Отношение к женщине в христианской общине

Отношение к женщине в христианской общине

Отношение к женщине в христианской общине

Внимательное и уважительное отношение к женщине, установленное Христом, проводилось и в обществе Его последователей. Значение женщины как человеческой личности, нравственно-богатой и правоспособной, развивалось и во времена апостольские.

В христианской общине, образовавшейся тотчас по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, мы видим женщин, которые вместе с другими верующими единодушно пребывают в молитве и ожидают сошествия Святого Духа (Деян. 1, 1). Ученики Христовы убеждены, что дары Святого Духа имеют сообщиться всем, без различия званий и полов; в этом смысле апостол Петр, в своей речи к иудеям, в день сошествия Святого Духа, объяснял слова пророка Иоиля: И на рабов моих, и на рабынь моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2, 17–18).

Общество верующих быстро увеличивалось: мужчины и женщины слушали проповедь о Царствии Божием и о Христе и ежедневно во множестве присоединялись к этому обществу (Деян. 5, 14). Многие из верующих сподоблялись высших даров духовных, например пророчества. Наряду с пророками Нового Завета Агавом, Иудой и Силой (Деян. 15, 32; 11, 28; 21, 10) видим четырех пророчиц, дочерей Филиппа, одного из семи диаконов.

Гонения со стороны врагов христианства простирались на всех же. Савл терзал Церковь Христову, врывался в дома и, влача мужчин и женщин, отдавал их в темницу (Деян. 8, 3).

Таким образом, в первенствующей христианской общине все были более или менее равны и по правам, и по положению; всем оказывались одинаковые уважение и любовь; никого не думали унижать, презирать, отчуждать (Деян. 2, 44–46).

Если же некоторые иногда извергались из общества христиан, то в основание для извержения принималось не происхождение, не пол, не состояние и т. п., а недостатки чисто нравственные, отступление от чистоты христианской веры и жизни. Так, например, Анания и жена его Сапфира потерпели тяжкое наказание за обман (Деян. 5, 1–11).

Малейшее невнимание или небрежение к другому, хотя бы оно происходило и не из гордости, было чуждо первенствующих христиан. Когда, например, с увеличением числа верующих, возник ропот со стороны евреев из эллинских стран на иудеев за то, что вдовицы их были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей, апостолы тотчас поспешили устранить это недовольство.

Нет основания думать, чтобы это небрежение о вдовицах происходило от недоброжелательства, или надменного презрения к слабым, оно было просто следствием многолюдства, на которое святой повествователь в настоящем случае и обратил свое внимание. Как бы то ни было, но невнимательность эта тотчас же возбудила ропот и потом побудила апостолов немедленно придумать средства к устранению неприятности.

Апостолы предлагают народу избрать из среды своей семь достойных мужей, которые могли бы принять на себя исключительно хлопоты относительно ежедневной и правильной раздачи потребностей.

Таким образом, права всех и, в частности, женские настолько уважались, что первое случайное нарушение их, первая невнимательность к вдовицам, вызвали даже учреждение новой, особой должности – диаконской (Деян. 6, 1–6).

Так же как при Иисусе Христе, и при апостолах женщины выказывали особое рвение к делу христианства, оказывали им свои услуги и помощь и в свою очередь пользовались их расположением.

В иудейском городе Иоппии жила добродетельная женщина христианка по имени Тавифа. В то время, как апостол Петр утверждал веру в Лиде близ Иоппии, Тавифа умерла. Апостолу дали знать об этом и просили его прийти. Он не замедлил явиться и, когда увидел плачущих вдовиц около умершей, стал усердно молиться и просить помощи у Бога, чтобы возвратить к жизни умершую женщину. После молитвы апостол, по примеру Спасителя, восклицает: Тавифа! встань! (Деян. 9, 40).

Потом, когда она открыла глаза и села, он, подав ей руку, поднимает ее и представляет живою тем, с которыми жила она (Деян. 9, 36–41).

В Деяниях святых апостолов апостол Лука рассказывает, что ему вместе с Павлом, Силой и Тимофеем пришлось несколько дней пробыть в македонском городе Филиппах. Однажды все они вышли за город, к реке, где был молитвенный дом. Здесь они сели, и около них собралось много женщин, которые слушали апостолов и разговаривали с ними.

В числе этих женщин была некая Лидия, из города Фиатир, торговавшая багряницами. Слова апостола Павла произвели на нее сильное и благотворное действие. Она крестилась со всем своим домом и просила апостолов пожить у нее, если они признают ее верной.

Апостолы охотно приняли предложение женщины (Деян. 16, 12–15). Дом ее с этих пор сделался как бы церковью, где апостолы проповедовали веру Христову.

В этом же городе Павел освободил одну служанку от злого духа, но так как господа этой служанки из ее болезни извлекали для себя доход, потому что она, под влиянием духа, предсказывала будущее, то Павла и Силу они обвинили перед начальством, как возмутителей.

Апостолы были заключены в темницу, где, впрочем, провели время не без пользы для веры, ибо обратили к ней темничного стража и все его семейство. Впоследствии, освободившись из темницы, они снова пришли к добродетельной Лидии, в доме которой и жили несколько времени, поучая братию (16–40).

Так, при пособии женщины, образовалась в Греции первая христианская община, которая свою веру и христианскую любовь доказала тем, что дважды посылала апостолу денежное вспоможение, и к которой он несколько спустя писал целое послание, отличающееся особенной задушевностью.

Когда апостол Павел был в других македонских городах Фессалониках и Верии, многие из знатных женщин слушали его и присоединялись к нему(Деян. 17, 4,12). Но вот пришел апостол в Афины, центр древней образованности, науки и языческих верований, где тогда люди проводили время в бесплодных словопрениях и пересудах. Апостол смело произнес перед ними свою великую проповедь. Его привели в ареопаг и обвинили в том, что будто он проповедует новых богов.

«Афиняне! – сказал тогда Павел, – по всему вижу я, что вы люди набожные. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22–23).

Когда апостол заговорил о воскресении и последнем Суде, многие из слушателей стали издеваться над непонятными для них речами; другие говорили: послушаем тебя в другой раз; но были и такие, в душу которых запала искра божественного учения. Из них дееписатель называет Дионисия Ареопагита и женщину по имени Дамарь (Деян. 17, 16–34).

В Коринфе апостола Павла поместили у себя понтийский иудей Акила и жена его Прискилла, которые, по изгнании из Рима, вследствие указа Клавдия против иудеев, поселились в Коринфе. Эти новые друзья Павла были простые ремесленники, делавшие палатки (Деян. 18, 3). Поселившись в доме добродетельной Прискиллы и ее мужа, апостол прожил здесь около двух лет.

Благочестивые супруги так привязались к апостолу, что, когда он, вследствие происков иудеев, должен был оставить Коринф и отплыл в Сирию, отправились вместе с ним (Деян, 18, 18).

В Ефесе Павел оставляет своих спутников, вероятно для того, чтобы они здесь проповедовали, ибо, быв при нем столько времени, они многому от него научились. Апостол не мог согласиться исполнить желание своих друзей и остаться долее у них: он непременно хотел провести приближающийся праздник в Иерусалиме, и, пообещав возвратиться к ним после, отправился из Ефеса (Деян. 18, 18–21).

В Ефесе Акила и Прискилла оправдали возложенные на них апостолом надежды. Сюда пришел вскоре один александрийский ученый иудей, по имени Аполлос, который слышал только начатки христианского учения и знал лишь крещение Иоанна Предтечи.

Между тем как человек красноречивый и сведущий в писаниях, он смело стал говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла пригласили его к себе в дом и здесь более основательным образом познакомили его с евангельским учением.

Потом вместе с другими христианами решили послать его в Коринф для проповеди, предварительно написав тамошним ученикам, чтобы те приняли его. И Аполлос, благодаря наставлениям их, оказал большие услуги христианской проповеди в Коринфе (Деян. 18, 27–28) и утвердил там церковь.

Таково было влияние Прискиллы на церковь коринфскую, которую впоследствии она с мужем приветствовала через Павла (1Кор. 16, 19).

Впоследствии Акила и Прискилла опять возвратились в Рим, который, собственно, и был обыкновенным их местом пребывания, откуда они лишь на время, по торговым делам или по иным причинам, удалялись в другие места, например в Азию (2Тим. 4, 19).

И в Риме, как в Ефесе, в их доме происходили христианские собрания (Рим. 16, 3), и здесь они возращивали и укрепляли те семена христианства, которые раньше были посеяны там вероятно военнопленными иудеями. Некоторых из них апостол Павел приветствует в конце своего Послания к Римлянам.

