О нетварных энергиях

О нетварных энергиях

О нетварных энергиях

И еще об одном положении триадологии нужно сказать несколько слов 70.

Ранее при рассмотрении вопроса о плане и разделении догматического богословия было сказано, что в догматике можно выделить, как указывали на это и святые отцы, две части: 1) богословие (греч. θεολογία) — учение о Боге в Самом Себе и 2) икономию (όικονομία), домостроительство — учение об отношении Бога к миру и человеку.

Однако церковные писатели первых веков зачастую не проводили четких различий, соединяя вместе эти стороны учения о Боге. Так, о личности Слова говорили как о Λόγος προφορικός т.е. о Логосе, который являет Божество Отца. Афинагор (ум. 180) называл Логос божественной “мыслью” и божественной “энергией”, проявляющимися в творении (Афинагор. Прошение о христианах, § 10). Текст апостола Павла о невидимом Божием, Его вечной силе и божестве, ставшем видимым от создания мира (Рим.1:20), толкуется то в смысле Логоса — “Силы и Премудрости”, являющих Отца, то в более точном значении “энергий” – общего действия Пресвятой Троицы, проявляющегося в тварях, т.е. того, “что можно знать о Боге”, как говорит апостол там же (ст. 19).

В творениях святых отцов последующего времени появляются более четко догматически выраженные понятия сущности Божией в Самой Себе и действия Божиего в мире. Автор “Ареопагитик” (нач. VI в.) противопоставляет в Боге “единения” (греч. ένώσεις) “различениям” (διακρίσεις). “Единения” – это “тайные пребывания, которые себя не обнаруживают”, это сверхсущностная природа, в которой Бог пребывает как бы в абсолютном покое и ни в чем не проявляет Себя вовне. “Различения”, напротив, — это исхождения (προόδοι) Божества вовне, Его проявления (̉έκφανσει̃ς), называемые автором “Ареопагитик” также “силами” (δυνάμεις), которым сопричастно все существующее, что позволяет познать Бога в Его творении (О Божественных именах, II,4). Священное Писание дает Откровение о Боге, образуя Божественные имена в соответствии с энергиями, в которых Бог сообщается, оставаясь неприступным по Своей сущности; различается, оставаясь “простым”; умножается, не отступая от Своего единства, ибо в Нем “единения преобладают над различениями” (О Божественных именах, II,11). Это означает, что “различения” – это не разделения или разрывы в Божественном существе. Силы (греч. δυνάμεις) или энергии, в которых Бог проявляет Себя вовне, это – Сам Бог, но не в Своей сущности.

В VII в. св. Максим Исповедник выразил ту же мысль: “Мы можем приобщаться к Богу в том, что Он нам сообщает, но к Нему нельзя приобщиться по Его несообщимому естеству”. Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.), повторяя мысль св. Григория Богослова‚ уточняет ее: “А то, что мы говорим о Боге утвердительного, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству”. Далее он обозначает божественные энергии образными выражениями: “движения” (κίνησις) или “порывы” (̉έξαλμα θεου̃).

В XIV в. это церковное учение тщательно разработал архиепископ Фессалоникский св. Григорий Палама. Оно вошло в его “Исповедание веры” на Константинопольском соборе 1351г., и суть его в том, что в Боге необходимо различать Его сущность, или природу, абсолютно трансцендентную тварному миру, и Его энергии, или действия, доступные познанию человека. Основная идея этого учения видна в следующем высказывании св. Григория Паламы: “Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к его природе, а к Его энергиям”71. Присутствие Бога в Его энергиях нужно понимать в смысле реальном. Это не действенное присутствие причины в ее следствиях: энергии не есть “следствия” (эффекты) Причины, как мир тварный. Они не сотворены, не созданы из “ничего”, но превечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы. Можно сказать, что энергии раскрывают нам некий образ бытия Святой Троицы вне Своей неприступной сущности, т.е. Бог существует одновременно и в Своей сущности, и вне Своей сущности.

Ссылаясь на св. Кирилла Александрийского, св. Григорий Палама говорит “Энергии свойственно творить, природе же свойственно производить”.

На основании всего вышеизложенного с учетом всех дополнений72 нужно сказать что необходимо различать в Боге:

  • три лица, или ипостаси,
  • единую природу или сущность,
  • нетварные энергии, исходящие из природы, но в своем проявляющем излиянии от природы неотделимые.

В соответствии с этим разделением догматического порядка энергии занимают как бы среднее место: с одной стороны, они принадлежат области собственно богословия, как вечные и неотделимые от Святой Троицы силы, существующие независимо от акта сотворения мира; но, с другой стороны, они относятся также к области икономии, ибо Бог являет Себя тварному миру в Своих энергиях, которые, как говорит св. Василий Великий “снисходят до нас”. В Предании Восточной Церкви имеет особо важное значение для мистической жизни.

