Некоторые методы и средства работы с помыслами

Некоторые методы и средства работы с помыслами

Некоторые методы и средства работы с мыслями

Очищение души от злых мыслей и приведение ума в сосредоточенное состояние ― целожизненный подвиг, который требует от человека, по мысли преподобного Иоанна Кассиана, «непременного и постоянного упражнения ума»239.

«Непрестанно борись с парением помыслов и когда ум рассеялся, собирай его к себе»240 ― говорит Иоанн Лествичник.

Мы должны бороться за чистоту мыслей и потому, что (как учит преподобный Пётр Дамаскин): «Бог создал нас,... чтобы мы, насладившись Его благами, были благодарными и благомыслящими»241.

Прежде всего человек должен научиться замечать, о чём думает (что очень непросто для тех, кто ранее этого не делал)242.

«Мы думаем, что не навлекаем на себя вовсе никакой вины праздными, непостоянными развлечениями помыслов, но как поражённые слепотой глаз, ничего не видим в себе, кроме главных пороков, и считаем нужным избегать только того, что осуждается строгостью мирских законов; если мы хоть немного сознаём что в этом невиновны, то думаем, что в нас вовсе нет греха. По близорукости не видя в себе многих мысленных нечистот, мы вовсе не имеем спасительного сокрушения сердца. Многое что постыдно говорить или делать перед людьми, мы не стыдимся воспринимать умом и сердцем и не боимся, что это открыто для взора Божия и противно Ему243.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Кто не видит и не чувствует душевно добра и зла, которое входит [с мыслями]... тот не просвещён... и ему [необходимо] прийти в чувство и познать своё состояние»244.

«Мы должны тщательно исследовать всё, что вошло в наш ум»245.

Таким образом, святые отцы и подвижники благочестия прежде всего призывают человека быть внимательным. «Внимание ― тщательное и осмотрительное наблюдение вещей и явлений»246, в данном случае наблюдение внутреннее, за мыслями.

«Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями... и всячески избегать того, что оскорбляет Бога»247. «С нашей стороны требуется постоянный контроль за нашими мыслями»248.

«Более всего необходимо быть внимательным к своим помыслам, чтобы не дать им претворяться в дела, а за тем в пороки»249.

Внимание ― одно из основных средств борьбы с греховными помыслами. «Внимание к помыслам, настоятель Глинской пустыни преподобный Иоанникий, уподоблял «мысленной

мастерской», в которой страстная жизнь переделывается в бесстрастную. Он призывал всех стяжать внимание к свой душе. Настоятель сам каждый вечер испытывал себя, задавал себе вопросы: «Как провел день? О чем думал, к чему стремился?», а утром проверял: «Как прошла ночь?». Итак, каждый день «бдительно наблюдая за собой, отсекал вредные мысли»250. И этому учил своих учеников.

Преподобный Иоанникий говорил, что с вниманием соединено и составляет как бы единое средство хранение ума и хранение чувств251.

Господь дал заповедь о хранении ума, заповедь, о которой человеки обыкновенно не заботятся, даже не знают о её существовании, о ее необходимости и особенной важности. Но Господь, назвав ум оком души, возвестил: «если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф.6:22–23Лк.11:34). Телом названо здесь жительство. Жительство заимствует свое качество от руководящего жительством образа мыслей»252.

Образный пример хранения ума и чувств дает преподобный Макарий Великий:

«Тело имеет своим путеводителем глаз, и он видит, и все тело ведет надлежащим путем. Представь же, что идет кто-нибудь местами лесистыми, заросшими тернием, и тенистыми, где и огонь заграждает путь и мечи вонзены; есть там и стремнины, и множество вод. если путник оборотлив, осторожен и неустрашим, то, имея путеводителем глаз, с великою внимательностью проходит трудные эти места, и руками и ногами всячески сдерживает хитон свой, чтобы не изорвать между деревьями и в терниях, не замарать грязью, не разрезать мечами; и глаз, служа светом для целого тела, указывает ему путь, чтобы не сокрушилось оно на стремнинах, или не потонуло в водах, или не потерпело вреда в каком-нибудь затруднительном месте. Так оборотливый и смышленый путник, со всей осторожностью подобрав хитон свой, идя прямо по указанию глаза, и себя сохраняет невредимым, и надетый хитон сберегает несожжённым и неразодранным.

