Значение женщины в христианстве

Значение женщины в христианстве

С давних пор существовало убеждение, что женщина по природе своей слабее и ниже мужчины и потому всегда должна находиться у него в подчинении. Это подчинение женщины, соединенное большею частью с ее угнетением и страданиями, вызвало, особенно в последнее время, множество защитников ее самостоятельности и независимости. Теперь стали доказывать, иногда даже в ущерб самобытности женской природы, что женщина во всех отношениях равна мужчине и потому существовавшее доселе подчинение ее должно быть уничтожено как остаток времен варварства.

Между этими крайними воззрениями находится воззрение христианское. Оно признает, с одной стороны, полное человеческое равенство мужчины и женщины, но не отрицает, с другой, и тех естественных особенностей их натуры, которыми определяется различие их взаимных отношений, их общественного положения и назначения в жизни.

Древний взгляд на женщину, со всеми печальными для нее последствиями, существует и доселе: он старается находить себе опору в христианстве, прикрывается часто его именем, оставаясь в существе своем, далеко не христианским. Что же касается современного воззрения, призывающего к эмансипации женщин, то и оно, или в существе дела расходясь с христианским, все же ссылается на его авторитет; или же прямо порицает христианское воззрение как отсталое, не отвечающее современному развитию человеческой жизни. Между тем это отрицательное отношение к христианству имеет часто совершенно фальшивые основания, принимая за христианство, прикрывающиеся его именем, вовсе не христианские явления жизни, а пережитки язычества.

Христианство защищает человеческое достоинство и права женщины и, вместе с тем, отдавая должное ее природным особенностям, на основании их определяет ее отношение к мужчине и значение в жизни общественной.

Положение женщины вне христианства большею частью безотрадно, значение ее ничтожно или ненормально, отношения к ней неправильны и неестественны, права ее унижены. Только христианство – это лучшее выражение нормального порядка вещей, эта высшая степень нравственного совершенства – обеспечивает за женщиной ее настоящее значение и законно принадлежащие ей права.

Библия, на первых своих страницах изображая состояние невинного человека, показывает также и первоначальное высокое значение женщины, и светлый образ семейных отношений. Грехопадение совершенно изменило людей и их отношения. Последствием его для мужа явилась вечная упорная борьба с природой, а для жены – материнские страдания и подчиненность мужу. К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). История представляет печальное оправдание этого приговора.

По учению Библии, человек, отпавший от Бога и подвергшийся всем злым последствиям своего падения, не лишился, впрочем, надежды на возвращение утраченных благ, на восстановление расстроенной им гармонии жизни. Ему дано было обетование, что жена, которая сделалась виновницей его падения, первой поддавшись обольщению змия, послужит и к его восстановлению: Семя жены поразит главу змия (Быт. 3:15). Время до исполнения этого Божественного изречения оказалось продолжительным. Грешному роду человеческому весьма трудно было сохранять в целости и неповрежденности данное обетование. Требовалось руководство Самого Бога, Который и избрал с этой целью народ еврейский (Исх. 19:5–6). Но и находившиеся все-таки под грехом, евреи не чужды были многих уклонений от требований чистой нравственности.

Господь – Иисус Христос пришел на землю, чтобы восстановить падшее естество человека.

Новые религиозные и нравственные воззрения, открытые христианством, изменяя весь уклад древней жизни, должны были радикальным образом изменить и быт женщины.

Но христианским воззрениям трудно было привиться к древнему, вконец развращенному обществу. Борьба новых идей со старыми сопровождалась не только кровавыми, но и нравственными жертвами: человеческие недостатки и заблуждения в жизни постоянно примешивались к чистоте и святости евангельского воззрения. Среди небесной пшеницы являлись и плевелы, препятствующие ее росту.

Видя в женщине начало и средоточие всякого греха, люди основывались действительно на множестве ее нравственных недостатков. Но никто не хотел обратить внимание на то, что эти нравственные недостатки развились в женщине во многом из-за ее угнетенного положения. Ее коварство, хитрость, измены – не суть ли некоторого рода плата мужчине за тяготеющий над нею гнет его?

Такое уничижение женщины, в корне разрушаемое христианством, осталось, однако, и в обществах, именующих себя христианскими. Некоторые еретики первых веков (гностики, манихеи и пр.) держались этого отрицательного взгляда, стараясь находить себе подтверждение в неверно понимаемом ими христианском учении. Особенно крайние аскеты, вроде, например, евхитов1, продолжали смотреть на женщину не иначе как на «источник греха, матерь преступления, врата дьявола, ученицу змия, хвост скорпиона» и т. п. Эти еретики старались всячески избегать женщин. К сожалению, взгляды их нашли себе значительную поддержку в средние века.