На первом месте между приветствуемыми им римскими христианами мы опять встречаем Прискиллу и Акилу с их домашней церковью (16, 3–4). Апостол называет их своими сотрудниками во Христе Иисусе и особенно восхваляет их за то, что они голову свою полагали за душу апостола. Не я один благодарю их, – прибавляет апостол, – Но и все церкви из язычников (16, 4).

А Златоуст замечает на это: «Столько они были добродетельны, что обратили дом свой в церковь, так что все их домашние сделались верными, и дом их отверзт был для всех странных. Ибо апостол не имеет обычая без разбора называть дома церквами, если в них нет примерного благочестия и не вкоренен особый страх Божий.

Ни ремесло, ни брачный союз не вредили им, напротив, они явили в себе такую любовь, какой потребовал Христос, сказав: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей их (Ин. 15, 13). Они исполнили то, что служит признаком Христова ученика: взяли крест и последовали за Христом. Ибо делавшие это для Павла, тем паче показывали такое же мужество для Христа».

Павла они защищали, с опасностью собственной жизни, от вражды неверовавших иудеев, вероятно в Коринфе, где его злословили (Деян. 18, 6) и привлекали к судилищу (ст. 12 и дал.); или может быть в Ефесе, во время народного возмущения, произведенного против Павла языческим среброковачем Димитрием (Деян. 19, 24).

Между прочим, за это спасение жизни апостола и учителя благодарили их и все языческие церкви, хотя поводом к благодарности со стороны последних могли быть и те великие дела благотворительности, которыми отличались Прискилла и Акила, когда сами будучи иудеями, но свободные от иудейских предрассудков, они язычникам служили со всем усердием.

Полное право на благодарность и славу они приобрели особенно такими подвигами, как участие в христианском просвещении Аполлоса, который сам впоследствии продолжал дело апостола в Коринфе (Деян. 18, 27–28).

Апостольское приветствие Прискилле и Акиле мы еще встречаем во Втором Послании к Тимофею (4, 19). Видно, велики были уважение и любовь апостола, да и всей Церкви, к этим личностям.

Второе Послание к Тимофею прислано апостолом из Рима, а Тимофей находился тогда, по всей вероятности, в Ефесе, или где-нибудь в Малой Азии. Там же, следовательно, по какому-нибудь случаю были и возлюбленные апостолом скинотворцы; вероятно, они удалились из Рима вследствие Неронова гонения, происходившего в то время.

В рассматриваемых приветствиях апостола достойно внимания особенно то обстоятельство, что на первом месте он поставляет Прискиллу жену, а не Акилу – мужа. Такого рода порядок вообще противен духу греческой письменности. Но, по объяснению отеческому, апостол делает так, из уважения к большому благочестию и усердию Прискиллы в деле распространения веры.

Поэтому и Златоуст более останавливается на прославлении жены скинотворца, чем его самого. И просвещение Аполлоса он приписывает, главным образом, стараниям Прискиллы. Может быть, Акила более был занят продажей палаток, чем заботами об апостолах и Евангелии.

«При апостолах,– рассуждает по этому поводу Златоуст, – женщины не заботились о том, о чем нынешние, как бы одеться в великолепные одежды и приукрасить лицо свое умываниями и притираниями и мучить мужей своих, заставляя покупать и платье более дорогое, нежели у соседки и женщины равного звания, и белых мулов, и золоченую сбрую, и евнухов для прислуги, и большую толпу служанок и все прочее, относящееся к смешной пышности; но, отказавшись от всего такого, отвергнув мирскую гордость, они домогались только одного, как бы сделаться общницами апостолов и участвовать в одной и той же с ними молитве. Скажи мне, какая царица столько знаменита и так прославляется, как эта жена скинотворца? Она у всех на устах и так будет не десять и двадцать лет, но до Второго Пришествия Христова. И притом, все прославляют ее за то, что украшает ее более царской диадемы. Да и что более важно, что равняется с тем, чтобы быть заступницею Павла и с опасностями для себя спасать учителя вселенной? Сосуд избрания не стыдится наименовать женщину своею споспешницею, даже хвалится этим, потому что не смотрит на природу, а венчает добрую волю».

Сказанное о Прискилле достаточно свидетельствует о ее высокой деятельности, также и об уважении к ней, со стороны апостолов и всей Церкви. Предание прибавляет, что свою славную в христианстве жизнь Прискилла окончила мученической смертью, вместе со своим мужем, при императоре Нероне.

В той же главе Послания к Римлянам апостол Павел упоминает о многих других женщинах, разделивших с апостолами труды проповедничества и различным образом служивших делу веры, подвергаясь разного рода опасностям, ссужая бедных деньгами, совершая путешествия и т. п. Всем им, наряду с некоторыми мужчинами, он посылает приветствия (ст. 6).

Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас (Рим. 16, 6). Апостол не указывает подробно, в чем состояли ее труды, он не делает здесь даже такого определения труда, как в Первом Послании Тимофею (5, 17); но несомненно, что труды эти касались дела христианской веры и благотворительности. Какая это Мария, неизвестно. Есть мнение, что это та же самая Мария, которая в одном древнем послании, приписываемом св. Игнатию, называется «Богодостойною и мудрейшею из женщин», а также (в послании к диакону Герону) «ученейшею и образцом благочестивых женщин».

Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами, и прежде меня еще уверовавших во Христа (ст. 7). Эта Юния почитается женою или сестрою Андроника. Сродниками своими апостол называет их по единству или национальности (иудейской), или колена Вениаминова, из которого происходил Павел, или просто по родству с ними (ср.: ст. 11).

Для нас важнее другое, даваемое им, название союзников или сопленников. Павел часто подвергался преследованиям, заключению, побоям и разного рода опасностям и лишениям (Деян. 14, 19), как он и сам о себе рассказывает во Втором Послании к Коринфянам (2Кор. 6, 4). Андроник и Юния, трудясь на одинаковом поприще с апостолом, разделяли его опасности и страдания. Павел называет их даже «нарочитыми во апостолах». Значит, они особенно прославились между проповедниками Евангелия, находились в близком отношении к апостолам и пользовались любовью их и всеобщим уважением. Они веровали во Христа тогда еще, когда сам Павел был гонителем Церкви Божией.

Христианская община в Риме существовала с самых первых моментов христианства (Рим. 1, 8), но неизвестно с точностью, кто именно основал ее. Папское предание, называющее апостола Петра основателем Римской Церкви, как известно, не имеет исторически достоверных доказательств.

Очень может быть, что иудеи, проживавшие в Риме, и те пришельцы из Рима, которые присутствовали на празднике Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян. 2, 10), посеяли в древней столице мира первые семена христианства. В числе их можно считать и Андроника с Юнией, которые таким образом прославились между апостолами и веровали во Христа прежде самого Павла.

Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе (Рим. 16, 12). О Марии апостол сказал, что она много потрудилась для нас, а об этих женщинах замечает, что они продолжают еще трудиться для Господа. Имя Трифены упоминается в сказании о святой перво-мученице Фекле, как защитнице Феклы против нападений ее врагов, помощницы ее и как женщины, много помогавшей бедным от своего большого имущества. Некоторые толкователи отождествляют эту Трифену с той, о которой упоминает апостол Павел.

Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе (Рим. 16, 12). Персиду называют нежным именем возлюбленной, как называли Епенета (ст. 5), Амилия (ст. 8) и Стахия (ст. 9).

Не значит ли это, что об этих лицах апостол не только слышал, но сам находился с ними в близких, христианских дружественных отношениях? Персиду также мог отличить апостол Павел перед только что поименованными женщинами именно за то, что она много потрудилась, подъяла какие-то особенные, тяжкие труды. Во всяком случае, название возлюбленной выражает христиански уважительное и чистое отношение к женщине.

Подобное название он дает Апфии, жене Филимона, колосского христианина, посылая ей также приветствие в Послании к Филимону: И Апфии, (сестре) возлюбленной... благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2–3).

С особенной похвалою в Послании к Римлянам апостол отзывается о Фиве, диакониссе церкви Кенхрейской, близ Коринфа, из которого он прислал и свое Послание в Рим.

Убеждение, что именно Фива принесла Послание Павла к Римлянам (Рим. 16, 1), было так распространено в древности, что во многих изданиях и переводах в конце Послания к Римлянам сделано прибавление о том, что Послание принесено Фивой, диакониссой Кенхрейской церкви.

Сначала апостол как бы рекомендует Фиву римлянам: Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас: ибо и она была помощницею многим и мне самому (16, 1–2). В этих словах высказывается великое уважение Павла к этой женщине и заботливость о ней.

Во-первых, он называет ее одним из тех нежных, выражающих равенство и почтение, названий, какие он дает иногда и другим женщинам своего времени. Он называет ее своею сестрою, сестрою не по плоти, но в духовном, христианском смысле, по которому все христиане называются братьями и сестрами (Иак. 2, 15), в знак своего общего равенства во Христе.

Во-вторых, апостол убеждает римлян принять Фиву для Господа или о Господе, то есть с честью, по-христиански, где даже и незначительный человек принимается со вниманием и уважением, тем более служительница Господа должна быть принята с честью. Апостол внушает принять ее так, как достойно, или прилично принимать святых, верующих христиан.

Далее святой Павел просит римлян помочь Фиве во всем, в чем она будет нуждаться у них, тем более что и сама она была помощницей многих, даже и самого апостола. Конечно, Фива была одна из тех известных по добрым делам женщин, о которых апостол говорит в Первом Послании к Тимофею. Она воспитывала детей, принимала странников, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу (5, 10). Самое служение Фивы как диакониссы, требовало, чтобы она была помощницей многих.

Выше мы видели, что когда апостол был в Филиппах (Деян. 16, 12), то здесь женщины явились в числе первых его ревностных последовательниц; некоторые из них, вероятно, приняли на себя продолжение дела апостола после его удаления оттуда. К числу таких и принадлежат упоминаемые в Послании к Филиппийцам Еводия и Синтихия.

Филиппийская церковь твердо держалась веры и видимо совершенствовалась, как можно заключать из некоторых мест Послания (1, 3–8; 4, 1) и из всего тона его; но и эта, особенно верная апостолу церковь, вошла, хотя лишь в далекое, соприкосновение с иудейскими, фарисейскими лжеучителями. Вот почему апостол Павел находит нужным сделать в своем Послании, между прочим, отеческое предостережение от иудейских заблуждений (3, 2–16) и от лиц безнравственно поступающих.

Но к этому он еще присоединяет частные внушения Еводии и Синтихии, которые, видно, были влиятельными и деятельными лицами в церкви Филиппийской. Апостол уговаривает их согласно мыслить о Господе, не разделяться, ибо ничто так не препятствует успехам евангельской проповеди, как разногласие, особенно между теми, которые пользуются в обществе авторитетом. А такими именно и являются в Филиппийской церкви Еводия и Синтихия. Они много подвизались в благовествовании, вместе с апостолом и его сотрудниками – Климентом и другими, имена которых, по выражению апостола, в книге жизни, слава которых, значит, велика не на земле только, но и на небе.

Апостол видел, сколь важно для всей Церкви согласие между Еводией и Синтихией. Поэтому заботливость о них объясняется не только вниманием его к этим женщинам, но и важностью их общественного значения. Павел не довольствуется только увещанием их, но просит еще одного своего искреннего сотрудника (вероятно, Епафродита, ср.: 2, 25) позаботиться о них, помочь им, в чем нужно: касается ли то нужд материальных или духовных.

Этих женщин апостол даже приравнивает к себе; возбуждает к ним внимание христиан, как бы равное с тем, какое имели по отношению к самому апостолу. Он просит помогать им, ибо они много потрудились для Евангелия, перенесли немало беспокойств за Христа. «Не ради дружбы,– говорит Златоуст, – требует заботливости к ним, но за благодеяния».

В то время как в Коринфской церкви возникли споры и разногласия, от которых и дисциплина церковная припша в упадок, верующим нужно было обратиться для разрешения недоразумений и прекращения споров к основателю церкви – апостолу Павлу. Коринфяне так и сделали, прислав к нему в Ефес письмо. Но еще ранее того апостол узнал о коринфских беспорядках, как он сам говорит, от домашних Хлои (1Кор. 1, 11).

Эта коринфская христианка, вероятно, видя возникшие в церкви споры, решилась послать к апостолу с извещением для скорейшего прекращения их. Может быть, ее домашние были в Ефесе по другим нуждам и, между прочим, сообщили апостолу о происходившем в Коринфе. Во всяком случае, это указание апостола на дом Хлои свидетельствует о том, что имя этой женщины пользовалось известностью и что она принимала живое участие в делах общественных. Он не решился бы упомянуть имя Хлои, если бы это имя не было авторитетно между коринфскими христианами.