Если же подобными местами проходит человек нерадивый, ленивый, беспечный, неповоротливый, недеятельный, то хитон его, развеваясь туда и сюда, потому что у путника недостает твердости – всячески подбирать свою одежду, рвётся о сучки и терния, или загорается от огня, или изрезывается вонзенными мечами, или грязнится в тине; одним словом, прекрасный и новый хитон его в скором времени портится от его невнимательности, недеятельности и лености. А если путник не будет обращать полного и должного внимания на указание глаза, то и сам упадет в ров или потонет в водах.

Подобным образом и душа: нося на себе, как бы прекрасный хитон, одежду тела и имея у себя ум, который дает направление всей душе с телом, когда проходит она по лесистым и тернистым стезям жизни, среди тины, огня, стремнин, то есть вожделений и удовольствий и прочих несообразностей века сего, – должна с трезвением, мужеством, рачительностью и внимательностью везде сдерживать и оберегать себя. А чтобы телесный хитон в лесистых и тернистых местах мира сего не раздрался где-либо от забот, недосугов и земных развлечений и не сгорел от огня вожделений, то облечённая в оный душа отвращает око, чтобы не видеть лукавства, а также отвращает слух, чтобы не слышать пересудов, удерживает язык от суетных разговоров, руки и ноги от худых занятий; потому что душе дана воля отвращать телесные члены и не допускать их до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого и срамного, до непристойных слов, до занятий мирских и лукавых»253.

Что касается хранения ума, то как человек старается хранить чистой свою одежду, проходя по нечистым местам, так должен со внимательностью оберегать, хранить свой ум от греховных помыслов и рассеянности. «Как невозможно жить без еды и питья, так невозможно душе достичь чего-либо духовного без хранения ума»254.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Юноши и все взрослые! Помните, что в мире действует непрестанно нравственный закон <...>, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается: зло сопровождается скорбию и теснотой сердца, а добро – миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен! <...> Делающие добро или исполнители этого нравственного закона будут непременно награждены вечной жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказаны вечной мукою»255. Поэтому каждому человеку, чтобы стать счастливым, мирным, радостным необходимо бороться со злыми мыслями и хранить свой ум.

«Хранение ума – главное средство борьбы с греховными помыслами»256.

Святые отцы написали много трудов о хранении ума. Здесь же приведём некоторые методы и средства борьбы с греховными помыслами, содержащиеся в советах святых отцов и подвижников благочестия.

Итак, после того, как мысль вниманием замечена, следует ее осознать: соответствует ли она нравственным нормам, велению совести.

Святитель Тихон Задонский дает закон работы с мыслями: на мысль, «приходящую тебе, смотри: согласна или противна закону Божию мысль твоя? Согласную прими и в дело

произведи: противную закону отражай, да не укрепившись победит тебя»257.

Советы святых отцов и подвижников благочестия Действия против злых мыслей
«Средство борьбы со злыми помыслами – осознание их чужими. Великая ошибка все возникающие в нас помыслы считать своей собственностью. Всё греховное – пришлое нам». (Святитель Феофан Затворник)«Первый приём для борьбы со злыми помыслами – не считать внушения своими, а всеянными, положить разделение между собою и этим всеянным и, признав его чуждым, отнестись к нему не как к своему детищу, а как к вражескому порождению. Отсюда тотчас в душе не ослабляется только, но совсем отходит от неё понуждение – делать по внушению испытываемому...». (Святитель Феофан Затворник).«Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью».(Преподобный Никон Оптинский). Не считать злые помыслы своими
«Если зародится внутри (худая мысль) нужно тотчас прогонять её благочестивым размышлением». (Святитель Иоанн Златоуст ).«Греховные мысли надо немедленно отвергать и отгонять». (Святитель Игнатий (Брянчанинов)«Положите себе законом действовать и в отношении к страстным помыслам в каком бы маленьком виде они не появлялись, спешите выгонять их, и так безжалостно, чтобы и следа их не оставалось.Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева, или рассерчанием на них. Как только заметите страстный помысл, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на него. Это серчание есть решительное отвержение страстного. Страстное не может иначе держаться,как сочувствием к нему, а серчанием истребляется всякое сочувствие; страстное и отходит или отпадает при первом его появлении. И вот только где позволителен и благопотребен гнев. У всех святых отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять их им»(Святитель Феофан Затворник)«Помыслы отгонять как искру от руки».(Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Прогонять, выгонять, отгонять, отвергать
«Как только греховные помыслы будут осознаны, тотчас следует отсекать их»(преподобный Исихий).«Всякий человек есть как дерево, у которого изнутри исходят, как отрасли и сучки, помышления злые, гнев. Как садовник обрезает дерево и исходящие из него сучки негодные и отростки обрезает, чтобы они когда вырастут, самого дерева не повредили, – так подобает всякому христианину обрезывать помышления злые, как только начнут из сердца исходить, и показываться, чтобы возрастая, не повредили внутреннего духовного человека». (Святитель Тихон Задонский).«Подвиг отсечения помыслов предстоитвсем христианам без исключения и непрестанно...».(Святитель Тихон Задонский). Отсекать, обрезать
«Не слушай врага, не соглашайся с ним»«Несогласие с грехом имеет весьма важное значение в жизни человека, и на нем должно быть сосредоточено все внимание»(Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Не соглашаться
«Когда разбойник в дом входит и хочет разграбить дом, каждый противиться ему, чем может. Злые помыслы суть неприятели и разбойники, которые входят в дома душ наших и хотят разграбить сокровище души, а нас самих погубить. Надо... противиться им...». «Начало борьбы с грехом – сопротивление помыслам». «Злые помыслы нельзя принимать».(Схиархимандрит Иоанн (Маслов)«Как люди входят в дом и выходят из него, так и греховные помыслы приходят и снова могут уйти, если ты их не принимаешь».(Преподобный Сипуан Афонский) Противиться, сопротивляться, не принимать
«Помня, что Бог всё видит и слышит, нужно контролировать все свои помышления».(Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Контролировать
«Должно стараться удалять из самого ума всякую порочную и постыдную мысль».(Святитель Иоанн Златоуст) Удалять из ума
«Иную вражескую и беззаконную мысль невозможно угасить иначе как приведя её в уничтожение стыдом; потому что стыд отделяет человека от греха». (Святитель Григорий Нисский) Уничтожить злую мысль стыдом
«Пришла в голову «злая мысль – тут один закон... Поскорее возвратить внимание от недоброго к доброму и на нем остановить».(Святитель Феофан Затворник) Переключить внимание
«Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум не терпит быть в праздности. Посвяти ум добрым мыслям».(Преподобный Ефрем Сирин)
«Трудно человеку достигнуть умирения помыслов, потому что он видит в миру много зла, которое оставаясь в памяти, непрестанно теснит его внимание даже тогда, когда он сидит один дома. Какая толкотня помыслов! Преподобный Макарий сравнивает состояние умов людей с трясением зерен пшеницы в решете. Помыслы не дают ни читать, ни рассуждать о серьезном, – все отбивают от настоящего дела. Как же от этого избавиться? Лучшего способа нет, как изгнать злые помыслыи воспоминания добрыми... Этим разрешается вопрос об умиротворении помыслов. Все дело состоит в том, чтобыпомыслы злые и пустые заменить добрыми, т.е. мысли о добром никогда не производят ни смятения, ни огорчения,а одно созидание и благонастроение».(Святитель Феофан Затворник)«Если нападают лукавые помышления, то тотчас нужно обращать их в добрые, и они не повредят нам». (Преподобный авва Дорофей) Мысли злые заменить добрыми
