Грех убийства в Ветхом Завете

Грех убийства в Ветхом Завете

Убийство

Заповедь о запрещении убийства гораздо древнее Закона, данного Господом Моисею на горе Синай. Убийство было запрещено уже в Завете с Ноем.

Смысл (минимальный) предельно ясен: по своей воле лишать жизни нельзя никого - ни человека, ни всякую живую тварь.

Война, наказание преступника, самооборона - то есть защита своей жизни или жизни ближних - являлись обстоятельствами, при которых убийство не считалось смертным грехом.

Но и при этом (и здесь принципиальное отличие Ветхозаветного Закона от любых иных этических учений древности) налагались строгие ограничения: убийство на войне или наказание за какое-то преступление не должно было быть излишне жестоким и изуверским (например, сначала лишение зрения, а потом - казнь).

Нельзя наказывать человека, лишая его зрения, рук, или ног. Нельзя ставить клеймо на человека: он является образом Божьим! Клеймить можно только скот. Калечить людей в виде наказания или наносить им увечья было категорически запрещено Законом.

Сравните эти правила наказания Ветхого Завета со средневековыми законами различных христианских стран Европы, включая Россию. Вероятно, тогда у вас изменится представление о необычайной жестокости законов Ветхого Завета.

В Ветхом Завете казнь преступников через побиение камнями происходила достаточно быстро, за несколько минут (тогда как умирание преступников на кресте длилось не один день, а иногда и несколько недель). Другого способа казни в Ветхом Завете не предусматривалось.

Отметим также следующее важное обстоятельство. Казнь могла совершаться только по решению суда. Суд же мог состоятся, если имелись обвинители и свидетели. Если же не было обвинителя, то суд не имел право рассматривать дело. Так же обстояло дело и со свидетелями. По Закону, их должно было быть не меньше двух человек. Свидетели могли отказаться от своих показаний, и это влекло прекращение дела.

Вернемся к эпизоду из Евангелия с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Есть обвинители, есть свидетели - от Иисуса требуют вынести ей приговор. Но Он неожиданно обращается к совести этих людей - и они все уходят. "Женщина, где твои обвинители?", - спрашивает Он. Их нет, они ушли. Значит, суд завершен.

Отметим также, что другого суда уже быть не может. Эта отмена является окончательной.

Еще одно важное замечание: любой человек мог на заседании суда возразить против смертной казни, привести свои доводы в защиту обвиняемого. Но если никто не возражал против смертного приговора, то принять участие в каменовании (так называется смертная казнь через побиение камнями), обязан каждый член общины. Никто не имел права уклониться от этого. Но первыми должны были бросить свой камень обвинители, потом свидетели, а затем и все остальные.

Бросить камень в человека, зная, что твой удар может быть смертельным, не простое дело. Не каждый сможет на это решиться на такую ответственность. Но тогда надо было защищать обвиняемого в суде.

Заметим еще, что правила вынесения смертных приговоров со временем постоянно усложнялись. Сначала дела такого рода были переданы в исключительное ведение Верховного суда (Синедриона, в традиционном греческом звучании, которое перешло в русский. По-еврейски это слово звучит как סנהדרין, Санhедрин). Постоянно увеличивалось минимальное количество судей, присутствие которых необходимо для вынесения смертной казни. Их число стало более пятидесяти. Далее, было введено правило единогласия судей. Если хотя бы один судья говорил, что он сомневается в вынесении смертного приговора, то приговор отменялся. И, наконец, было введено правило, по которому, если обвиняемый говорил, что он не знал, что за этот его проступок полагается смерть, то вынесение приговора становилось невозможным.

Таким образом, примерно к середине II века нашей эры смертная казнь по решению суда стала практически невозможной, не будучи отмененной по Закону.

Убийству при самообороне тоже ставились известные границы, как и при защите своего имущества от воров - только убийство вора ночью, когда он прокапывал стену, то есть в полной темноте, когда хозяину, защищавшему свое имущество, невозможно было соразмерить применяемую силу и ее последствия, не считалось смертным грехом. Вор мог быть тщедушного сложения, небольшого роста и прочее. Хозяин в полной темноте ночью не мог этого видеть. Но нанести такой удар вору, который стал бы смертельным для него, вполне мог.

Но если подкоп (так на языке Закона называется незаконное проникновение в чужой дом) происходил днем, при свете солнца, и хозяин, защищая свое добро, нанес удар, приведший к смерти, то этот грех квалифицировался как смертный.

Смысл такого различения очень прост и прозрачен: ценность жизни любого человека несоизмеримо выше цены любого имущества.

И даже убийство животных, птиц или рыб для пропитания было не простым делом: во- первых, всякое убийство не по необходимости, а по прихоти, для развлечения, уже являлось грехом. Поэтому охота не как способ пропитания, а как отдых, спорт или забава, безусловно не одобрялась Законом, считаясь грехом. Правда, грехом не смертным.

И, во-вторых, даже когда лишение жизни животного происходит по допустимому поводу (принесение в жертву Богу, питание людей), делать это было можно только по определенным ритуалам с чтением специальных молитв и только людям, специально подготовленным для этого служения.

К этому же относилась и рыбная ловля, которая была вполне допустима, если совершалась для пропитания в прямом и широком смысле (т.е. ловля рыбы и для пропитания семьи, и на продажу, чтобы купить что-то необходимое для жизни). Если же эта ловля превращалась в спорт, соревнование - кто больше всех сможет выловить рыбы за какое-то время, например, то такое занятие энергично не одобрялось Законом.

И, наконец, своевольное лишение жизни любого творения Божьего, также приравнивалось к греху. Например, "если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и чтобы взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление" (Втор. 20:19).

Понятно, что за срубленное в подобной ситуации плодовое дерево, невозможно было наказывать смертной казнью. Но грех, между тем, совершался, со всеми вытекающими последствиями и оставался на человеке, его совершившем.

В более широком смысле к убийству приравнивался грех "лишения имени", т.е. распространение о человеке злых сплетен. Об этом говорит особая заповедь Закона Моисеева - "не ходи переносчиком в народе твоем" (Лев. 19:16). Человек, о котором распространилась дурная молва, был уже как мертвый для своих ближних.

В более поздние времена к убийству приравнивалось прямое оскорбление человека, если оно приводило к тому, что лицо человека становилось красным от прилившейся крови.

Жизнь, дарованная Господом, является настолько бесценным даром, что умаление всех ее проявлений: физической, физиологической, семейной, культурной, научной, социальной, сакральной и других, есть действие против жизни, т.е. становится грехом.

"Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти" (Исх. 21:12);

"Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти" (Исх. 21:28-29);

"Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь" (Исх. 22:2-3).

"Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти" (Числ. 35:16);

"...и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти" (Числ. 35:17);

"...или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти" (Числ. 35:18);

"...или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его" (Числ. 35:21).

"И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти" (Числ. 35:31).

"Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти" (Лев. 24:17).

"Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти" (Лев. 24:21).

Илья Гриц