Могут ли военных отлучать от Причастия?

Могут ли военных отлучать от Причастия?

ПРАВДА ЛИ, ЧТО ВОЕННЫХ МОГУТ ОТЛУЧАТЬ ОТ ПРИЧАСТИЯ?

 Говорят, что воины, даже если их благословляли на защиту родины, считаются грешниками и их не допускают к причастию. Так ли это? И как долго действует этот запрет?

Отвечает протоиерей Андрей Гавриленко:

– Не простой вопрос. Начнем с того, что убийство – смертный грех, и это непреложная истина. Любое убийство, от аборта до эвтаназии. Это грех против замысла Творца. Попытка вершить судьбу другого по собственной воле. Это грех, отсекающий от нас благодать Божию.

Человек создан по образу Божию. В Нем запечатлен отпечаток Божества. В этом смысле убить человека – это восстать против Бога, против Его образа в человеке. А значит, далеко отойти от Бога.

Всем, кто так погрешил, чтобы вернуться к Богу, привлечь на себя благодать, необходимо пройти врачевание – епетимию, как процесс покаяния. Это касается и воинов, защищавших свое Отечество и ближних. Но здесь есть важное уточнение и особенность!

Защищая жизнь и свободу своих близких, рискуя своей жизнью, они исполняют великую заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Поэтому всем погибшим и вообще воюющим воинам Господь прощает много грехов, они омывают их своей кровью ради любви.

Учитывая это, во время ведения боевых действий Церковь поддерживает солдат и офицеров и допускает их к причастию без епитимии. Ведь они ежеминутно стоят перед лицом смерти и жертвуют собой. Одной блаженной старице после Второй мировой войны приснился ее погибший брат и сказал: «Я имел много грехов, но за войну мне Бог много простил».

Однако по-другому обстоит дело после войны. Всем вернувшимся приходится жить с мыслью, что «я убивал людей». Кто на войне убивал, тот знает, о чем я пишу. Для примирения совести, для утешения души необходимо принести епитимию, как процесс лечения собственного сердца. По благословению духовника какое-то время каяться, так подготовить свое сердце, сделать его сокрушенным и смиренным, чтобы принять спасающие и освящающие Тело и Кровь Господа. Часть епитимии может состоять также в том, чтобы молиться за убитых врагов и т.д.

Источник: Союз православных журналистов