Как появилась традиция празднования Нового Года?

Как появилась традиция празднования Нового Года?

Как и когда появилась традиция отмечать Новый год?

Новый год — один из древнейших светских праздников, который в разных странах отмечают по-разному, причем не всегда в одно и то же время. Его история уходит в глубокую древность. В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. В Египте это празднество связывалось с разливами Нила. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь ввёл в Древнем Риме новый календарь, по которому началом Нового года считалось 1 января. В Византии этот же праздник отмечали 25 марта, а в Китае начало новогоднего цикла празднуется во второй половине зимы. Для китайцев Новый год — один из важнейших праздников (его даже отмечают в течение 15 дней). Дата наступления Нового года рассчитывается в соответствии с лунным календарем и обычно выпадает на промежуток от 17 января до 19 февраля. У евреев празднование Нового года совпадает с месяцем тишрей, который начинается в сентябре или октябре. Праздник называется Рош-га-Шана и, по традиции, посвящен годовщине сотворения мира. Мусульмане же приближение Нового года празднуют 21 марта.

Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто некоторые племена считали, сколько они прожили зим, другие считали вёсны.

По мнению ученых, традиция праздновать Новый год зародилась в Древней Месопотамии 5 тысяч лет назад. Новый год у вавилонян начинался с месяца ниссан (совпадавший с днём весеннего равноденствия) и был установлен в честь верховного бога Мардука (бог-покровитель города Вавилона). Потом эту праздничную традицию переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам. В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня и был установлен в честь бога виноделия Диониса. В Древнем Египте Новый год праздновался в июле во время разлива Нила — в ночь с 19 на 20 июля. Появление на небосклоне самой яркой звезды — Сириуса, означало наступление Нового года.

В Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (28 февраля 46 г. до н.э.), которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским. (Кстати, календарь (латинское calendarium) – в буквальном смысле долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца – календы, когда в Древнем Риме должники платили проценты.) Счет по новому календарю начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» — 747 год до Р.Х. Первый месяц года «январь» своё название получил в честь римского бога двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое — вперёд к новому.

В 325 году на I Вселенском (Никейском) соборе юлианский календарь был принят и Христианской Церковью.

В 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым впервые было предложено так называемое «Христово летоисчисление» (точкой отсчета новой эры стали считать Рождество Христово), которое до сего времени применяется в большинстве стран мира. Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243 – 313 гг. н. э.). Римляне называли это «эрой Диоклетиана». С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан. Новое летоисчисление было принято Церковью при императоре Карле Великом (742 — 814).

В 1582 году папа Римский Григорий XIII решил реформировать старый календарь (пытаясь справиться с неизбежными календарными погрешностями) и ввел в обиход новый, «григорианский», по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла 10 суток.

Если сравнить юлианский и григорианский календари со звездным, окажется, что от последнего они отличаются на 0,00175 и 0,0038 процента соответственно. Таким образом, по строгим математическим расчетам получается, что как ни крути, а юлианский календарь все же более точный! Кстати сказать, до сего времени для ряда расчетов астрономы применяют старый стиль, а в любом астрономическом ежегоднике мира счет дней приводится по «юлианским» дням – JD. Также юлианским календарем пользуется и историки, когда имеют дело с большими промежутками времени.

НОВЫЙ ГОД НА РУСИ

Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.

В 988 году Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошло в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова. Этот календарь имеет начало года 1 марта и ведет непрерывный счет дней с пятницы 1 марта 5508 года до Р.Х. Чтобы ответить на вопрос, какой сейчас год по «вечному» византийскому календарю «от сотворения мира», нужно для всех дней, начиная с 1 марта, прибавлять к номеру года от Р.Х. число 5508: 2011+5508=7519.

Обращает на себя внимание, что первый день византийского календаря – пятница – есть в то же время и день грехопадения Адама. Этот день всегда будет напоминать о Кресте, который Господь добровольно принял в Великий пяток ради восстановления падшего Адама. День грехопадения есть шестой от сотворения мира. Значит, первый день творения является воскресеньем. Мы видим, что византийские хронологи присваивали имена дням седмицы ранее первого дня календаря. Этим было выражено церковное представление о первичности библейского седмичного круга дней по отношению к другим календарным ритмам. Здесь есть и указание, что, независимо от числа на календаре, следует помнить о воскресенье, среде и пятнице — всегда особых днях для каждого православного человека. Подчеркнем, что византийский календарь сохраняет непрерывный счет седмиц с самого первого дня.

Отрезок от начала календаря до Рождества Христова — 5,5 тысяч лет — указывает на срок от сотворения мира до грехопадения Адама — 5,5 библейских дней. Эта симметрия, заложенная в календарь его создателями, также имеет важнейшее смысловое значение.

До XV века на Руси Новый год начинался с 1 марта (до 1492 года). По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже крестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта — с началом весны.

С XV века дату празднования Нового года приурочили к началу сбора урожая и перенесли Новый год на сентябрь. Великий князь Иоанн lll в 1492 году утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю). Петр I не только назначил новую дату Нового года, но и ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова.

Как и когда появилась традиция отмечать Новый год?Объявление указа Петра I (1699) считать «Новый Год» с 1 января

Одним росчерком пера царя-реформатора 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом по Рождеству Христову. Царским указом было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.

Первое время стали отмечать новолетие дважды в год: по старинке – в сентябре и по указу Петра I – в январе. Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём, на который перешла Советская Россия. Для православных людей это привело к большой путанице…

Если раньше, по старому стилю (который Русская Православная Церковь придерживается по сей день), все шло своим чередом, логично и завершенно, – Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали очередной Новый год, – то теперь главным и первым в нашей до недавнего времени атеистической стране стал в общем-то обычный день календаря (весьма условный, заметьте!), а праздник Рождества – как бы второстепенным. Хотя эти праздники просто несопоставимы: день, когда родился Спаситель, и день начала очередного календарного года. В результате посреди Рождественского поста появился нелепый пьяный праздник, в который люди веселятся и наедаются скоромного.

В 20-е гг. Советская власть пошла ещё дальше и запретила все праздники, как буржуазные пережитки прошлого. Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего 6 лет. Вскоре стало ясно, что неинтересно жить без Нового года. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. Рождеству, впрочем, повезло меньше. Оно осталось под запретом. Так вместе с ёлкой и замечательной традицией дарить подарки Новый год вернулся в жизнь советских людей.

НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА

Как и когда появилась традиция отмечать Новый год?

Новый год как праздник не мыслим без некоторых атрибутов. Одним из них является новогодняя ёлка. Стоит отметить что до 1916 года она называлась рождественской. В 1916 её переименовали в новогоднюю, однако ее цель была все той же, быть символом зимнего веселья.

Традиция украшать на Новый год елку пришла к нам из Германии. По преданию, первые ёлки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Хвойная красавица появилась в Германии, как символ победы над языческим дубом Одина. По легенде, после того, как дерево верховного германо-скандинавского бога было срублено, из него проросла пихта. Которая по месту заменялась либо сосной, либо елью и отождествилась с Рождеством.

Однако первые наряженные ёлки именно под Рождество появились в XVI веке в Эльзасе (Франция). Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру».

Этот приятный обычай скоро распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

У нас первая ёлка появилась благодаря Петру I, любителю голландских и немецких нововведений. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли на трактирах круглый год — отсюда пошло их название — «елки-палки».

Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в России только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной – в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным традициям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей – сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице с «Вифлеемской звездой» на верхушке зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно. Уточню: на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников. Собственно, как оно и должно быть.

В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года, когда вследствие борьбы с «опиумом для народа» стали уничтожаться любые традиции, сохранявшие хоть какую-то связь с царским режимом. Как символ Рождества, ёлкудаже запретили на целых 17 (!) лет. Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник – естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года… С 1949 года этот день сделали нерабочим.

САНТА КЛАУС

Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз. Каждый народ называл его по-своему, иногда очень смешно: Йолупукки (финны), Дэда Мраз (хорваты), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы). Все эти персонажи одинаковы в одном, они приносят подарки на Рождество и Новый год.

Прообразом Санта Клауса является христианский святой III века Николай. У нас Святой Николай известен как Николай Чудотворец. Знаменит он тем, что всю свою жизнь посвятил помощи людям.

На протяжении веков образ Санты менялся и под влиянием различных социальных, политических и религиозных факторов, Санта из степенного святого трансформировался в забавного развеселого толстяка в гномском колпаке.

Кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой существовал всегда, однако символом новогодних праздников он стал лишь около 200 лет назад. Образ Деда Мороза складывался постепенно, и каждый народ вносил в него что-то свое исконное, но обязательными его атрибутами были белые усы и борода, рукавицы и мешок с подарками.

Вот, собственно, из-за этого самого мешка с подарками и произошла очередная путаница, приведшая к тому, что в Англии и Америке традиционного Деда Мороза стали называть… Санта Клаус. А потом и во многих других странах так же: Санта Николас (в Бельгии), Святы Микалаус (в Чехии), Сайте-Каас или Синтер Клаас (в Голландии). Все эти имена переводятся на русский язык одинаково – Святой Николай.

Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме – с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру. Через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями – волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, – без подарков опять обойтись было невозможно.

А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус.

Сегодняшний Санта Клаус – совместное детище голландцев, американцев и англичан. Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал (ни много ни мало) символом Рождества! Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он – в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.

Однако тот образ Санта Клауса, который мы сегодня знаем – это целиком и полностью продукт имиджмейкеров Кока-Колы. В 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию «Санта Клаус тоже пьет кока-колу!» для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. При этом она немного «модернизировала» знакомый всем облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом. Именно этому живописцу принадлежит заслуга создания образа обаятельного Санта-Клауса, узнаваемого и очень популярного во всём мире. Он придумал некий гибрид гнома с Дедом Морозом – в красном колпаке с белой опушкой и красных же коротком кафтане и штанах с бутылкой кока-колы, естественно. Его изображения стали самыми удачными из тех, что были представлены ранее многими художниками.

ДЕД МОРОЗ

Дед Мороз – это никак не производное от святителя Николая, или от Санта Клауса, это совершенно отдельная традиция, тоже фольклорная, тоже народная. Причем довольно устойчивая. Ещё с незапамятных времён на Руси сохранялись мифы и сказки о боге Зимы Морозе Красном или Синем носе, Студенце, Карачуне, который и перевоплотился в Деда Мороза. В славянской мифологии и восточно-славянских сказках Мороз описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу. Сказочный Морозко одаривает невинно гонимую падчерицу богатством за её «правильные» ответы на вопрос, тепло ли ей или холодно; он же губит дочерей злой мачехи, которые проклинают лютый холод (сказка «Морозко»).

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. И никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века при Александре II, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. Однако эти попытки на Руси не прижились.

Во второй пололвине XIX века в русском фольклоре появляется Снегурочка, как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым. В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички. А в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», которая имела громадный успех.

В. М. Васнецов. «Снегурочка», 1899 г.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвёргся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. Вместе с ёлкой и Дедом Морозом перешла на нелегальное положение и Снегурочка. Однако в канун 1936 года было официально разрешено празднование Нового года. 31 декабря 1935 прошла первая в СССР новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. На ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее. В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях.

Много различий у Санты Клауса и Деда Мороза в облике и в поведении. Санта Клаус представляется толстяком в короткой шубке, смешных башмаках и колпаке, на носу у него очки, а иногда он курит трубку. Посоха у него нет, зато он ездит на санях, запряженных оленями. Сопровождают его эльфы – персонажи языческих европейских легенд.

Санта-Клаус

Наш Дед Мороз строже. Он высок, статен, носит длинную шубу красного, синего или белого цвета, в руках у него посох, а на голове шапка. У него длинная седая борода, никаких очков и трубок. Разъезжает он по свету на тройке лошадей. Обязательной спутницей Деда Мороза является Снегурочка.

Дед Мороз

А ЧТО В ИТОГЕ?

В результате всех реформ и нововведений в летосчислении мы без разбору празднуем в конце года всё подряд. Начинается всё католическим Рождеством 25 декабря. Потом, наступает наш «настоящий» Новый год. После этого, еле отдышавшись от съеденного и выпитого, мы вступаем в «наше, родное» Рождество Христово, не задумываясь о том, что ему предшествует строжайший пост. Во все эти даты мы вплетаем символику восточных календарей, которые не имеют никакого отношения к этим праздникам, поскольку, например, китайцы отмечают свой Новый год во второе новолуние после даты зимнего солнцестояния. В Китае это праздник Весны! Заканчиваются же наши самые, длинные в мире новогодние празднества старым Новым годом, хотя порой не все и представляют, откуда он взялся.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК