Учение Церкви о Св.Троице

Учение Церкви о Св.Троице

Учение Церкви о Святой Троице и состав этого учения

Догмат о Святой Троице излагается в символах веры, в частности в символе св. Григория Чудотворца, в Никео-Цареградском. Наиболее полное и отчетливое учение о Св. Троице содержится в символе, который приписывают св. Афанасию. Вот как св. Афанасий выразил это учение:

“Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще. Ин.бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа.

Но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа едино есть божество, равна слава, соприсносущно величество. Каков Отец, таков и Сын, таков и Святый Дух… Тако: Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святый; обаче не три бози, но един Бог…

Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден. Сын от Отца Самого есть, не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святый от Отца не сотворен, не создан ниже рожден, но исходящ.

И в сей Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны”.

Таким образом, в этом символе очевидны три основных положения учения о Святой Троице.

  1. Бог троичен, т.е. в Нем три лица, или ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.
  2. Каждое лицо Троицы есть Бог, но три лица не есть три Бога, а суть единое Божественное существо.
  3. Все лица Троицы различаются между собой личными свойствами.

В свете этих положений и изложим ниже учение о Пресвятой Троице.

Троичность лиц в Боге и данные Божественного Откровения

Символ веры призывает христиан верить, т.е. иметь живую уверенность в бытии трех лиц в едином Божестве. Это значит, что Отца, Сына и Святого Духа необходимо признавать не как три свойства, или силы, или явления и действия одного и того же Божества, а как отличающиеся друг от друга три Его лица. Каждое лицо имеет свою особую самостоятельность и свои особые личные свойства, которые выделяют его среди прочих, не позволяя смешиваться с другими лицами.

Может, однако, возникнуть вопрос: приложимо ли понятие числа к Богу и не подчиняется ли таким образом Божество одному из внешних определений, одной из категорий, свойственных человеческому мышлению, а именно категории числа “три”? Св. Василий Великий отвечает на это возражение: “Мы не ведем счет, переходя от одного до множественности путем прибавления, говоря один, два, три, или первый, второй, третий, “ибо Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога” (Ис.44:6). Никогда до сего дня не говорили: “второй Бог”, но, поклоняясь Богу от Бога, исповедуя различие ипостасей, без разделения природы на множественность, мы остаемся при единоначалии”54. Иными словами, здесь речь идет не о материальном числе, служащем для счета и ни в коей мере не приложимом к области духовной, в которой нет количественного возрастания. В частности, когда это число относится к нераздельно соединенным Божественным ипостасям, совокупность которых («сумма», если выражаться не совсем подходящим языком) всегда равна только единице (3=1), число “три” не является количеством, как это обычно понимают: тройственное число обозначает в Божестве неизреченный Его порядок.

И другой важный вопрос: как правильно понимать ипостась, личность, лицо Пресвятой Троицы. Проводя сравнение человеческой личности с Божественной, св. Иоанн Дамаскин выявляет особенности последней: “Человеческие личности, или иостаси, разъединены и не существуют одна в другой”, тогда как “в Святой Троице, наоборот… Ипостаси находятся одна в другой”. Дело личностей человеческих различно в отличие от лиц Божественных, ибо “Три”, имея одну природу, имеют и одну волю, одну силу, одно действие. Лица “соединяются, не сливаясь, но совокупно друг со другом сопребывая и друг друга проникая (τὴν ὲν ὰλλήλαις περιχώρησιν ὲχουσι) без всякого смешения и слияния, и так, что не существуют один вне другого или не разделяются в сущности согласно Ариеву разделению. Ибо, чтобы сказать кратко, Божество нераздельно в разделенном, подобно тому как в трех солнцах, тесно друг ко другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, – одно и смешение света, и слияние… каждая (ипостась) едина есть с другой не менее, как с самой собою”55.

Божественное Откровение содержит различного рода указания на троичность лиц в Боге;

В Ветхом Завете вследствие строго монотеистической религии древних евреев, даются прикровенные указания трех видов, которые в свете Нового Завета становятся более ясными.

1. Общие указания на множественность лиц в едином Боге без определения их числа.

Начальные слова бытописателя: “В начале сотворил Бог (Elohim – множ. форма Богинебо и землю” (Быт.1:1). Совет Пресвятой Троицы о творении человека: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1:26). Перед изгнанием согрешивших прародителей из рая Господь произнес: “Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Быт.3:22).

2. Указания на существование в Боге трех лиц, но без их именования и различения.

Некоторые из отцов Церкви видели такое указание в явлении Бога Аврааму в виде трех странников “И явился ему (Аврааму) Господь (Iehovah) у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой во время зноя дневного. Он(Авраам) возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: Владыка! (Adonai) Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:1–3). Согласно толкованию блаж. Августина, “Авраам встречает трех, а поклоняется Единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал единого Бога в трех лицах” 56.

Другое указание на Троицу усматривают в песне серафимов, которую слышал пророк Исаия в видении во время призвания его к пророческому служению: “Свят, свят, свят Господь Саваоф” (Ис.6:3). Это подтверждается контекстом речи, потому что Исаия “услышал голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?” (Ис.6:8), т.е. Исаия видел и слышал голос одного Бога, тогда как идти он должен был от имени многих. Именно в таком смысле истолковано это Богоявление в Новом Завете. Пророк Исаия говорит, что видел Господа Саваофа – Иегову, а по словам евангелиста Иоанна, Исаия “видел славу Его (Сына Божия) и говорил о Нем” (Ин.12:41); по свидетельству же апостола Павла, Исаия слышал глас Духа Святого (Деян.28:25–26), посылавшего его к народу Израильскому.

3. Указания на личность и божество и именование каждого Лица Святой Троицы.

А. Указания на ипостась Сына Божия можно отчетливо видеть в обетованиях и пророчествах о Мессии. “Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс.2:7). Пророк Давид исповедует: “Сказал Господь (Iehovah) Господу (Adonai) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое” (Пс.109:1,3). “Помазал Тебя, Боже (ЕIohim), Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (Пс.44:8).

Б. Указания на бытие Святого Духа как особой ипостаси Божией малочисленны и прикровенны “Дух Божий носился над водою” (Быт.1:1). Более ясные содержатся в повествованиях о том, что Бог ниспосылал Духа Божия наставлять пророков (Зах.7:12), так что их слова были Его словами (2Цар.23:2). Наиболее отчетливо такие указания даются у Исаии в связи с пророчествами о Мессии: “Ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его” (Ис.48:16); “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим…” (Ис.61:1).

Новозаветные свидетельства о троичности лиц в Боге можно разделить на: а)общие указания на личность всех трех лиц Божества и б ) частые указания на личность и самостоятельность каждого лица Божества.

а. Общие указания на личность всех трех лиц Божества.

При крещении Иисуса Христа в Иордане “Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк.3:22Мк.1:10–11Мф.3:16—17). Свидетельство самого Иисуса Христа: “Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин.14:16,26). Главное свидетельство о троичности – заповедь Спасителя о крещении: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф.28:19). Апостол и евангелист Иоанн передает ясное свидетельство: “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино” (1Ин.5:7).

б. Частные указания на личность и самостоятельность каждого лица Божества.

о Боге Отце как личности было свидетельство самого Иисуса Христа: “Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца” (Ин.10:15); “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Ин.5:17).

О Боге Сыне, т.е. о самом себе, как об отдельной, самостоятельной ипостаси свидетельствовал Иисус Христос в своих высказываниях об Отце (см. тексты выше).

О Боге Духе Святом как отдельном лице, как существе личном, действующем с самосознанием и волей, говорил Иисус Христос, называя Его “другим Утешителем, Духом Святым” (Ин.14:16,26).