектоведов
Молоканство

Россия

XVIII в.

XVIII в. – по настоящее время

Семен Уклеин

Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Согласно их учению они признают поклонение Богу только «в духе и истине», не признают видимых икон и креста, не признают почитание святых, отрицают необходимость священнической иерархии и клира, не совершают крестного знамения, считают греховным употребление в пищу свинины и спиртного, табакокурение и употребление наркотиков. Симеон Привалов
Свидетели Иеговы

США

XIX в.

XIX в. – по настоящее время

Чарльз Тейз Рассел

Отрицание учения о Троице. Полагают, что Иисус Христос не является Богом, не всемогущ и не равен Богу-Отцу (Иегове). Святой Дух в их представлении — это действующая сила Иеговы, а не одно из трех Лиц Троицы. Отрицают учение о бессмертии души. Отрицают Крест. Реймонд Виктор Френц
Теософское общество

США

XIX в.

XIX в. – по настоящее время

Елена Блаватская, Уильям Кван Джадж, Генри Стил Олкотт

Религиозно-мистическое оккультное учение о возможности непосредственного постижения «бога» с помощью мистической интуиции, доступной избранному кругу «посвященных» и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. Учение сложилось под влиянием индийской философии (учение о карме, перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), оккультизма и восточных эзотерических доктрин. Р.М. Конь
Пятидесятничество

США

XX в.

XX в. – по настоящее время

Чарльз Фокс Пархэм

Придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. Убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках. Вольфганг Бюне
Антропософское общество (Вальдорфские школы)

Швейцария

XX в.

XX в. – по настоящее время

Рудольф Штайнер

Согласно учению Штайнера, что через свободно выбранные, не нарушающие морали методы тренировки и упражнения в медитации каждый может развить в себе способность к восприятию духовного мира, включая высшую природу самого себя и других. Подобная дисциплина и тренировка должны помочь личности стать более нравственной, творческой и свободной индивидуальностью — способной к действиям, мотивированным исключительно любовью. Александр Дворкин
Рериховское движение (Агни Йога, Живая этика, Духовный центр им. Сергия Радонежского)

СССР

XX в.

XX в. – по настоящее время

Николай Рерих, Елена Рерих

Мировые религии появлялись в результате того, что «силы света», стремясь помочь человечеству в его шествии по пути эволюционного развития, посылали своих представителей заблудшему человечеству, которые открывали людям части «Великой Мудрости» и становились основателями религий и философских школ (Иисус Христос, Будда, Моисей, Магомет). Таким образом, каждая религия содержит части «Мудрости», есть она и в колдовстве, магии, астрологии, но полнотой ее обладает теософия. Тот очевидный факт, что вероучения многих религий противоречат друг другу в своей основе объясняется тем, что последователи современных религий давно отступили от того учения, которое им было принесено основателями, самые главные оккультные истины утеряли, а оставили в основном неоккультные. Александр Дворкин
Церковь последнего завета

Россия

XX в.

XX в. – по настоящее время

Сергей Тороп («Виссарион»)

Синтез авраамических религий, индуизма, буддизма, учений Даниила Андреева), Елены Блаватской, Николая и Елены Рерихов, атеистического учения Карла Маркса и др. учений. Также включает в себя антитринитаризм, учение о реинкарнации и апокалиптику. Александр Дворкин
Ивановство

СССР

XX в.

XX в. – по настоящее время

Порфирий Иванов

Культ совершенствования человеческого организма, включающий в себя доморощенные языческие представления, Установка на единение с природой. Александр Дворкин
Родноверие

Россия

XX в.

XX в. – по настоящее время

Родноверы провозглашают своей целью возрождение язычества –славянских дохристианских обрядов и верований. Верования и обряды разных групп родноверов различны, общим является пантеон славянских богов. Алексий Второй
Богородичный центр

Россия

XX в.

XX в. – по настоящее время

Иоанн Береславский

Синкретическое учение, включающее в себя некоторые католические догматы (например, поклонение сердцу Иисусову и сердцу Матери Божией, догмат о непорочном зачатии), софиологию (идеи тождественности Богородицы и Софии), гностические и иудео-христианские воззрения. «Богородичный центр» ставит целью создание на просторах бывшего СССР тоталитарного теократического государства — «Новой святой Руси». Александр Дворкин
Белое братство

СССР

XX в.

XX в. – по настоящее время

Юрий Кривоногов, Мария Цвигун

Согласно учению в настоящее время на смену Евангельскому учению Господа Иисуса Христа пришло новое учение – юсмалос (слово «юсмалос» означает имя верховной личности бога для новой эпохи). Полностью извращая христианское учение о Триедином Боге, юсмалиане проповедуют, что ими руководят воплотившиеся и ныне живущие в Киеве две ипостаси Божественной Троицы: первое лицо – патриарх Юоанн Свами (Юрий Кривоногов), второе лицо – «Матерь Божия» Мария Дэви (Мария Цвигун). Александр Дворкин
Международное общество сознания Кришны (ИССКОН, МОСК) и др. кришнаитские организации

США

XX в.

XX в. – по настоящее время

Бхактиведанта Свами Прабхупада

Условная группа индуистких течений Вайшнавизма, адепты которых поклоняются Кришне, который считается у них истинным богом, в его самой чистой форме. Все остальные боги индуизма считаются у кришнаитов лишь аватарами Кришны либо его творениями. К аватарам они относят и Иисуса Христа. Александр Дворкин, Виталий Питанов
Карма Кагью

Дания

XX в.

XX в. – по настоящее время

Оле Нидал

По мнению Оле Нидала, этнический буддизм в странах своего традиционного распространения практически себя изжил, став излишне формализованным, цепляющимся за внешнее. Культура народов, исповедующих буддизм, не имеет ценности и не должна переносится на Запад. Буддизм должен быть отделен от порожденной им традиционной культуры, в данном случае тибетской, и в таком очищенном виде соединен с культурой европейской. Лама Оле говорит, что он несет людям новый, молодой, западный, передовой, свежий и сильный буддизм. Таким образом, он сам называет свой вариант буддизма новым. «Новый буддизм» — это и есть необуддизм. Михаил Плотников, Виталий Питанов
Харизматическое движение

США

XX в.

XX в. – по настоящее время

Деннис Беннет

Движение, в основном среди протестантских общин, провозглашающее, что в его деятельности в соответствии с 1Кор. 12:7–10 проявляются дары Святого Духа — исцеление, пророчество, различение духов, чудотворение, иные языки. Серафим Роуз
Саентология

США

XX в.

XX в. – по настоящее время

Рон Хаббард

Доктрина саентологии впитала в себя некоторые стороны ведийского учения, буддизма, иудаизма, гностицизма, даосизма, учений древнегреческих мыслителей, а также обрывки христианства, философии Фридриха Ницше и психоанализа Зигмунда Фрейда. Культ, ориентированный на людей, стремящихся к карьере и успеху. Александр Дворкин
Анастасия (Звенящие кедры России)

Россия

XX в.

XX в. – по настоящее время

Владимир Мегре

Адепты секты почитают мифическую женщину Анастасию — персонажа серии книг Мегре, живущую в сибирской тайге и обладающей оккультными и паранормальными способностями. Одна из ключевых идей — концепция «родового поместья» (участка земли размером не менее 1 гектара, выделенного семье в вечное безвозмездное пользование для обустройства в соответствии с определёнными принципами и последующего проживания на нём владельца, его семьи и потомков). Александр Дворкин, Августин Маркевич
Нью Эйдж

США

XX в.

XX в. – по настоящее время

Алиса Бейли

Существует ряд ответвлений от оккультного и гуманистического направлений New Age, однако их философская основа базируется на общих принципах: все есть единое целое, потому все есть Бог; человечество, как и все остальное творение, является божеством и обладает неограниченным потенциалом; главный грех человечества — непонимание своей божественности и общности со всем миром; необходимость осознать собственную божественность; «преображение» может быть достигнуто при помощи различных методов (медитативные песнопения, гипноз, магические ритуалы и т.д.); личное преображение – это залог глобального преображения. Александр Дворкин