Богословие фарисея

Богословие фарисея

БОГОСЛОВИЕ ФАРИСЕЯ И БОГОПОЗНАНИЕ МЫТАРЯ

Евангельскую притчу о мытаре и фарисее мы поймем по-настоящему только тогда, когда начнем относить то, в чем обличал Христос книжников и фарисеев, к себе самим.

Главная беда ветхозаветного иудаизма была в том, что они потеряли живую связь с духовной жизнью, целиком сосредоточившись на религиозном обслуживании соплеменников, получая от этого коммерческую выгоду. Богоугождение книжники превратили в кабинетную науку, а само спасение понималось как продолжение рода и достижение царства мессии через потомков. Христос не стал «входить в положение иудейской религиозной элиты» и снисходить к узости их национальной ограниченности. Он их проклял в образе бесплодной смоковницы, на которой под пышной зеленью так и не нашлось ни одного сладкого плода.

Православная Церковь всегда остается открытой для тех, кто ищет спасения и стремится к вечности Бога. Но если кто-то из ее служителей вместо того, чтобы направлять паству по узкому пути обожения и стяжания благодати через подвиг духовной жизни сосредоточится на обслуживании мира сего, то и его ждет такое же проклятие. Проповедник, который убеждает своих слушателей, что вхождение в Царство Божие состоится потом, когда-нибудь, после смерти, а пока что достаточно только участия в богослужении и Причащении, ошибается сам и обманывает свою паству.

Даже маленькие жизненные искушения в дребезги разбивают весь этот песочный домик веры, построенный на убеждениях и доводах.

Царство Божие находится внутри нас самих (Лк. 17:21). Но вводит в него не теоретическое знание этой истины, а преодоление собственного эгоизма и молитвенное очищение ума от гордыни. Без личных молитвенных усилий по умягчению сердца фарисейское богословие подобно птице оставшейся без одного крыла. Оно будет летать по кругу, предлагая людям вместо познания Христа и единения с Ним только обрядовую веру и благочестие. Фарисейство удовлетворяется мимолетным интеллектуальным знанием о Боге. Это логическое «богопознание» оставляет человека с ложным убеждением того, что он якобы что-то знает. Но даже маленькие жизненные искушения в дребезги разбивают весь этот песочный домик веры, построенный на убеждениях и доводах.

Настоящее богословие – это практическое богопостижение кровью и потом своей собственной жизни. Схоластика, которая только теоретически пытается разложить живой опыт духа на схемы, есть не что иное как мертвое и без благодатное фарисейство.

Проводником в Царство Божие может быть только Дух Святой, а не учебник. И ведет Он своих последователей не путем интеллектуального усвоения истины, а узкой дорогой отсечения помыслов, безмолвия ума, созерцательного утверждения всей нашей жизни в Боге. Фарисейство же, увлекаясь и увлекая пышностью внешних форм и обрядов, с его бесконечной и бесплодной моралисткой, не способно примером личной жизни направить человека на путь спасения, не говоря уже о том, чтобы самому следовать по нему. Смысл жизни служителей Церкви – вести людей к вечному спасению от греха и смерти. Достичь его можно только стяжав полную свободу от мира и всего, что в нем.

Фарисейство, увлекаясь и увлекая пышностью внешних форм и обрядов, с его бесконечной и бесплодной моралисткой, не способно личным примером направить человека на путь спасения.

Беда в том, что наш ум постоянно занят поисками развлечений. Если в нас не будет постоянной молитвы и духовной практики, то наш ум по умолчанию будет жить тем, что ко спасению никакого отношения не имеет. Это будет разного рода хлам мелочей, карьерных устремлений, забот о деньгах и благосостоянии, ужасов перед тем, что происходит в нашем мире, пересказываниями и обсуждениями новостей и проч. В этом всем душа меркнет и умирает, а мир наполняется мертвецами, которые своей мертвостью убивают не только себя, но и тех живых, у которых еще жив благой инстинкт спасения. Выход с этой ситуации только один – «оставить мертвых погребать своих мертвецов» (Мф. 8:22) и последовать за Христом.

В своей таинственной глубине наша жизнь всегда безмолвна. Все, что проявляется на ее поверхности, похоже на блики света, играющие на поверхности моря. Тот, кто ищет тишины и мудрости, стремится занырнуть в глубину своего сердца. Суетливый же и поверхностно-верующий предпочитает всю жизнь кататься и кувыркаться на гребнях бессмысленных житейских попечений. Но, плавая на этой поверхности, христианин никогда не сможет постичь глубинный замысел Бога о человеке. Этот замысел лежит на самой морской глубине, в духе, который есть подобие и образ Божий в нас, а обретается он только с помощью Духа Святаго. Чтобы донырнуть до раковины, где лежит эта жемчужина, нужно отказаться от всего на свете, включая и самого себя. Только так можно постичь изначальное неразрывное единство духа человеческого с Пресвятой Троицей.

Это и есть Царство Божие, которое находится в нас самих. И открывается оно не потом, когда-нибудь, а здесь и сейчас.

Без личного усилия по отсечению помыслов, без тщательного хранения ума к этому миру не приведут и десятки лет хождения в храм.

Каждый раз во время богослужения мы молимся «о свышнем мире и спасении душ наших». Но этот «вышний мир», по мысли духовных отцов, может сойти на душу только тогда, когда человек оставит всякую житейскую суету. Без личного усилия по отсечению помыслов, без тщательного хранения ума к этому миру не приведут и десятки лет хождения в храм. Только в личной сугубой молитве, которая дается по благодати за наши труды по ее стяжанию, душа находит истинный покой и отдых.

Фарисейство – это власть и похоть, узаконенные земным миром, а святость и любовь – дары Горнего мира. Каждому человеку надлежит оставить этот ложный мир для того, чтобы переселиться в иной, но власть и похоть цепко держат в своих объятиях попавшие к ним в плен души. Эти души со страшной злобой и ненавистью относятся к тем, кто не захотел быть пленником этого мира, и мы против них бессильны. Но у нас есть слова Христа: «Мужайтесь. Я победил мир» (Ин. 16:33). А это значит, что Царство Божие вечно, а мир с его суетой когда-то все равно прекратит свое существование.

Духовность – это не чтение книг и не перебирание четок, это жизнь в Святом Духе.

Мир создан Богом для блаженства и радости, но, покорившись суете, он пришел сейчас прямо к адским вратам, приведя за собой все человечество. Христос предлагает нам иной путь, следуя которому мы сливаемся с Ним и преображаемся Духом Святым так, что во всех своих глубинах становимся Его Светом. Этот Свет освящает ум, избавляя его от мечтаний, рассеянности, малодушия перед страданиями, давая силу для духовных подвигов и аскетических устремлений.

Духовность – это не чтение книг и не перебирание четок, это жизнь в Святом Духе. Для такой жизни нужны не дипломы академий, а простое детское сердце, устремленное к чистоте и святости. Все, что нам нужно от Церкви – это благодать, которая через Нее дается Богом. Когда она входит в душу, то человеку становятся чужды волнения и мирские страсти, скверные помыслы и суетные мысли. Это и есть возращение в подлинное детство, но уже с обретенной мудростью и благодатью.

Истинный монах – всегда ребенок, а истинный христианин – всегда мытарь.

Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов