Как и когда делать поклоны — вопрос непростой. Мало кто изучает матчасть и читает святых отцов в связи с этим вопросом. Как правило, новоначальный христианин на службах просто повторяет то, что делают опытные прихожане, но всегда ли они правы? Нередко приходится наблюдать, что в разных храмах — свои традиции, отличающиеся от традиции церковной. Как с этим быть? Нужно ли стоять на коленях перед причастием? Можно ли делать земные поклоны в воскресенье? А если душа этого просит? Протоиерей Александр Хворост ответил на наши вопросы.
Поклон — древнейшее явление, связанное с культурой поведения человека и религиозным культом. Оно встречается повсеместно со времён язычества: в Древнем Риме, в восточных культурах и культах, в дохристианских культах славян, а также в мировых религиях — исламе, иудаизме и, конечно же, христианстве. Поклоны могут быть частью не только религии, но и элементом культуры общения между людьми — как, например, в Японии, где они стали выражением уважения и обозначением статуса приветствующих друг друга людей.
Поклоны на Руси были известны ещё в дохристианскую эпоху. Прикосновение лбом к земле служило знаком получения силы и благодати от природы. А обычай совершать земные поклоны перед князьями появился в период татаро-монгольского ига. Эта традиция пришла с востока, где правитель объединял функции политического главы и верховного жреца.
Обычай совершать поклоны описан в Священном Писании. На коленях молился царь Соломон при освящении Иерусалимского храма: «Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, руки же его были распростерты к небу» (3 Царств 8:54). На коленях трижды в день молился святой пророк Даниил в период вавилонского пленения израильтян: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Дан. 6:10). На коленях за свой народ молился святой пророк Ездра: «А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему» (Ездр. 9:5).
В Новом Завете наш Спаситель усердно молился на горе Елеонской, преклонив колени: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лк. 22:41). Святой первомученик апостол Стефан на коленях возносил молитву за своих убийц: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7:60). Таким же образом молился апостол Пётр перед воскресением Тавифы: «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села» (Деян. 9:40).
В православии поклонам уделяется особое место — как в богослужении, так и в частной молитве. Разработана целая система земных, поясных поклонов и преклонения главы. Духовный смысл поклонов многогранен. Это аскетические упражнения, влияющие на тело и душу человека. Поклон в храме выражает смирение и преклонение перед Богом, уважение и страх, признание Его превосходства и величия перед нашей греховностью и несовершенством. Земной поклон также может считаться выражением любви к Богу, жестом выражения особого благоговения перед Ним. Это и жертва, и выражение любви, страха Божия и благодарности — в зависимости от того, что движет человеком.
Преклонение главы — одна из форм поклона. Мы преклоняем головы, когда:
Поясные поклоны православные верующие совершают:
При произнесении молитв «Приидите, поклонимся» и «Трисвятое» положены по три поясных поклона, по окончании молитв — один.
Земные поклоны совершаются:
Земные поклоны не совершаются:
Очень интересно дела обстоят с коленопреклонёнными молитвами, в отношении которых есть различные мнения. Совершать их не рекомендовалось ещё на Первом и Шестом Вселенских соборах — это отражено в 20-м правиле Первого и 90-м Шестого. Священник Михаил Желтов, богослов и литургист, член Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви считает, что эти запреты относятся к коленопреклонённым ектениям, во время которых в древней Церкви народ Божий длительно молился на коленях. В наши дни мы так молимся в день Пресвятой Троицы. Видимо, в древности народ был покрепче, вера у него была потвёрже, вот люди и молились на коленях намного больше. К слову, призыв «Премудрость, прости» был как раз призывом встать с колен, это дословный перевод греческих слов «станьте прямо».
Таким образом, можно сделать вывод, что Вселенские соборы осуждали длительные молитвы на коленях в воскресные и праздничные дни. Однако это напрямую не относится к земным поклонам, которые человек может совершить быстро. У Церкви нет строгого запрета на земные поклоны в воскресные дни. Это скорее рекомендация, сопряжённая с традициями и уставом.
Традиционно класть земные поклоны в воскресные и праздничные дни не положено, потому следует этого правила придерживаться из уважения к Церкви и той традиции, которая в ней сформировалась. Запрет совершать земные поклоны не строгий ещё и потому, что даже священник в алтаре во время литургии по современной традиции делает несколько земных поклонов: при входе в алтарь, в начале Божественной литургии, во время Евхаристического канона. Отмечу, что совершать земные поклоны не рекомендуется и по причине заботы об окружающих, что особенно актуально, если храм небольшой, а прихожан в нём много. Тогда такие поклоны даже технически выполнить сложно. В таких случаях лучше совершать земные поклоны в будние дни, когда это поощряется делать даже на Божественной литургии.
Почему совершать земные поклоны в воскресный день нет смысла? — потому, что это день радости, прообраз будущего воскресения, нового мира, который настанет после Второго Пришествия. Тогда не надо будет каяться, это день радости и свободы от всего, что нам мешало жить.
Особое время для земных поклонов — период Великого Поста, когда верующим о необходимости их совершения на службах напоминают звоном специального колокольчика. Однако если человек вне поста имеет особую нужду в усиленной молитве, выражает особое благоговение и почтение к святыне, он имеет возможность совершить земной поклон и в воскресенье — главное, чтобы это никому не мешало. Это можно сделать в углу храма или за колонной — то есть тайно, а Господь, видя тайное, воздаст ему явно.
Категорически не рекомендую делать поклоны напоказ, это лицемерие и мерзость перед Богом. Господь всегда обличал лицемерие. Можно обманывать ближних, но Бога не обманешь. Когда прихожане бросаются на пол во внезапном приступе благочестия — это тщеславие. Ещё нельзя поучать и требовать от других, чтобы они совершали земные поклоны — это неправильно, потому что человек может по состоянию здоровья не иметь возможности кланяться. Такое поведение только отталкивает людей. Всё должно совершаться добровольно и по силам. Никто не требует совершать поклоны по принуждению — ведь тогда это не будет выражением ни любви, ни страха Божия.
Нельзя делать поклоны внешне и механически. Поклон должен быть наполнен смыслом, о котором мы упоминали: любовью, благодарностью, страхом Божиим и так далее. Когда мы делаем поклон, всегда надо помнить, перед кем или чем мы преклоняемся, где находимся — ведь в храме всё Духом Святым совершается, мы в святом месте пребываем. Не надо делать поклоны для галочки, без души, равнодушно.
Подытожу: поклоны имеют особое значение. У нас сложная система разных поклонов, совершать которые надо по уставу, но из всех правил есть исключения. Главное — чтобы в вашей жизни не было поклонов без веры, благоговения и страха Божия.
Протоиерей Александр Хворост
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия