Свойства Божии

Свойства Божии

Свойства существа Божия как Духа

Святые отцы Церкви, размышляя о духовных совершенствах Божиих, использовали различные методы, приложимые к познанию Бога, богословию. Так, например, блаж. Августин применял метод психологических аналогий31, суть которого заключалась том, что понятие о Боге выводили, исходя из сообразности человека Богу, т.е. пытались открыть в Боге то, что можно найти в человеческой душе, которая, по свидетельству Священного Писания, была сотворена Богом по образу и подобию Божию. Христианская антропология (наука о человеке) утверждает, что духовно-личное бытие тварных разумно—свободных существ, к которым относится и человек, характеризуется такими существенными свойствами, как разум, воля, чувство. По аналогии, учитывая всесовершенство природы Божией, в Боге как существе духовном можно видеть свойства: А) разума Божия, Б) воли Божией, В)чувства, или чувствования, Божия. И Откровение часто изображает Бога как духа именно с этих сторон.

А. Разум Божий и его свойства

Бог обладает совершеннейшим разумом. Откровение свидетельствует, что“Господь есть Бог ведения”(Цар.2:3), утверждая, что “разум Его неизмерим”(Пс.146:5). Разум Божий — это не только способность разумения, он есть само разумение, или ведение. Святой апостол Павел восклицает: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!” (Рим.11:33). Как в человеке обнаруживается способность познания им самого себя, окружающей действительности (т.е. ведение) и достижения разумных целей с помощью полученных знаний (т.е. мудрость), так и Разум Божий, по свидетельству Откровения, проявляется во всеведении и премудрости.

1. Всеведение Божие (греч. παγγνωσία) и его предметы – это знание Богом не только всего, но и знание всего всесовершеннейшим образом. Данное определение указывает на предметы и на образ ведения Божия.

Образ и свойства ведения Божия свидетельствуют об отсутствии в нем всяких недостатков и ограничений, т.е. о наивысшем совершенстве знания Божия. Познание Божие не зависит ни от внешних впечатлений, явлений, образов, представлений, воспоминаний, соображений, заключений, ни от ограничений времени и пространства. Познание Божие есть познание безусловное, ведение одинаковое, всецелое, полное и ясное сразу и всегда без всякой преемственности и изменчивости оно есть непосредственное ведение сущности всего.

Предметы всеведения Божия. Первый и существенный предмет ведения Божия есть существо Божие, т.е. Бог совершеннейшим образом знает Самого Себя, Свою сущность. Слова Иисуса Христа “никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто кроме Сына” (Мф.11:27) свидетельствуют о божественном ведении Своего внутреннего существа, т.е. о самосознании божественном, которое Он имеет через Самого Себя. Об этом говорит и апостол Павел: “Дух все проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1Кор.2:10–11). Самосознание Божие как высшая степень разумного ведения имеет те же свойства, что и ведение Божие.

Бог знает всю внешнюю действительность, находящуюся вне внутренней сущности Божества, и все дела Свои, открывшиеся вовне, совершенные Им во времени, знает от вечности. И Священное Писание называет Его “знающим все прежде бытия его!” (Дан.13:42), дееписатель свидетельствует: “Ведомы Богу от вечности все дела Его” (Деян.15:18). При этом Бог знает все внешнее во всех аспектах его бытия, а именно: все внешнее действительное (т.е. реально существующее) и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее и будущее, и все это в мире как физическом, так и нравственном.

Богу ведомы, действительно существующий физический мир, порядок этого мира: “ Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громогласной” (Иов.28:24–26); “Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их” (Пс.146:4); “Знаю, – говорит Господь, – всех птиц на горах” (Пс.49:11).

Бог знает и порядок нравственного мира: “ На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых” (Притч.15:3). Известны Богу все потребности, желания, сердечные воздыхания и тайные прошения людей, обращенные к Нему, о чем свидетельствует псалмопевец Давид: “Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя” (Пс.37:10). Знает Бог весь нравственный мир: “Бог больше сердца нашего и знает все” (1Ин.3:20).

Богу известно все прошедшее в сотворенном Им мире. Это ясно показывает Священное Писание, когда говорит о том, что Бог в определенное время “будет праведно судить вселенную” (Деян.17:31), когда Он “осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” (1Кор.4:5) и “воздаст каждому по делам его” (Рим.2:6).

Ведение Божие объемлет все будущее, как необходимое, так и все случайное, т.е. свободное, не только добро, но и зло.

Бог знает все будущее необходимое, т.е. все то, что должно совершиться в будущем по необходимости (лат. Fatum). Сам от вечности в Своих идеях провидел и предустроил законы бытия и весь строй жизни мира.

Богу известно не только все необходимое, но и все будущее случайное, как в мире физическом, так и нравственном. Строго говоря, все происходящее в физическом мире есть результат действия причинно-следственных отношений физико-химического порядка. В физическом мире нет свободы. Любые события или явления, происходящие в нем, кажутся случайными потому, что людям неизвестны причины этих событий, явлений. Но Богу ведомы все эти неизвестные людям причины, а потому бывают предусмотрены и все неожиданные кажущиеся случайными обстоятельства. “Огонь и град, снег и туман, бурный ветер”, по словам пророка и псалмопевца Давида, являются “исполняющими слово Его” (Пс.148:9).

Всеведение Божие охватывает также все будущее в нравственном мире, т.е. действия человека, которые он совершает свободно или случайно (лат. fortuna). Та сторона всеведения Божия, предметом которой являются будущие свободные действия нравственных существ, называется предведением Божиим (греч. ή πρόγνωσις του̃ θεου̃). Священное Писание указывает на предведение как на один из отличительных признаков истинного Бога: “Скажите, что произойдет в будущем, - говорится у пророка Исаии в обращении к ложным богам, – и мы будем знать, что вы боги” (Ис.41:23)

Предведение истинного Бога доказано многочисленными фактами исполнившихся предсказаний о будущих случайных действиях человеческой свободы, о которых свидетельствует Священное Писание, причем многие из них были предсказаны за сотни и даже тысячи лет. К ним можно отнести предсказания Спасителя о распространении Евангелия (Мф.24:14), судьбе иудейства (Лк.21:24) о непоколебимости существования церкви (Мф.16:18). Говоря здесь о предведении Божием, нужно помнить, что Бог сверхвременен. Поэтому Он способен созерцать временной ряд, как содержащий в себе прошлое, настоящее и будущее, причем само это деление теряет смысл в вечности. Поэтому Божие всеведение носит характер, не предвидения (видение будущего из прошлого), а провидения, т.е. Божественное видение — это видение в вечном настоящем.

2. Премудрость Божия (греч. πανσοφία) есть совершеннейшее знание самых лучших целей и средств и наилучшее умение использовать эти средства для достижения целей. В Божественном разуме всеведение и мудрость совпадают, средства абсолютно соответствуют целям, в то время как человек, обладающий обширными познаниями, зачастую не умеет их практически использовать. Божественная Премудрость не зависит ни от чего постороннего или внешнего, а потому она вечна и неизменна (хотя действия ее проявляются во времени) и вместе с тем всеобъемлюща и всесовершенна.

Премудрость Божия проявилась в творении физического мира. Псалмопевец Давид, созерцая картину творения, восклицает: “Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро” (Пс.103:24). Соломон подробнее раскрывает эту мысль “Господь премудростию основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростию разверзлись бездны, и облака кропят росою” (Притч. 3,19—20). Стройность, целесообразность, множественность вещей, существ и явлений при единстве их типа, строгая постепенность и последовательность развития всех разнообразнейших творений, которые Бог, как говорит Соломон, “расположил мерою, числом и весом” (Прем.11:21), — все это есть проявление премудрости Божией в мире.

Высшее проявление премудрости Божией обнаружилось в судьбах мира нравственного, т.е. в плане домостроительства Божия о спасении людей. Бог определил средства для спасения людей, не лишая их свободы и индивидуальности. Апостолы проповедовали этот план как “премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей” (1Кор.2:7). Пораженный Божественным планом спасения иудеев и язычников, апостол Павел восклицает: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ” (Рим.11:33).

Б. Воля Божия и ее свойства

Бытие Божие, обнаруживаясь в разуме Бога, проявляется и в воле Божией, которая так же совершенна, как и другие свойства Божии. Сам Иисус Христос учил в молитве предавать себя воле Божией: “Отче наш… да будет воля Твоя и на земле, как небе” (Мф.6:10). И Он, молясь о том, чтобы чаша страданий миновала Его, говорил: “Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42).

Говоря о воле Божией обычно подчеркивают, что она совсем не то, что воля человеческая. И в то же время понятие о ней возможно составить по аналогии с волей человеческой, которая есть хотя и слабое, но действительное отображение воли Божией, ибо человек сотворен по образу Божию. Священное Писание указывает на волю Божию как на образец или идеал, для воли человеческой (Мф.5:48Рим.12:2). Воля неразрывно связана с чувствами и познанием, но не сводится только к сознанию, деятельности и чувствам. Воля — это не только желания или хотения, но вместе с тем и деятельность – осуществление этих желаний. Возвышая это понятие, можно сказать, что воля – это способность выбирать цель деятельности и усилия, необходимые для ее осуществления, в соответствии с принципами и нормами личности, причем действие по достижению цели осуществляется преимущественно не по желанию, а по долженствованию и часто даже вопреки желанию.

Священное Писание изображает волю Божию в различных отношениях: по своему существу – высочайше свободной, по своему нравственному направлению – всесвятой и всеблагой, по силе и могуществу – всемогущей, по отношению к свободно-разумным существам – всеправедной, т.е. требующей от них святости и соответственно воздающей за добро и зло.

1. Свобода (греч. αὺιεξούσιον) воли Божией. Будучи по Своему существу духовным и самобытным, Бог имеет волю, которая обладает наивысшей свободой. “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода” (2Кор.3:17). Свободу воли Божией понимают не только с отрицательной стороны как независимость Бога от чужой воли или внешнего принуждения, но и с положительной – в том смысле, что воля Божия имеет внутреннее основоположение в Самом Боге. Воля Божия автономна32. т.е. сама себе закон, как и Бог Сам для Себя законодатель. Бог живет на основании Своих собственных внутренних определений, на основании совершеннейших идей Своего разума, поэтому Он свободен. Так, Бог сотворил мир не по внешней или внутренней необходимости, а по Своему изволению: “Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет” (Пс.113:11).

Также в свободе воли Божией не может быть борьбы, колебаний при выборе между мотивами, побуждениями Его природы, ибо Его воля святая, а природа божественная проста, едина и неизменна. Поэтому точнее можно сказать, что в свободе воли Божией (свободе выбора) отсутствует свойство выбора, в ней нет акта выбора и колебаний. Об этом хорошо сказал св. Иоанн Дамаскин: “Богу мы приписываем хотение, но не приписываем Ему в собственном смысле выбора, ибо Бог не обдумывает Своих действий, поскольку обдумывание есть следствие неведения: никто не обдумывает того, что он знает. Если же обдумывание есть следствие неведения, то несомненно то же самое нужно сказать и о выборе. А так как Бог непосредственно знает все, то Он и не обсуждает Своих действий”33.

2. Святость (греч. άγιότης) воли Божией. Поскольку воля Божия является абсолютно свободной, то ее свобода может быть направлена только на добро, смысл свободы состоит в осуществлении добра. Потому воля Божия по своему нравственному состоянию есть воля всесвятая “Свят, свят, свят Господь Саваоф” (Ис.6:3). Святость воли Божией состоит в том, что она в своих стремлениях и действиях определяется представлениями только о высочашем добре, что эти ее стремления не остаются только благими пожеланиями, а совпадают с самим осуществлением их. Всесовершенная святость Бога проявляется в том, что Он не может грешить и делать зла, а хочет и совершает только абсолютную доброту (греч. άγαθότης), наивысшую благость в силу требований Его всесовершеннейшей природы: “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его” (Пс.135:1); сам Спаситель говорил: “Никто не благ, только один Бог” (Мк. 10:18).

