Светлые смыслы Усекновения

Светлые смыслы Усекновения

СВЕТЛЫЕ СМЫСЛЫ УСЕКНОВЕНИЯ

Иоанн Предтеча – великий пророк и главный святой Церкви, именно он перевернул духовное состояние времени.

Он вызвал в народе покаяние, которое было так необходимо для встречи Христа. Сегодня его убил Ирод и он стал мучеником. Великий день и скорбный сегодня. И мы будем говорить словами святых, которым было суждено также стать мучениками. Они могут раскрыть глубину, к которой на деле прикоснулись сами. Итак, светлые смыслы праздника Усекновения, как предлагают его нам новомученики.

ПРЕДТЕЧА СЛАВНЫЙ ПРОПОВЕДНИК И ПОДВИЖНИК

Сщисп. Лука Крымский в одной из проповедей говорил так: «Он не родился бесплотным, но носил плоть человеческую со всеми ее недостатками и искушениями. Он не явился миру так, как являлся Архангел Гавриил, или Ангелы, явившиеся женам-мироносицам у гроба Воскресшего Спасителя мира… Он…мог умереть…и склонил свою святую главу под меч палача. Пророки и Сам Господь Иисус Христос называли Его Ангелом, …что он был и в человеческом теле носителем ангельского духа, чистоты и совершенства. За свои неописуемые аскетические подвиги в пустыне, за безмерную глубину молитвы и поста, за величайшее дело проповеди, которой он уготовал путь Господу, за Крещение в Иордане Сына Божьего, за свою мученическую смерть, конечно, уже теперь великий Предтеча – первый в Царстве Божием после Пресвятой Богородицы».

КРЕСТИТЕЛЬ ГОСПОДЕНЬ БЫЛ БЕСПОЩАДНЫМ ОБЛИЧИТЕЛЕМ ПОРОКА

Как победитель страстей он имел на это полное моральное право. Сщмч. Фаддей (Успенский), сам когда то в тюрьмах поддерживающий малодушных и обличающий неправду греха замечает: «Можно ли ожидать, чтобы действие слова того, кто называл себя «гласом вопиющаго в пустыне» (Мф.3:3), простерлось немного далее пределов этой пустыни? Между тем мы видим, что не только весь Иерусалим, но и вся страна Иудейская стекается к строгому обличителю людских пороков и проповеднику покаяния. Сами ревнители законной праведности, фарисеи, посылают к нему узнать, не Христос ли он, и впоследствии, не будучи в состоянии отрицать праведность его жития, не могут не признать, что его «крещение с небес было, а не от человеков» (Мф. 21, 25)».

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫЛ УЙТИ В ТЕНЬ ПОСЛЕ ЯВЛЕНИЯ ХРИСТА

Служение Крестителя Господня должно было закончиться с Пришествием Мессии. Он «приготовил путь Господу» и должен был отойти в сторону. Прот. Сергий Булгаков, в начале двадцатых сам переживший арест и высылку из государства, в книге об Иоанне Предтече «Друг Жениха» писал: «После встречи Господа, крещения Его и свидетельства о Нем земное дело Предтечи было совершено, и земная жизнь его внутренне окончена. Его звало теперь новое, дальнейшее служение — проповедь пришествия Христова сущим во ад: он «предпосылается и сушим во ад Христов провозвестник». И вместе с тем Предтече надлежало, сверх уже данной ему славы, приять еще венец мученика».

Если вглядеться в служение предтечи его мученичество вытекало из самого этого служения. Грех мучается, когда его обличают и с необходимостью стремиться уничтожить того, кто доставляет эту муку. Кроме этого, мученическая кончина Предтечи стала средством для его полного прославления. Отец Сергий продолжает: «Малое светило должно погаснуть после восхода солнечного. Разве мог Предтеча пережить своего Господа, друг Жениха остаться на земле после Жениха?».

Но за что убит Предтеча? Почему смерть Предтечи является свидетельством, что жизнь без Истины – не жизнь. А смерть за Истину – жизнь вечная. Сщмч. Онуфрий Гагалюк, сам страдавший за вечную Правду, писал о причине смерти Предтечи: ««Кто поднял руку на славного Предтечу Христова? Кто осмелился пpекpатить святую жизнь? За слово истины умеpтвил Иоанна злой Иpод…О! Великий Пpоpок и Апостол истины! Разве ты не знал, что за слово истины тебе гpозят муки и даже смерть…Кто ты, слабый и бедный, чтобы возвысить свой голос против цаpя… Знаю, отвечает святой Иоанн, знаю, что от Ирода зависит моя жизнь. Hо не боюсь сего, ибо истина сильнее внешнего могущества… Истину нужно возвещать всегда, несмотpя ни на что. И что это были не слова лишь, а действительное убеждение великого Иоанна, – он доказал сие своею смертию, приняв ее с радостью, без страха, как поет цеpковная песнь: «за истину пострадав, pадуяся…»».

ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ КАЗНИ НАД ПРОРОКОМ – ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ

Сщисп. Лука Крымский называл день казни над Предтечей «Позорнейшим пятном в истории человечества» , когда под мечом палача упала святейшая глава Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, величайшего из рожденных женами, по слову Господа нашего Иисуса Христа».

Однако, бесславное злодеяние только еще более утвердило великое откровение, что «не прикоснется мука к праведнику». Умер предтеча и казалось кривда победила правду. О, нет! Мы сегодня празднуем день Усекновения главы Предтечи и этот праздник обличает все бессилие зла.

Церковь сегодня строго постится, она предлагает нам пищу Иоанна и призывает не уподобляться Ироду, потерявшему в этот день свою голову через пищу и питье. Пророк Иоанн сегодня умер, но при этом приобрел вечность, а бесстыдный царь еще жив, но уже осужден на вечную муку. Сщмч. Фаддей (Успенский) в этот день говорил: «Вместо мерзкого и скверного пира Иродова, которому в большей или меньшей степени уподобляется всякое мирское веселье, исполненное страстей, предлагает сам свою духовную и постническую трапезу Иоанн Креститель». Иоанн Предтеча продолжает проповедь: совесть можно потерять, когда долго потакаешь страсти. Необходимо воздержаться от страстей. По замечаню сщмч. Фаддея: «Ирод, искавший убить Иоанна за его обличения, однако, долго не мог решиться на это, пока, опьяненный вином и страстью к блуднице, не потерял способности ясно отличать голос совести от голоса страстей, так обаятельно и сильно было на него действие слова и жизни святого Крестителя Иоанна!».

Церковь призывает нас идти по пути указанному Иоанном. А он нам завещал покаяние:  «Утвердим в своих сердцах мысль, что не могут быть бесплодны наши слезы покаяния, — говорил смщч. Фаддей, — и скорби самообличения пред Богом. Болезненны иногда бывают и даже приводят в уныние нас эти слезы и скорби, но не убоимся их, ибо воссияет в сердце нашем вскоре чистая, духовная радость и светлый луч благодати Божией рассеет облака скорби».

ВДОХНОВЕННАЯ СТРАНИЦА ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

Дает нам сегодня Церковь два примера. Ирод- пример человека в котором победили страсти, когда голос совести заглушен совершаются подобные злодеяния. Не потакай человек греху, спеши к покаянию. Мученическое свидетельство Предтечи стала вдохновенной страницей церковной истории. Свт. Лука Крымский писал: «Преславно и с несказанным величием закончилась необыкновенная, полная тяжелейших трудов жизнь Ангела во плоти Иоанна, уготовавшего путь Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. В первые три века истории христианства десятки тысяч мучеников и мучениц Христовых продолжали подвиг Предтечи Господня».

ЭТОТ ДЕНЬ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ СИЛУ СЛОВА БОЖИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Иоанн говорил Слово от Бога и оно преображало пустыню, люди каялись. Сщмч. Фаддей замечает, что Слово Божие так же действенно. Оно с такой же силой способно преображать. Даже на Ирода слово Иоанна действовало весьма сильно. «И в наше время слово Божие сильно на произращение добродетели в развращенном мире. В наш век расшатанности нервной и духовной только слово Божие еще способно поддержать и укрепить разрушающиеся все более и более основы жизни народов».

Слова правды не умерли, но стали вдохновенной песнью в устах великих продолжателей борьбы за Истину. сщмч. Онуфрий Гагалюк писал: «Hо где же это торжество истины Иоанновой? Hе видим разве, что злоба восторжествовала? Ведь Иpодиада и Иpод убили Иоанна, а истина его торжествует. Каким же образом? Hе вразумили слова великого Иоанна Ирода злого: не оставил он своей страсти. Hо сколько людей развращенных направились на путь истинной святой жизни через слова сказанные Иpоду святым Иоанном, ибо каждый год много, много лет и в бесчисленных храмах христианских читается о сем событии. А пример великого Предтечи-мученика, побоpника пpавды, какое число проповедников подвигнул на дерзновенное исповедничество. Вот святой Иоанн Златоуст смело обличает нечестивую императрицу Евдокию. А наш святитель pусский, митpополит Филипп бичует Гpозного словами пpавды…».

Эту мысль можно продолжит рассуждениями сщисп. Луки Крымского: «Вдумавшись в каждое свое доброе слово, каждый добрый поступок, мы можем заметить, что воспоминание какого-нибудь слова Божия побудило нас к нему или воспоминание примера из жизни святых, созданного тем же словом».

Призван человек и сегодня идти путем правды, путем послушания Воли Божией. Призван человек и сегодня жить, не потакая страстям, жить и дышать полной грудью свободы от греха и всякой неправды.

Иерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь