Троичная терминология

Троичная терминология

Троичная терминология

Великой проблемой IV в., преимущественно тринитарного, было выразить божественное единство и различие, одновременность в Боге монады49 и триады50, т.е. единства и троичности. У отцов Церкви можно видеть подлинно творческое отношение к языку: используя филосовские термины или слова, заимствованные из повседневного языка, они так преобразовали их смысл, что сообщили им способность обозначать поразительную и новую реальность, которую открывает только христианство — реальность личности и в Боге, и в человеке, ибо человек сотворен по образу Бога. Были выработаны следующие богословские термины.

Усия (греч. ὸυσία) — сущность. Чтобы выразить общую для Трех реальность, “разделяя между Тремя неделимое Божество”, как говорит св. Григорий Богослов, святые отцы выбрали слово “усия”. Это был философский термин, означавший “сущность”, но вульгаризировавшийся; его стали употреблять, например, в значении “имущество”, или “владение”. В этом слове, родственном глаголу “быть” (ὲιμί), звучал онтологический отголосок, поэтому оно могло подчеркнуть онтологическое единство Божества. Св. Иоанн Дамаскин в своей “Диалектике” дает следующее определение термина “усия”: “Субстанция (усия) есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом”51.

Ипостась (греч. ύπόστασις) — Лицо, личность. Не являясь философским термином, слово ύπόστασις обозначало на обычном языке то, что действительно существует, “существование” (от греческого глагола ύφίσταμαι). Св. Иоанн Дамаскин поясняет: “Слово «ипостась» имеет два значения: Иногда оно обозначает простое бытие. Согласно этому значению, субстанция (ὸυσία) и ипостась – одно и то же. Поэтому неторые из святых отцов говорили: «природы, или ипостаси». Иногда же термин «ипостась» обозначает бытие само по себе, бытие самостоятельное. Согласно этому значению, под ним разумеется индивид, отличающийся от других лишь численно, например: «Петр, Павел, какая-нибудь определенная лошадь»”52.

Итак до выработки троичной терминологии, оба понятия служили почти синонимами и оба относились к сфере бытия: ὸυσία (усия) обозначает субстанцию индивидуальную, хотя и может обозначать сущность, общую для некоторых индивидов; ύπόστασις (ипостась) – существование вообще, но может также прилагаться к субстанциям индивидуальным. Блаж. Феодорит Кирский делает следующее уточнение: “Для мирской философии нет никакой разницы между «усией» и «ипостасью». Ибо «усия» обозначает то, что есть, а «ипостась» – то, что существует. Но, по учению святых отцов, между «усией» и «ипостасью» имеется та же разница, как между общим и частным”53. Гениальность святых отцов заключалась здесь в том, что они пользовались обоими синонимами, чтобы различать в Боге то, что является общим, – усию – субстанцию, или сущность, и то, что является частным, — ипостась, или лицо. Таким образом, сообщив каждому из этих терминов отдельное значение, отцы могли укоренить личность в бытии и персонализировать онтологию.

Омоусиос (греч. όμοούσιος) — единосущный, тождественный по сущности, сосущностный. Это слово, так же как и слово όυσία — сущность, родственно глаголу έιμί — быть. И όμοούσιος, и όυσία подчеркивали тождественность, но όμοούσιος вводило нечто безмерно новое, поскольку выражаемая им тождественность сущности соединяла два различных лица, не поглощая их в этом единстве.

Основы православного вероучения
священник Сергий Рассказовский