3. Всемогущество (греч. παντοσυναμία) воли Божией есть всемогущее обнаружение всех Божиих совершенств, безграничная сила производить без всякого затруднения и препятствий все, что не противоречит Его существу, Его нравственной природе. Всемогущество Божие находится всегда в абсолютной гармонии со всеми остальными свойствами Божиими и действует из них, через них и с ними и никогда – без них или против них. В Откровении Сам Бог говорит о Себе «Я Бог Всемогущий (евр. El Schaddai)» (Быт.17:1); Иисус Христос свидетельствовал, что «Богу все возможно» (Мф.19:26). Священное Писание называет Бога “Вседержителем (Παντοκράτωρ)» (2Кор.6:18).

Вовне всемогущество воли Божией открывалось последовательно, сначала — в творении духовного, физического мира, человека, т.е. Он творит все, что хочет: “Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет” (Пс.113:11). Творит Бог без всякого затруднения: “И сказал Бог: да будетсвет. И стал свет” (Быт.1, 3, 6, 9, 11…); “Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось” (Пс.32:9). Всемогущество воли Божией проявляется также вБожественном промысле, т.е. в заботе Божией о мире и людях, обо всем творении Божием, и Сам Иисус Христос свидетельствует: “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Ин.5:17). Наивысшая степень всемогущества воли Божией наглядно проявляется в чуде, т.е. в сверхъестественном событии, которое, согласно евангельскому пониманию, есть внешне обьективный факт, совершающийся Божественной силой ради достижения благотворных религиозно-нравственных целей и иногда поражающий непосредственных свидетелей своей необычностью. И Священное Писание называет Бога совершителем чудес: «Благословен Господь Бог… един творящий чудеса» (Пс.71:18).

4. Правда (греч. σικαιοσύνη) Божия основывается на святости и всемогуществе Божиих. Будучи святой, воля Божия требует святости также и от людей: “Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш” (Лев. 19:2). И потому она дает людям святой и праведный нравственный закон, который приводит к святости всех, кто его исполняет; и, как всемогущая, воля Божия награждает за исполнение закона и наказывает – за нарушение его. Это ее свойство есть высочайшая правда, или справедливость. Таким образом, правда воли Божией проявляется в двух ее действиях. Первое – в Правде, которая дает закон святости, это – правда Божия законодательная“Посему закон (ветхозаветный) свят, и заповедь свята и праведна и блага” (Рим.7:12). Второе – в правде, охраняющей закон, воздавая каждому нравственному существу по заслугам; это правда Божия мздовоздаятельная, или правосудие: “Мне отмщение, Я воздам, – говорит Господь” (Рим.12:19), На оба эти действия воли Божией указывает апостол Павел, когда Говорит о Боге, что Он “един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить” (Иак. 4:12).

В. Чувство, или чувствование, Божие, его свойства

Бог как существо личное обладает способностью, соответствующей в человеческой природе способности чувствования, органом которой является сердце. И Священное Писание часто говорит о Боге, Который “возлюбил правду и возненавидел беззаконие” (Пс.44:8) Который Сам о Себе свидетельствовал: “Нашел Я мужа по сердцу Моему” (Деян.13:22) – и говорил о Себе “Буду радоваться… от всего сердца Моего и от всей души Моей” (Иер. 32:41) в других случаях Бог открывал людям Свое состояние:“Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась еся жалость Моя” (Ос.11:8).

К Существенным свойствам Божиим со стороны Его чувствования относятся: 1) всеблаженство Божие и 2) бесконечная благость, или любовь Божия к творениям.

Всеблаженство (греч. μακαριότης) Божие. Самобытное бытие и жизнь, в Боге во всей их полноте находятся в совершеннейшем единстве. Самоопределение существа Божия, по которому Бог ощущает благо от согласованного действия всех сил и свойств Своей бесконечной природы, есть блаженство Божие. Таким образом, в Боге любовь и стремление к благу тождественны обладанию самим этим благом, вследствие чего Он является Существом всеблаженным. Священное Писание указывает на это свойство чувства Божия называя Его блаженным (1Тим.1:11;6:15) и подчеркивая, что “полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс.15:11).