«Поставьте себе законом всякий раз нападение худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутие занозы». (Святитель Феофан Затворник)«Все греховные помыслы и движения следует в себе побеждать, стараясь всякий раз восставлять и водружать в уме противоположные им добрые мысли, чувства и расположения: вместо неверия – несомненную в Бога веру, вместо ропотливости – искреннее благодарение Богу за все, вместо богозабвения –непрестанную углубленную память о Боге, вместо нерассудительности – чувства, обучение в рассуждении добра и зла, вместо сластолюбия – всякое воздержание, постничество, вместо славолюбия – смирение, вместо сребролюбия –довольство малым и нищелюбие; также вместо гнева – кротость, вместо ненависти – любовь, вместо зависти – сострадание, вместо мщения – прощение и мирность,вместо злорадства – сострадание, вместозложелательства – доброхотство...Мысленную силу свою укрась непрестанным к Богу вниманием, молитвой и ведением Божественных истин, силу желательную –полным самоотвержением и отрешением от всякого самоугодия, силу раздражительную – любовью; и греховные помыслы невозмогут найти места в тебе.Если ты сам будешь восставлять в себе утром, вечером и в другие часы дня исчисленные добрые мысли, чувства и расположения, то враги невидимые не приблизятся к тебе; ибо в таком случае ты будешь походить на полководца, который непрестанно осматривает ополчение свое и строит его в боевой порядок, а на такого нападать, враги это знают, неудобно. Останови побольше внимание на последнем пункте – на действиях противоположных тем, к каким влекут страстные помыслы, и на водружение в сердце противоположных страстям мыслей, чувств и расположений. Только этим способом можешь ты искоренить в себе страсти и стать в более безопасное положение. Ибо, пока корни страстей остаются внутри, они всегда будут производить из себя свои порождения и ими затуманивать лик добродетелей, а иногда и совсем закрывать и вытеснять. В таких же случаях мы подлежим опасности опять впасть в прежние грехи и сгубить все труды свои».(Преподобный Никодим Святогорец). Образование в душе мыслей противоположных греховным
«Ты имеешь дурные помыслы? Не выноси их посредством слов, пусть они лежат внизу и скоро заглохнут. Не будем позволять этим помыслам переходить в слова, чтобы, сдавливаемые внизу, они ослабевали и погибали. Как тот, кто ввергнул в яму различных свирепых зверей, если сверху закроет эту яму, то легко задушит их, а если оставит некоторый выход и малую возможность дышать, и не только не задушит их, но сделает еще более свирепыми, так бывает и с порочными помыслами, когда они зарождаются внутри. Если мы преграждаем им выход наружу, то скоро уничтожаем их; а если выпускаем их посредством слов, давая им перевести дыхание посредством языка, то делаем их более сильными и от занятия постыдными словами скоро впадаем в бездну непристойных дел... Если в нас рождается скверный помысл, надо подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова» (Святитель Иоанн Златоуст) Не допускать, чтобы злой помысл переходил в слова
«Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, – что наипаче обнаруживается во время молитвы; ибо тогда внимание ума бывает все поглощено тем, чем занято сердце, и он только и делает, что в помыслах перебирает внушаемое пришедшею в движение страстию, вместо того чтобы беседовать с Богом и просить у Него полезного себе. Зная это, святой Павел с ревностью нападает на праздность и всех Апостольской властью обязует к труду (2Сол.3:6–12). Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление. Пусть отовсюду приближаются бури и порывы ветров, угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем;несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гоняющих ее ветров».«Тело, трудящееся над делом, удерживает при себе мысль, которая не меньше глаз должна наблюдать за тем, что делается, и содействовать телу для непогрешительности в действии, а покоющееся тело дает мысли свободу кружиться; потому что во время покоя возбуждаются страсти и при каждом похотливом воспоминании увлекают мысль и овладевают ею, как пленницею».(Преподобный Нил Синайский). Трудиться, избегать праздности
«Злые мысли пресекай страхом Божиим». «Страх Божий сохраняет чистоту мыслей и не дозволяет уму рассеиваться». (Схиархимандрит Иоанн (Маслов)«Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом». «Страх Господень приводит в порядок духовную мысль». (Преподобный Ефрем Сирин). Укреплять духовные силы страхом Божиим
«Человек обязан всегда и везде помышлять о вечности. И тогда его мысль, подобно горящей свече, станет показывать ему, от чего удаляться и к чему стремиться, ... [поможет] побеждать злые помыслы». (Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Помнить о вечности

