Как часто братья по вере кажутся нам неправильными! Одни слишком либеральны, другие чрезвычайно необразованы, третьи консервативны, четвёртые недостаточно воцерковлены. И вот уже мы определили, кто свой, кто чужой, и даже вычеркнули последних из круга общения — забыв, что Христос призывал совсем к другому. Как же быть? Как научиться не делить людей на своих и чужих? И что делать, если чужими стали мы? Об этом — в интервью со священником Димитрием Паламарчуком.
Если кому-то кажется, что разделение на своих и чужих в Церкви — явление новое, то это не так. Несколько дней назад мы праздновали память трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Известно, что в своё время их последователи разделились на три группы, каждая из которых доказывала духовное превосходство одного из святых над двумя другими. Противостояние было очень серьёзным, раздоры множились до тех пор, пока митрополиту Евхаитскому во сне не явились все три святителя. Они сказали, что вместе предстоят перед Богом в согласии и любви, и среди них нет ни первого, ни второго, ни третьего. После этого откровения враждующие стороны примирились.
Примеров таких противостояний можно привести множество, часть расколов произошла именно по этой причине, однако мы сегодня поговорим о том, что происходит внутри нашей Церкви сегодня и касается каждого из нас.
Православие очень глубоко и очень многогранно. Каждый человек находит в нём что-то своё. Однако нередко это «своё» становится основой того, что человек начинает делить на своих и чужих братьев по вере. Делить людей, уже пребывающих в Церкви и даже причащающихся с ним из одной Чаши. Это очень грустная тенденция, потому что нередко в основе такого деления — какие-то заблуждения. Например, разбирается человек в богослужении, внятно отвечает на вопросы, не ссылается на туманные высказывания неведомых старцев — и вот его уже обвиняют в непочтительности к авторитетам или нарушении сакральности богослужения. Таких ситуаций очень много.
Деление на своих и чужих не ново, оно имело место ещё во времена, когда Спаситель ходил по земле. Вспомним Евангелие, как апостолы решали между собой, кто из них главнее — это ведь о том же: «…когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Мк. 9:33-34). Сюда бы я отнёс ещё один эпизод, когда апостол Иоанн рассказал Христу: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами» (Мк. 9:38). Что же отвечает Спаситель? «Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:39-40). Нам сложно понять Его слова, потому что обычно человеку свойственно видеть свою правду, и он хочет, чтобы его истина была «истиннее» истин других. Однако в христианстве истина одна, просто люди смотрят на неё по-разному.
Первое: помнить, что Церковь — это не место, наполненное святыми. В храмах собираются люди, которые видят свои недостатки, промахи, ошибки. Они понимают, что стать хоть чуточку лучше — не в их силах. Это возможно лишь тем, кто держит за руку Христа — и они пытаются стать такими людьми.
Второе: люди, не вписывающиеся в наше представление о том, какими надо быть в плане внешнего вида, поведения и так далее — имеют на это право. Если кто-то не похож на христианина, это ничего не значит. Вспомните себя! Вы ведь наверняка тоже не в мягких тапочках и длинной юбке впервые пришли в храм. Возможно, вы даже столкнулись с недовольными вашим видом людьми. Могли ли вы тогда помыслить, что тоже станете поджимать губы при виде «неблагочестивого образа»? Напомню, что такое отношение может навсегда отвратить человека от храма, и он уйдёт в какую-нибудь секту, где ему с радостью скажут: «Иди к нам, мы примем и поддержим тебя!»
Третье: если видите в храме «чужого», вспомните, что никто не идёт в храм для того, чтобы услышать, какой он грешник и что всё неправильно делает. Все ищут там поддержку и опору. Мы, как люди это знающие, должны эту опору дать. Не унизить, не оскорбить, не рассказать, что с человеком не так, а помочь.
