7-18 января - святки

7-18 января - святки
После Рождественского сочельника (6 января) начинаются святки — две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до Крещения, которое празднуется Русской православной церковью 19 января.
Свя́тки (т.е. святые, праздничные дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. По церковному уставу этот период считается «сплошным», то есть без постных дней (поста в среду и пятницу нет). Закончатся Святки 18 января Крещенским Сочельником.

Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Как всегда, Господь всемилостивый продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление.

История святок такова…

В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение.

Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам.

Потому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».

Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. 10 января в воскресенье – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.

Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.

Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».

Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.

Фактически период святок нам дан для следующих дел…

Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.

В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»:

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?..»

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова великого святого. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру.

Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается.

Христос рождается – славите!

Христос с небес – срящите!

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Как провести святки?

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество. В детстве таким явилось — и осталось. (Иван Шмелев «Лето Господне»)

Святки, или святые дни… Увы, как часто после поста, интенсивной духовной жизни, кажется, что теперь «все можно», поупражнялись в посте и молитве, теперь можно отдохнуть. А уж включить телевизор или почитать статьи о святках в светской печати, так и вообще окажется, что это — главное время гаданий… О том, как проводить святки, мы попросили рассказать протоиерея Александра Ильяшенко.

— Отец Александр, расскажите, как правильно проводить святки? Часто получается, что это время становится временем духовного расслабления за телевизором и невнимательной духовной жизни…

Святки – это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господне. Эти два праздника соединены чередой праздничных дней. Церковь по любви к людям дает праздник развернутый во времени. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова.

Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» – говорит пророк Давид. И Господь это приветствует. А вот проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.

— Как святки проводят в Вашей семье?

Нам сейчас уже вместе собраться непросто (в семье о.Александра и матушки Марии 12 детей и уже 34 внука — прим. ред.), но мы стараемся собираться на святках чаще.

Рождество – это детский праздник, и радость этих дней обязательно нужно передать детям. Как тонко заметил Достоевский, даже если жизнь развернет человека в другую сторону, то в минуту трудную может, как озарение, всколыхнуться детское впечатление и оказаться спасительным и поможет принять правильное решение.

«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»).

Поэтому яркие детские впечатления должны быть соединены с праздниками, несущими духовную нагрузку.

— А как Вы относитесь к возрождениям традиций народных гуляний, святочного веселья, представлений?

— Сходить в театр на хороший спектакль — вполне уместно. А народные гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные. Народные традиции давно умерли. Чтобы их возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно воспринять, а что – нет. Например, кулачные бои – всегда ли они будут безобидными играми, не станут ли они чрезмерно жестокими, не превратится ли праздник в трагедию?

— Святки — это еще и время дел милосердия?

— Да, православные на святках всегда старались уделять время делам милосердия. В эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с людьми, сделав им что–то доброе. Многие посещают в эти дни больницы, детские дома, устраивают Рождественские концерты, поздравляют. Конечно, нужно заранее определить, куда пойти, в какой детский дом, может быть, подготовить подарки детям. Или если не было такой подготовки, то можно присоединиться к какой–то группе, которая уже собирается посетить детский дом.

— Пост на святках отменяется вплоть до Крещенского сочельника. Но продолжается супружеский пост, венчания совершают уже после Крещения… Почему так?

Святки — это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках.

Речь идет о тех людях, кто живет полноценной церковной жизнью. Это правило не распространяется на всех, Важно понимать, что Церковь ничего не навязывает. Церковь, Господь говорит «Если хочешь быть совершенным». С другой стороны апостол Павел говорит, что муж и жена должны воздерживаться до времени: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7).

Это очень реально, это учитывает человеческие возможности и не загоняет человека в угол. Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не можешь – это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя мера. Одно дело, если ты весишь 150 килограмм, то можешь понести груз в 50 кг , а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли такого человека нести 50–килограммовый груз?

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

«Cвяточные гадания, — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — диакон Андрей Кураев.

Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие:

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают»» 61 правило VI Вселенского собора.

Протоиерей Александр Ильяшенко
Источник: http://www.pravmir.ru/