Бесконечная благость, или любовь (греч. ὰγάπη) Божия к творениям. Ощущая любовь к высшему благу и одновременно обладая им, т. е., будучи Существом всеблаженным, Бог открывает Себя и проявлятся вовне как Существо всеблагое и любящее. Бог дарует Своим творениям такое количество благ и совершенств, какое может вместить в себя природа и состояние, каждого из этих творений, чтобы находиться в состоянии блаженства. Сам Христос учил о том, что в прямом, собственном, смысле благ только Бог: “Никто не благ, как только один Бог” (Мк. 10:18). Многочисленны другие свидетельства Откровения: “Бог есть любовь (ὸ θεός άγάπη έστίν)(1Ин.4:8); “Все пути Господни — милость и истина” (Пс.24:10); “Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его” (Пс.144:9); “Милость Господа – на всякую плоть”(Сир. 18:12). Высшее проявление Божественной благости и любви к человеческому роду представляет искупление людей: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3:16).

Единство существа Божия

Все рассмотренные качества и свойства внутрибожественной жизни характеризует Бога как существо чисто духовное, абсолютное, т.е. беспредельно совершенное, неограниченное, безусловное, обладающее бесконечными свойствами. Бесконечное и совершеннейшее в силу своей бесконечности и всесовершенства не может быть множественным, а необходимо должно быть только одним, поэтому вышеизложенное понятие о Боге приводит к мысли о Его безусловном единстве, единичности, или единственности. Если конечных существ много и каждое из них необходимо предполагает множество других существ, то причина этого заключается именно в том, что они конечны, или, иными словами, каждое из конечных существ обладает не всецелым бытием, а лишь его частью. Только Бог — абсолютный, бесконечный Дух – содержит в Себе всю полноту духовного бытия и обладает ею всецело и совершеннейшим образом, объединяя ее в единстве полнейшего самосознания, самоопределения и самочувствования, а потому существо одного только Бога представляет собой совершеннейшее и нераздельное единство. Таким образом, правильное понимание единства существа Божия состоит в том, что Бог един, т.е. в отношении количества или числа Он только один, или единствен, а в отношении Своего существа – единый, т.е. обладающий единством и тождеством всех Своих свойств.

Мысль о единстве Божием пронизывает весь Ветхий Завет. Ветхозаветное Откровение не только учит о единстве Божием, но и всеми силами старается утвердить в еврейском народе веру в единого Бога. Ветхозаветная религия — религия строго монотеистическая. Давая еврейскому народу первую заповедь — о необходимости веры в единого Бога, Сам Господь возвещает через ветхозаветного законодателя: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов” (Исх.20:2–3) и пророка Исаию: “Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога” (Ис.44:6). Поясняя главную мысль этой заповеди, пророк Моисей говорил народу: “Только Господь [Бог твой] есть Бог, [и] нет еще кроме Его” (Втор.4:35); “Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Госиодь един есть” (Втор.6:4).

В Новом Завете истина о единстве Божием звучит еще более отчетливо и ясно. Сам Иисус Христос подтвердил первую заповедь Ветхого Завета: “Слушай, Израль! Господь Бог наш есть Господь единый“ (Мк.12:29), а в Своей молитве к Богу Отцу говорил: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога” (Ин.17:3). Обличая политеизм и раскрывая учение о едином истинном Боге, апостол Павел подтверждает единство Божие ссылками на то, что Он сотворил весь мир и заботится о нем (Деян.14:15–17), потому что Только Тот, Кто все сотворил и постоянно заботится об этом, есть истинный и единый Бог. Соответственно и мысль о единстве Божества апостол выражает так: “идол в мире ничто… нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него” (1Кор.8:4–6). А в послании к Ефесянам он же пишет: “Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф. 4:6). Символ веры, который выражает веру всей Церкви, учит веровать в единого Бога.

Основы православного вероучения
священник Сергий Рассказовский