Почему хочется пожелать зла плохому человеку?

Почему хочется пожелать зла плохому человеку?

ПОЧЕМУ ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ ЗЛА ПЛОХОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

Чем больше бед и неприятностей вокруг, тем чаще слышишь — «так вам и надо!» С другой стороны, когда видишь, как злорадствующий сам попадает в ту же беду, невольно испытываешь удовлетворение. Что такое злорадство и как не впасть в этот грех, рассуждает протоиерей Федор Бородин.

«МЫ БЕЗУМНЫ — МОЛИМСЯ, ЧТОБЫ ГОСПОДЬ ДРУГИХ НАКАЗАЛ»

К сожалению, злорадство — грех очень распространенный и движимый земным пониманием истины и справедливости. Мы предполагаем возмездие для людей, творящих зло, особенно против нас, и думаем, что так и должно быть. Мы даже Господа призываем в свидетели и бываем так безумны, что иногда молимся и просим, чтобы Господь наказал каких-то людей, которые, как нам кажется, ведут себя совсем неправильно. Конечно, это очень далеко от того, что есть настоящее христианство.

Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви говорит, что любовь не радуется о неправде, а сорадуется истине (1 Кор: 13: 6-6). Зло, то есть боль, скорбь другого человека — это, конечно, неправда о нем. А правда — блаженство в Царствии Небесном.

Кто радуется злу? Сатана. Это главный носитель зложелательства и злорадства. Однажды мой друг-семинарист, сейчас уже 30 лет священник, — он мне рассказал об этом — покаялся на исповеди в злорадстве. И приснопамятный отец Кирилл (Павлов) покачал головой с очень расстроенным выражением лица и сказал: «Слушай, если ты с этим не справишься, ты не сможешь быть священником, потому что злорадство уподобляет человека сатане».

Вот когда беда происходит с другим, радуется дьявол. Он хочет, чтобы жизнь каждого человека была разрушена, оклеветана, испоганена, осквернена — прежде всего, вечная жизнь, но желательно и временная.

И если ты выбираешь эту позицию, ты, конечно, перестаешь быть тем, о ком апостол Павел говорит: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). Потому что христианин любому человеку желает спасения. Он подобен Богу, а Бог всем хочет спасения и радуется о добре любого человека. Это необязательно может быть какой-то враг или злодей для тебя, это просто чужой человек. Вот если у него что-то получилось хорошо, а ты завидуешь, то это начало злорадства. А когда завидовать больше нечему, наоборот, надо бояться, чтобы с тобой такого не случилось.

Если ты радуешься с радующимся и плачешь с плачущим во исполнение слов апостола (Рим. 12:15), то тогда ты похож на Христа, потому что Он радуется добру любого человека.

КАК НЕ ПУСТИТЬ ЗЛО ВНУТРЬ СЕБЯ?

Что делать, если кто-то нам причинил очень много боли, разрушил нашу жизнь, оскорбил нас, прилюдно унизил — мало ли что сделал, — как не пустить зло в свою душу? Есть один универсальный способ, о котором говорит Господь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44). Что мы на это можем ответить? Мы можем сказать, что это недостижимо. Действительно, преподобный Силуан Афонский говорит, что любить врагов — это совершенство христианской добродетели. До этого надо дорасти. А как дорасти?

А вот рядом, в том же абзаце говорится: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

Если у тебя по отношению к человеку шевельнулось в душе зло, если у него беда, а у тебя помысел: «Так тебе и надо, и справедливо», ты помолись за него.

Помолись, чтобы его душа была спасена. А Господь уже знает, что с ним делать.

Но я бы хотел еще сказать, что у апостола Павла не впрямую по этому поводу, но есть очень важные слова: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Если в ответ на зло, сделанное мне, я желаю зла, я этим злом побежден, я проиграл. Если я зло на себе остановил, если я помолился за человека, если я не пустил эти метастазы греха в свою душу, я не заболел этой тьмой, этой мукой, я с Господом, а не с сатаной. И выбор остается за нами.

Появился помысел зла на человека, скажи: «Господи, спаси этого раба Твоего». Неважно, какой он веры и что он делает. Каждый человек любим Богом. Поэтому помолиться не литургически — не на литургию подать записку — мы можем за любого человека. Надо обязательно так и сказать, и ты увидишь, что если потрудишься немножко, то у тебя зла по отношению к человеку уже не будет. И чудо в том, что почти всегда этот человек начинает чувствовать сердечное тепло от тебя и очень часто меняется.

Фото: tatmitropolia.ru

Тысячу раз этот сюжет описан в житиях новомучеников или в рассказах о пострадавших христианах в лагерях XX века, когда духовное лицо или интеллигентный, образованный человек, христианин попадает в лагерь. Он беззащитен, особенно перед давно сидящими и особенно перед огромным количеством уголовников, воров, которые по своим законам там живут и заставляют остальных.

Но в ответ на унижения, на побои, на самую грязную и отвратительную работу, которую его заставляют делать, он за этих людей молится.

Он не спорит, не дерется, он молится за них и воспринимает это как задание от Бога преодолеть зло внутри себя.

Проходит какое-то время, и эти уголовники начинают его защищать. Чувствуя его незлобие, его добро, они вдруг понимают, что в своем мире они такого не встречали. Конечно, кто-то в ответ еще больше озлобляется — тот, кто уже совсем похож на сатану, — но большинство начинает, наоборот, чувствовать, его кормить, защищать и оберегать от остальных. Вот это творит молитва, преодолевающая злорадство.

«ТЫ РАЗРЕШИЛ СЕБЕ НЕ ЛЮБИТЬ, А БОГ ОСТАЕТСЯ ЛЮБЯЩИМ ОТЦОМ»

Когда сатана предлагает нам чего-то пожелать плохому человеку или порадоваться, что с ним что-то плохое происходит, давайте за него помолимся. Тем более, что злорадство, как это ни удивительно, может поменять Промысл Божий о человеке.

В притчах Соломона есть такие слова: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Притч. 24:17-18). Глядя на твою преступную радость, Господь может изменить наказание этого человека. Настолько это важно для Господа, что человек, идущий путем праведным, не разрешал себе злорадствовать, потому что негодник может избежать наказания.

Почему это нужно Господу? Господь покажет, что Он все равно любит этого человека. Ты разрешил себе не любить, а Бог остается любящим Отцом. Поэтому уж если в Ветхом Завете праведные люди это знали, то нам, людям Нового Завета, дух которого любовь, естественным образом нельзя допускать злорадство в свою душу.

Протоиерей Федор Бородин
Источник: Православие и Мир