Четвёртое: как ни банально, но внешний вид зачастую никак не связан с тем, что у человека внутри, поэтому — не надо вешать ярлыки и оценивать. Есть очень благочестиво выглядящие люди, внутри у которых настоящий ад, и наоборот. Не надо делать поспешных выводов. Вы не знаете, сколько лет Бог вёл человека к вере или чего ему стоило переступить порог храма. И конечно, не можете знать, каким он станет спустя годы. Может, это вы будете ему чужим!
К слову: сейчас во многих храмах есть таблички: «Замечания может делать только священник». Очень хотелось бы видеть такие почаще — тогда многих проблем можно было бы избежать.
Пятое: помните, что мы все прежде всего призваны любить. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Если не получается любить — что нормально, потому что дело это непростое — то хотя бы не обижайте. Не давайте советов, если их не просят. Старайтесь проявить уважение, ведите себя так, как ведут себя с любимыми.
Шестое: следите за собой, а не за окружающими. Если сосредоточиться на борьбе со своими грехами и недостатками, то бороться ещё и с ближним не хватит времени.
Седьмое: нужно оставлять свои политические взгляды за оградой храма. Сейчас время очень сложное, и люди вновь разделяются по политическому признаку — хотя, казалось бы, куда ещё больше после 2014 года. Храм — однозначно не место для политики. Да, мы живём в государстве, и какие-то политические силы поддерживаем, какие-то нет, но на литургию приходим для другого. Да, это очень тяжело — оставить свои взгляды за дверями храма, потому что даже настроение не получается там оставить, но стараться надо.
В Церкви не будет лёгких путей и ответов. Нет методичек, как быстро и легко стать христианином, любящим всех. Путь ко Христу — это наш опыт, наши падения и ожоги. На пути воцерковления мы будем причинять боль и другим, и себе — и это нормально. Главное — стараться быть едиными.
Прихожанин не привязан к определённому храму или священнику. Как бы это дерзко не звучало, можно перерасти священника или же не сойтись с ним в каких-то моментах. Не вижу ничего преступного в том, чтобы найти другого. Некоторым такой подход кажется диким: «Перерасти священника? Это же духовная прелесть!» Но мне кажется, что такая ситуация абсолютно нормальна. Это не значит, что надо бегать и искать идеальный храм — такого не будет. Однако опираться на свои ощущения можно и нужно. Если вы чувствуете себя чужим — посмотрите, почему так вышло. Походите по другим приходам, посмотрите, что там и как — возможно, вы найдёте единомышленников и избавитесь от ощущения своей чуждости. Главное — что-то делать, принимать решения.
Может быть, проблема в вас — вы не проявляете дружелюбия, заносчивы, холодны. Чтобы это выяснить, спросите у других. Если чувствуете себя в храме чужим, значит, уже какое-то время туда ходите, а раз так, то у вас уже наверняка есть знакомые. Вот и задайте им вопрос, какое впечатление производите, трудно ли им с вами общаться.
Если вам плохо — не надо терпеть, надо разбираться. Да, можно ошибиться в чувствах — но можно и оказаться правым. Всё станет определённым, когда вы посмотрите, сравните, сделаете выводы и примете решение. Никто не застрахован от ошибок, но это нормально. Их тоже надо уметь принимать — причём как свои, так и чужие.
Христианство не скучное, это не просто религия — это жизнь. Давайте помнить, что оно менялось. Первые почти сто лет оно существовало без канонов, правил, предписаний — и даже без Священного Писания! Храмов тоже не было. Причащались на дому, но собирались там вместе с другими верующими. Так что раньше всё было иначе, и если бы мы увидели, как именно, то первых христиан тоже быстро записали бы в чужие. С другой стороны — как важен и ценен их опыт веры!
Человек, который делит братьев по вере на своих и чужих, рискует остаться в одиночестве — либо свести своё христианство к духовному гетто, где не будет развития, лишь стагнация. Он таким образом обедняет себя и в конце концов может дойти до состояния духовной прелести, когда только он сам будет казаться себе правильным. Это очень опасно, так что нужно стараться до такого состояния не дойти.
Священник Димитрий Паламарчук
Беседовала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия