Без доброго сердца нельзя стать хорошим педагогом

Без доброго сердца нельзя стать хорошим педагогом

Митрополит Митрофан: Без доброго сердца нельзя стать хорошим педагогом

25 апреля 2018 года на базе ОШ № 41 г. Горловки прошёл Первый Пасхальный образовательный форум «Формирование морально-этических ценностей при обучении и воспитании подрастающего поколения средствами курсов духовной направленности», организованный епархиальным отделом религиозного образования и катехизации. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан обратился к участникам мероприятия с приветственным словом.

Христос воскресе!

Я рад видеть всех вас. Вам предстоит интересный день, наполненный общением. Вы будете делиться друг с другом опытом, друг другу помогать и рассказывать о том, что может быть полезно всем присутствующим.

Работа учителя, как и служение священника, очень опасна. Самая большая её опасность заключается в том, что учителю или священнослужителю из-за того, что он знает правильные слова, начинает казаться, что ему самому уже этим словам можно не соответствовать, самому ему уже учиться не надо. К чему-то стремиться или куда-то идти необязательно. В эту яму очень многие провалились на своём жизненном пути.

Каждому из нас для того, чтобы стать или учителем, или священником, пришлось преодолеть большой жизненный отрезок: учиться, сдавать экзамены, в течение всей жизни доказывать соответствие этому высокому званию. Но сколько бы мы с вами ни делали, сколько бы мы с вами уже ни умели на сегодняшний день, самое опасное — это самому себе сказать, что я уже всё знаю и умею, я уже всему научился, и осознать себя великим учителем для других.

Об этой опасности говорил Своим ученикам Спаситель. Он знал, что к ним впоследствии будут обращаться как к учителям, и человеку приятно, если его считают учителем, наставником. Он их предостерегал: вы этим не увлекайтесь, когда вам будут говорить «наставник» или «учитель», а помните, что у вас есть Учитель и Наставник, на Которого вы должны равняться и ориентироваться.

Я думаю, что смысл этих слов заключался в том, чтобы сам себя человек не хотел видеть учителем и наставником, а всегда видел ту высоту, до которой ему ещё нужно дорасти. Какие это открывает возможности? У человека есть ощущение, что он не всё знает, у него появляется способность учиться и познавать новое. Человек открыт для того, чтобы воспринимать новые знания и новый опыт, и готов этими знаниями и этим опытом делиться с другими безо всякой гордости и высокомерия.

Сохранить эту способность в течение всей жизни могут только люди, которые воспринимают свою работу как великое служение. Все по-настоящему великие люди скромные. Они не стараются о себе заявить как о великих учителях, наставниках и просветителях. Они, глядя на самих себя, видят свои недостатки и хотят ещё чему-то научиться. Помогая другим вырасти, не относятся к ним с презрением и высокомерием. Это качество необходимо настоящему педагогу.

Для тех педагогов и наставников, которые говорят о Боге и о христианском воспитании, главное — быть теми людьми, рядом с которыми хотелось бы находиться. Которым доверяют, рядом с которыми можно согреться, ощутить, что такое горячее сердце. Иначе всё то красивое и замечательное, о чём мы будем учить и проповедовать, станет пустыми зёрнами, не приносящими никакого плода.

Мне сегодня приходится искать кандидатов для рукоположения в священники среди людей, которые не получили духовного образования, потому что у нас есть большая кадровая проблема в связи с боевыми действиями и последующими событиями. Достаточно сказать, что больше двадцати священников бросили свои приходы, уехали искать другой жизни, а туда кого-то нужно прислать.

Когда я беседую с кандидатом, для меня в первую очередь важен не уровень образования и знания, которые у него есть. Я смотрю, порядочный ли он вообще человек, потому что порядочность — это то, чему я не смогу его научить. Я точно не смогу прочитать какой-то цикл лекций, после которых он станет порядочным и честным. Я смотрю, способен ли этот человек любить и прощать, потому что чаще всего как священнику, так и педагогу нужно не вдохновить талантливых, умных и хороших, а подать руку тому, кто упал, помочь тому, кто в себе разуверился и уже не знает, куда ему дальше идти.

Здесь важны не столько знания, образование, психология и педагогика, хотя их значение я нисколько не оспариваю и не отрицаю, а личные человеческие качества. Способен ли человек любить и сострадать? Он способен понимать, что рядом с ним не функция, а такой же живой человек со своими трудностями и сложностями? И вот если у человека есть эта порядочность, если у него доброе сердце, всему остальному его можно дальше научить. Соединив новые знания с тем, что у него есть, он станет хорошим педагогом или священником.

Я абсолютно согласен с вами, что профессиональное педагогическое мастерство нужно оттачивать, шлифовать, совершенствовать. Это тоже наука, которую нужно изучать, и это путь, по которому нужно идти всю жизнь. Ты себе не скажешь, что вот сегодня я уже педагог от начала и до конца. Но самое главное, на что будут смотреть те, кто слушает ваши слова, — какие вы люди. Это фундамент, на котором всё строится. Когда дети, которым вы рассказываете о Боге, о христианских ценностях, в каждом из вас увидят и доброго друга, и наставника, и любящее открытое сердце, все ваши слова упадут на добрую почву. Те семена, которые вы посеете, обязательно дадут свои плоды.

Если человек сталкивается с равнодушием, лицемерием, жестокостью, прочими проявлениями человеческих слабостей, которые есть во многих из нас, какие бы красивые, хорошие, замечательные слова мы ни говорили, они не помогают. Более того, человек, слушая слова, которые расходятся с жизненным примером, может стать циником и лицемером. Опыт преподавания Закона Божия в дореволюционных школах показал нам, как можно эту замечательную идею сделать пропагандой атеизма. Когда о Христе говорят люди равнодушные, которые относятся к своему делу формально и сами этим не живут, это делает детей атеистами на всю жизнь. Дети всё чувствуют и видят. Взрывали храмы и расстреливали священников те, кто ходил на уроки Закона Божия или учился в семинарии и видел такой пример преподавателей.

Нам с вами нужно хотя бы не наступить на те же грабли. Я не хочу, чтобы во всех школах преподавалась христианская этика. Я хочу только, чтобы там, где есть добрый человек, добрый христианин, которому доверяют и коллеги, и дети, которого любят, этот человек имел возможность хотя бы одно-два добрых слова сказать о Боге и о Церкви. Это максимальный результат, которого мы сможем с вами сегодня достичь.

Я искренне благодарю вас за то, что вы сегодня здесь, что вы неравнодушны к этой теме, что вы сегодня собрались для того, чтобы её обсуждать. Вы друг с другом сможете поделиться и своим опытом, и своими знаниями. Но я очень прошу, чтобы мы с вами не спешили. Нам не нужно любым путём завтра всех сделать православными. У нас ничего не получится, если мы сами не будем любить то, о чём мы говорим, жить тем, что проповедуем, и соответствовать нашим словам.

Дай Бог, чтобы у нас это получалось, а когда это получится у нас с вами, обязательно наше слово оставит след в душах и сердцах тех, кому мы об этом рассказываем. Бог вам в помощь, Божие вам благословение! Храни вас всех Господь!