Для борьбы с греховными помыслами также необходимо:

· «хранить память, то есть отгонять воспоминания, от которых возникают греховные мысли. Память, по словам преподобного Григория Синаита, после грехопадения «склонна больше удерживать лукавые и пагубные помыслы, чем помыслы об истинном и должном. Греховные помыслы, возникающие от воспоминаний, приносят большой вред, т. к. расслабляют сердце; ум же теряет собранность»258.

· «хранить воображение, не представлять в уме предметы и явления, от которых могут возникнуть греховные помыслы»259

· хранить чувства, «которые бывают проводниками греховных помыслов. Преподобный Иоанникий Глинский говорил: «Если ум не обуздывает чувств, то глаза всюду разбегаются от любопытства, уши любят слушать суетное, уста становятся неудержимыми»260. Он часто повторял: «Усиленно обуздывай органы чувств твоих: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и преуспеешь»261.

Настоятель мудро учил опускать глаза, не смотреть по сторонам, чтобы не увидеть чего-нибудь возбуждающего греховные мысли, воспоминания, желания. Учил сдерживать и другие чувства, как телесные, так и душевные262.

Об исправлении рассеянности святитель Василий Великий пишет: «Рассеянность души надо исправлять и отклонять от себя строгим внимание ума ― и в каждую минуту надобно занимать непрестанно душу размышлениями о том, что прекрасно»263.

Святитель Филарет (Дроздов) учит: «Не попускай твоим помыслам носиться без управления, как корабль без кормчего, как конь без узды. Дай им управление.

Направляй непрестанно мысль к истине, желания к добру, обуздывай помыслы... чтоб душа не пошла в пропасть беззакония»264.

«Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимание на чужие грехи, то ум его приходит в собранность»265.

Особенно помогают в борьбе со злыми мыслями благодатные средства: молитва, исповедь, причащение Святых Христовых Таин, чтение слова Божия, осенение себя крестным знамением266 (см. Глинский патерик. М., 1997. С.376–378).

Святые отцы много пишут о необходимости откровения помыслов духовному отцу. «Открывай помыслы отцу своем»267.

«Злые помыслы ― надобно предавать поруганию чрез исповедывание, ибо злые помыслы тотчас обращаются в бегство, как только бывают оглашаемы; как при появлении света отбежит тьма, так пред светом исчезают страстные помыслы»268.

«... Страстные помыслы придут ― что вы будете с ними делать? Их надо открыть: иначе они засядут внутри и будут там расти и стареть»269.

«Злые помыслы, не объявленные духовному отцу, приходят в действие»270.

Результатом борьбы со злыми помыслами «бывает чистота ума от помыслов, сердца от страстей, воли ― от склонностей»271.

«Если человек управляет своими мыслями, [а значит] желаниями, чувствами, то в этом случае духовные силы действуют в естественном свойственном им порядке»272.

«Властвуй над своими помыслами, чтобы быть господином всего, потому что данная нам власть над животными должна сделать нас способными и к властвованию надо собой»273.


* * *

239

Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана. М. 1892. С. 182.


240

Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1867. С.111


241

Творения преподобного отца нашего Петра Дамаскина. М., 1874. Кн. 1. С. 115.


242

В келии, где исповедовал схиархимандрит Иоанн (Маслов), на столе лежал листок со словами «Какие у тебя помыслы?».


243

Авва Феона по кн.: Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана. М., 1892. С.182.


244

Преподобного Симеона Нового Богослова слова. М., 1892. С. 63–69.


245

Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана. М., 1892. С.182.


246

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский Патерик. М., 1997. С. 517. Келейные бумаги преп. Луки (Швец).


247

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М., 2004. С. 123.


248

Там же.


249

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2007. С. 99.


250

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 370.


251

Там же. С. 376.


252

Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С. 360.


253

Цит. по кн.: Маслов Н.В. Основы русской педагогики. М., 2007.


254

Исихий Иерусалимский, блаженный. Добротолюбие. Т. 2. М., 1900. С. 180.


255

Иоанн Кронштадтский, святой, праведный. Моя жизнь во Христе. Ч. 1. СПб., 1893. С. 180.


256

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 375.


257

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 121.


258

 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 376.


259

 Там же.


260

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 366.


261

Там же. С. 367.


262

Там же. С. 377.


263

Симфония по творениям святителя Василия Великого. М., 2009. С. 231.


264

Филарет Московский (Дроздов), святитель. «Во свете твоём.. .».М., 2014.С.142


265

Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. М., 1883. С.226


266

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 376–378


267

Авва Исаия, преподобный. Добротолюбие. Т. 1. М., 1895. С. 331.


268

Фиолит Филадельфийский, митрополит. Добротолюбие.Т. 5. С. 187.


269

Феофан Затворник, святитель. Письма. П. 702.


270

Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1867. С.628


271

Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению.М., 2008. С.510.


272

Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 3. М., 2006. С. 126.


273

Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. СПб., 1903. Т. 9. С. 968.