На Западе враждебный взгляд на женщину усилился особенно тогда, когда папская власть увидела, что семейные связи духовенства составляют одно из главных противодействий для ее возвышения. Папская власть, опираясь на аскетические начала, объявила, что общение с женщиной – этим сосудом разврата – есть осквернение для священника, предстоящего престолу Божию и совершающего бескровную жертву. Буллы Григория VII против брака духовных лиц, унижая женщину в теории, в то же время унижали ее и на практике. Разврат, развившийся в духовенстве вследствие целибатства, породил наложничество и незаконное сожительство.


Значение женщины в христианстве

Только Православие сохранило истинное воззрение христианства на женщину. Истинное христианство признает достоинство каждого человека и является, по преимуществу, с характером всеобщности. Это не домашняя религия какой-нибудь семьи, не национальная религия какого-нибудь народа. Христианство не ограничивается какой-либо кастой или группой избранников. С самого появления своего оно призывает к себе все человечество, всем людям обещает спасение (Лк. 2:31–32) и проповедуется всем народам (Мф. 28:19). Только христианство показало людям Единого и Всеобщего Бога, Который есть Отец Небесный для людей всех национальностей, будь они иудеи, эллины или варвары, рабы или свободные, мужчины или женщины. Все они дети Его и между собою братья и сестры, соединенные друг с другом узами любви, составляющие одно духовное семейство, или Царство Божие (Рим. 3:22). Да будут все едино (Ин. 17:21), – была последняя молитва Иисуса перед страданиями.

Что внешние преимущества и отличия, равно как и разные внешние недостатки и слабость, не имеют существенного значения в Царстве Божием, это ясно показало христианство, обратившись особенно к тем, на которых в древности лежала печать отвержения. Разного рода несчастные и страждующие призываются Христом (Лк. 4:18–19). Труждающимся и обремененным по преимуществу обещаются отрада и успокоение (Мф. 11:28–30). Покаявшиеся мытари и блудницы получают предпочтение в Царстве Божием перед первосвященниками и старейшинами (Мф. 21:31); слабые дети имеют свободный доступ туда (Мк. 10:13–16Мф. 18:1–6Лк. 18:15–17). Нечистые язычники очищаются и сподобляются принятия Святого Духа, к изумлению верующих иудеев (Деян. 10:15–45; ср.: 11:9–17); благодатные дары обильно изливаются на всякую плоть (Деян. 2:17–18).

Таким образом, право человека, как творения Божия, в христианстве поставлено выше всех прав и привилегий, даваемых происхождением, сословием, полом, или общественным положением. Прежний идеал человека, определяемый на основании этих внешних условий, не имеет ничего общего с христианским идеалом. Прежние языческие добродетели – мужество, храбрость, внешняя сила – в христианстве сменяются нравственными добродетелями, такими, например, как вера, любовь, смирение. Внешняя сила уступает свое место силе нравственной; дух торжествует над плотью. Сообразно с этим, прежнее бесправное положение женщины теперь должно было радикально измениться. Женщина оказалась не только вполне соответствующей христианскому идеалу, но по своей натуре, может быть, даже по преимуществу, подходящею под этот идеал. Христианство ясно показало, что женщина обладает всеми высокими разумно-нравственными достоинствами и свойствами человеческой природы. Поэтому может и должна иметь не прежнее, служебное только и пассивное значение, при котором и существование ее не мыслилось отдельно от мужчины, но значение совершенно самостоятельной, свободной человеческой личности. Прежде всего женщина есть личность, и потому ей принадлежат все общие человеческие права и преимущества, естественные и благодатные. В этом она не имеет отличия от мужчины.

Но с другой стороны, христианство как воззрение, гармонирующее с условиями человеческой природы, не могло игнорировать то обстоятельство, что женщина есть человек иного пола, чем мужчина, и что она, в силу этих своих естественных особенностей, в различных отношениях жизни, должна иметь особенное значение, неодинаковое с мужчиной, которое, впрочем, нисколько не служит к ее унижению или невыгоде, напротив, только показывает индивидуальность ее собственно женской личности.

Таким образом, восстановляя общечеловеческие права и достоинства женщины, христианство, в то же время, защищает и представляет в истинном свете ее права и достоинства собственно женские.

А.Н. Надеждин
Женщина христианка. Образ и значение женщины в христианстве