Значение веры

Значение веры

Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

 

Основы христианской жизни

Вера

Стесненному строгим обличением закона грешнику нигде нельзя найти утешения, кроме Евангелия — проповеди о Христе Спасителе, пришедшем в мир грешников спасти. Без Иисуса Христа Господа грешникам, обличаемым от закона, невозможно бы было избежать отчаяния, почему и возвещается, что собственно для них и пришел Спаситель. Не приидох, говорит Он,призвати праведных, но грешныя на покаяние (Лк. 5, 32); еще: прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19, 10). «Вот кому проповедуется Евангельское утешение,— учит святитель Тихон, — нищим, то есть тем, которые признают свою духовную нищету, не находят в себе никакой правды пред Богом, а усматривают одно окаянство; сокрушенным сердцем, то есть тем, у коих сердце, как стрелою, уязвлено печалью о грехах... Закон всегда есть пестун во Христа (Гал. 3, 24). Показывая нашу виновность и немощь, он заставляет искать иного посредства и, как бы взявши за руку, ведет ко Христу, ибо в тесноте совести нет иного прибежища, кроме Христа, Который грехи наша Сам на теле Своем вознесе на древо (1 Пет. 2, 24) и Которого, не ведевшаго греха, Бог по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем (2 Кор. 5, 21). Чтоб в сердце зачалась вера Евангельская, необходимо предварительно познать немощь свою и живо восчувствовать гнев Божий, клятву, суд и осуждение, определенное грешникам. Тогда уже в сердце, сим страхом, как огнем, очищенном и предуготовленном, зачинается и вера от Духа Святого»*.

Как дождь принимает в себя жаждущая земля и как прохладительною влагою оживляется утомленный от зноя, так истерзанная совестью душа впивает благовестие Евангелия, и сокрушенное сердце отрадно внимает утешительным вещаниям веры.

* См.: Сочинения Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. Изд. 2 (далее — Свт. Тихон Задонский. Сочинения...). СПб., 1826. Т. 7. С. 14-15, 18-19.


Здесь всему предшествует познание Господа нашего Иисуса Христа, или познание устроения спасения в Нем, то, чего просил апостол ефесеям: яко уведети (Еф. 1, 18). Такое познание есть необходимое условие к рождению веры, или точка, с которой начинается ее образование, ибо как веровать, не зная предмета веры? Посему апостолы и посланы были научать проповедью людей, показать то есть, в чем истина (Мф. 28, 19). Как уверуют, говорит апостол, если не услышат от проповедника? (Рим. 10, 14—15). У жаждущего спасения это познание сопровождается услаждением, занимает всего его, обнимает все внимание и оставляет после себя желание еще слышать, еще поучаться, еще познавать. Слабое пособие сему представляют афиняне и Агриппа с Фестом при проповеди апостола Павла (Деян. 17, 32; 26, 28-32).

Но не в сем еще вера. За познанием, искренно принятым, следует сердечное, убеждение в истине Евангелия, или в том, что спасение рода человеческого действительно устроилось так, как проповедуется, и что основания спасению людей иного нет и не может быть, как в Господе Иисусе Христе. Это сердечное убеждение составляет отличительное свойство веры. Многие знают умом домостроительство спасения, но не у всех их есть вера. Истинно

верующий так привержен сердцем к вере во Христа, что не только небоязненно исповедует Его, но и стоит за сие исповедание до крови: оно дороже ему самой жизни.

Верх же совершенства веры составляет живейшее личное убеждение, что Господь, как всех, так и меня спас, как со всех снял проклятие, так и с меня, как всех есть Живот, так и мой. «Истинно верующий, — говорит святитель Тихон, — исповедует со апостолом: верою живу Сына Божия, возлюбившего мене и предавшаго Себе по мне (Гал. 2, 20). Сын Божий возлюбил весь мир и предал Себя за весь мир, но апостол Павел сие великое Его благодеяние присвояет себе. И святой Дамаскин поет: спасл еси всего мя человека... до мене идеши, мене ища заблуждшаго (глас 3, песнь 4)»*. «В такой вере все существо христианского блаженства заключается»**, ибо от нее возрождается в сердце действительное ощущение спасения в Господе, чувство свободы от проклятия и гнева Божия, сознание собственного примирения с Богом в Господе Иисусе Христе. Такая вера (говорит святой Тихон) освобождает от греха, клятвы, ада, приносит с собою веселие духовное, радость о Господе Спасителе, о благости и человеколюбии Его собственно к себе,

*См.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения... Т. 7. С. 26.

**См.: Там же. С. 39 — 40.


мир и спокойствие совести, как говорит апостол: оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом (Рим. 5, 1)*. Что происходило в сердце галатян под действием сей веры, о том гак говорит апостол: кое убо бяше блаженство ваше! Свидетельствую бо вам, яко, аще бы было мощно, очеса ваша извертевше дали бысте ми (Гал. 4, 15).

Все спасительные действия веры, о коих упоминается в Священном Писании, принадлежат такой именно вере. Главный же ее плод и как бы основание всех других есть оправдание. «Она (святой Тихон) таинственно соединяет душу верующего со Христом, как невесту с женихом» (Ос. 2, 20; 2 Кор. И, 2). При сем Христос отъемлет от такой души клятву, осуждение, всю скверну греха, а вместо того подает ей благословение, чистоту и святость (1 Кор. 1, 30). Как жену какую, Он облекает ее в чистую багряницу правды, да пред очами Его и Небесного Отца Его явится чиста и, как дщерь царская, духовною утварью одеяна и преиспещрена (Пс. 44, 10). Созерцая сие благо, пророк, в радости духовной, восклицает от лица души, сподобившейся сего: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя: яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту

*См.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения... Т. 7. С. 33, 35.


украси мя красотою (Ис. 61, 10)*. «Должно, однако ж, знать, что, как такое дарование по вере ниспосылается собственно в таинстве крещения, где, как говорит Златоустый**, во время погружения тела в воду дается нам и правда, и усыновление, — так здесь же напечатлевается и последнее чувство веры, то есть действительное ощущение спасения и оправдания в Господе, ибо нельзя ощущать того, чего нет. Следовательно, в крещении уже, принимаемом с верою, завершается самая вера».