Златоуст в этой ссылке на дом Хлои прямо видит мудрость апостола, который указал на известный дом, дабы возвещенное не показалось вымышленным. Вероятно, и Хлоя, подобно Прискилле, Еводии с Синтихией и другими, принимала деятельное участие в делах своей общины, трудилась на пользу церкви и пользовалась доброю известностью.

Ввиду таких фактов становится понятным и то обстоятельство, почему враги христианства, желая поколебать основы веры и нарушить спокойствие жизни первенствующих христиан, старались прежде всего воздействовать на женщин. Так, антиохийские иудеи, воздвигая гонение на Павла и Варнаву, сначала подстрекают против них набожных и почетных женщин и первых в городе людей (Деян. 13, 50). Очевидно, они видели, как скоро и охотно женщины следовали за апостолами и какое влияние получали в обществе христианском, поэтому и спешили расположить их против христианства, чтобы потом действовать беспрепятственно.

Между апостольскими Посланиями, предназначенными некоторым частным лицам, находим и послание к женщине. Апостол и евангелист Иоанн Богослов, как известно, написал три Послания: 1-е Послание к малоазийским христианским обществам, 3-е Послание к некоему Гаю, уважаемому в среде своего общества мужу, и 2-е Послание к некоей благочестивой женщине. Достоверных сведений о лицах, к которым назначены Второе и Третье Послания, не имеется, и исследователи Священного Писания держатся разных мнений особенно относительно того, к кому написано Второе Послание.

Оно начинается так: Старец– избранной госпоже и детям ее... Да будет с вами благодать, милость, мир... (2Ин. 1–3). В Послании апостол выражает свою радость о том, что дети этой женщины хранят истинное учение Евангельское, повторяет заповедь о любви к ближним, с настойчивостью увещевает эту христианку не иметь ничего общего с лжеучителями, дает обещание лично прибыть к ней, и, наконец, приветствует ее от детей сестры ее избранной. От этой женщины Послание Иоанна сделалось потом достоянием всего христианского мира, подобно другим апостольским посланиям к частным лицам.

Когда апостол Павел проповедовал в Иконии, его случайно услыхала одна богатая, образованная и красивая девица – Фекла. Евангельское слово произвело свое глубокое действие. Фекла не хотела ни на минуту оторваться от растворенного окна своего дома, в то время, когда апостол громко поучал христиан в соседнем доме. Мать девицы Феоклия и жених ее Фамир – оба язычники – объясняли такое поведение Феклы любовным влечением к чужестранцу, но ни убеждениями, ни упреками, ни ласками, ни слезами не могли отвлечь ее от необыкновенного проповедника веры, любви, воздержания, целомудрия, нестяжательства.

По проискам взбешенного Фамира, Павел привлечен был к суду и заключен в темницу. Фекла не хотела расстаться с ним. В полночь, подкупив темничных стражей, она смело явилась в темницу и у ног апостола заявила свое намерение слушать его. С великой радостью апостол принял новую ученицу Евангелия.

«Блаженна ты, – говорил он ей, – что оставляешь обычную женскую суету; оставь и женскую слабость, если б тебе пришлось бороться с нашими врагами. Одушевляемая верою и любовью ко Христу, ты можешь победить всевозможные козни их, а своею твердостью и других расположишь к Евангелию, подобно апостолам, к которым, как я убежден, и будешь причислена». (Житие первомученицы Феклы)

Страшному гонению с того времени подверглась девица от язычников. Она оставила свой город и с необыкновенной нравственной твердостью последовала за Павлом в Антиохию. Но и здесь не уменьшились для нее опасности, которые предсказывал ей Павел. Молодая и красивая Фекла понравилась знатному антиохийскому начальнику Александру. Он требовал от чужестранца, чтобы тот уступил ему свою спутницу.

Павел объяснил градоначальнику, что спутница никоим образом не принадлежит ему, а следует за ним в качестве ученицы, оскорблять которую никто не имеет права. Фекла подтвердила слова апостола, прибавив, что она дала обет христианскому Богу – остаться навсегда девою. Намерение Александра употребить насилие над Феклой вызвало ее на решительный поступок: она публично сорвала с головы градоначальника золотой венок.

Девицу отдали на растерзание зверям. Но, выпущенные против нее, звери смиренно легли у ног ее. Фекла воспользовалась этим, чтобы перед всеми открыто заявить силу христианского Бога. Сам судья умилился, слушая ее речи.

Отыскав снова апостола в ликийском городе Мирах, она была уполномочена избрать себе какой-нибудь город, для проповеди христианской. И вот, в Иконии, а потом в Селевкии, является святая Фекла с апостольским благовествованием. Мужчины и женщины приходили слушать ее. Все пользовались благодеяниями добродетельной девы. Больные и бедные, огорченные и несчастные всякого рода прибегали к ней, как к самому опытному и доброму врачу. До глубокой старости дожила таким образом святая равноапостольная Фекла.

Никита Пафлагонский, один из жизнеописателей святой Феклы, рассуждает: «В каком чине мы поместим святую Феклу? Не причислить ли ее, как сделавшуюся для мира образцом всякого целомудрия и подвижнической жизни, к пожившим девственно и благочестиво? Но в таком случае не отчуждить бы ее от чина увенчанных за подвиги; ибо она не уступает никому и в первом мученическом венце; она первая из женщин напряженными борениями устранила бесславие женского пола, первая состязалась с духовным бойцом и несильными ногами попрала великого змея, почему как венценосная царица находится одесную Всецаря. Что же? Причислить ее к увенчанным за подвиги? Но она участвовала с Павлом в благовествовании, подражала ему в словах, делах и, разделяя с ним гонения и искушения, сделалась апостолом Иисуса Христа и не желала бы быть сопричисленною к мученикам. Как же бы нам, хваля ее, оказать приятное ей? Не очевидно ли, что ей следует быть предметом хвалы и удивления не за одно, или за два ее преимущества, но за все ее святые действия, которыми засвидетельствовано, что она заслужила великую славу.»

Святой Амвросий и другие святые отцы с великими похвалами отзываются о Фекле и называют ее подругой апостола.

Сохранились и другие предания в этом роде из времен апостольских. Достоверность же этих преданий подтверждается некоторыми древними свидетельствами. Так, Климент Александрийский утверждает, что апостолы, во время своих путешествий, брали с собой женщин в качестве сотрудниц в деле проповеди, и что через них учение Господа распространялось особенно между женщинами.

Апостол Петр, прибыв в Рим, был принят там Прискиллой, женой сенатора Пудена и его двумя дочерями Пудентианой и Пракседой. Вскоре апостол обра тил их к христианству; а через них обратил и главу семейства с его сыновьями Тимофеем и Новатом. По смерти своих родственников эти женщины отказались от брака, продали свои виллы, посвятили себя девственной жизни и служению Богу. Дом свой они отдали для присоединения неверных и крещения новообращенных, где они могли бы слушать слово Божие и приготовляться к вступлению в Церковь. Епископ Пий освятил этот дом и устроил там крестильню. И доселе сохраняется в Риме эта древняя и первая из римских церквей, под именем святой Пудентианы, основанная благодаря женскому участию.

По словам Климента Александрийского, приведенным у Евсевия, жена апостола Петра следовала за своим супругом в Рим и сопровождала его на пути мученичества за Христа. Говорят, видя, что его жену ведут на смерть, Петр был очень обрадован ее призванию к мученичеству за Христа. Обратившись к ней, он воскликнул: «Жена, помни Господа!» Твердость, с которой страдала эта женщина, говорят, произвела сильное впечатление и на апостола, который и сам почувствовал в себе более чем когда-либо пламенное желание скорее следовать тем же путем на Небо за той, которую на земле Бог дал ему в подруги и помощницы.

В апостольских трудах Петра на Востоке много помогала ему святая Петронилла, просвещенная им и посвятившая себя девству.

Матфею, во время его миссии в Эфиопии, помогала Ифигения, царская дочь.

Во время проповеди Андрея в Патрах одними из первых его последовательниц были: Максимилла, жена правителя Егеата, и ее служанка Ифидамия. Максимилла, несмотря на все угрозы мужа-язычника, не хотела оставить своего учителя, подобно святой Фекле.

С Филиппом разделяли благовестнические труды его четыре дочери-пророчицы, о которых упоминается в Книге Деяний Апостольских (21, 8–9), и которые, по преданию, погребены вместе с отцом в азийском городе Иераполисе.

А.Н. Надеждин
Женщина христианка. Образ и значение женщины в христианстве