  1. Учение о божественных энергиях, отличных от природы, является догматической основой реальности всякого мистического опыта, опыта богообщения, богопознания, и прямо связано с исихастской73 практикой. Бог, неприступный по Своей природе, присутствует в мире в Своих энергиях. Всецело непознаваемый в Своей сущности, Бог всецело открывает Себя в Своих энергиях. Энергии не делят природу Бога на две части – познаваемую и непознаваемую, но указывают на два различных образа бытия Божества: в самой сущности Бога и вне Его сущности.
  2. Учение о нетварных энергиях поясняет, каким образом Святая Троица, будучи несообщимой сущностью, может одновременно “сотворить в нас обитель” согласно обетованию Самого Спасителя (Ин.14:23). Это пребывание Бога в людях, не будучи ни причинным, ни сущностным, есть некий образ бытия Божия, т.е. реальное пребывание Святой Троицы в людях в Своих сообщаемых энергиях, общих для трех ипостасей, т.е. по благодати. Именно так называются энергии обожения, которые Святой Дух сообщает людям. Тот, кто имеет в себе Духа дарующего, имеет также и Сына, посредничеством Которого передается нам всякий дар, имеет также и Отца, от Которого “нисходит всяк дар совершен”. Получая дар – обожающие их энергии, люди становятся обителью Пресвятой Троицы.
  3. Различение между сущностью и энергиями, будучи основой православного учения о благодати, позволяет сохранить подлинный смысл выражения апостола Петра “причастники божеского естества”. Соединение с Богом, к которому призваны люди, не соединение ипостасное, как для человеческой природы Христа, не соединение сущностное, как для трех лиц Пресвятой Троицы. Это соединение людей с Богом в Его энергиях, или соединение по благодати, которая делает людей сопричастными божественному естеству, не превращая человеческое естество в естество Божественное. По учению св. Максима Исповедника, в состоянии обожения (греч. θέωσις, θεοποίησις) человек по благодати, т.е. посредством Божественных энергий, обладает всем тем, чем обладает Бог по Своей природе, кроме тождества с Его природой (χωρίς τη̃ς κατ̉ ο̉υσίαν ταυτότητα). Становясь богами по благодати, люди остаются тварными по природе, так же как и Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом по существу.

***

ап.

- апостол

архиеп.

- архиепископ

блаж.

- блаженный

Вс. с.

- Вселенский собор

греч.

- греческий

доц.

- доцент

евр.

- еврейский

лат.

- латинский

митр.

- митрополит

множ.ч.

- множественное число

прав.

- правило

преп.

- преподобный

прот.

- протоиерей

проф.

- профессор

Р.Х.

- Рождество Христово

св.

- святой

свящ.

- священник, священный

т.н.

- так называемый

т.е.

- то есть

толк.

- толкование

франц.

- французский

Ветхий Завет (В.З.)

Быт.

- Бытие

Втор.

- Второзаконие

Дан.

- Книга пророка Даниила

Еккл.

- Книга Екклизиаста, или Проповедника

Иез.

- Книга пророка Иезекииля

Иер.

- Книга пророка Иеремии

Ис.

- Книга пророка Исаии

Исх.

- Исход

Лев.

- Левит

1Пар.

- Первая книга Паралипоменон

2Пар.

- Вторая книга Паралипоменон

Прем.

- Книга Премудрости Соломона

Притч.

- Притчи Соломона

Пс.

- Псалтирь

Сир.

- Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова

1Цар.

- Первая книга Царств

2Цар.

- Вторая книга Царств

3Цар.

- Третья книга Царств

Чис.

- Числа

Новый Завет (Н.З.)

Гал.

- Послание к Галатам

Деян.

- Деяния святых апостолов

Евр.

- Послание к Евреям

Еф.

- Послание к Ефесянам

Иак.

- Послание Иакова

Ин.

- от Иоанна святое благовествование

1Ин.

- Первое послание Иоанна

Кол.

- Послание к Колоссянам

1Кор.

- Первое послание к Коринфянам

2Кор.

- Второе послание к Коринфянам

Лк.

- от Луки святое благовествование

Мф.

- от Матфея святое благовествование

Откр.

- Откровение ап. Иоанна Богослова

1Пет.

- Первое послание Петра

Рим.

- Послание к Римлянам

1Тим.

- Первое послание к Тимофею

2Тим.

- Второе послание к Тимофею

Тит.

- Послание к Титу

1Фес.

- первое послание к Фессалоникийцам

2Фес.

- второе послание к Фессалоникийцам

Флм.

- Послание к Филимону

Флп.

- Послание к Филиппийцам


Примечания:

1. См. список сокращений в конце книги.

2В светских, часто идеологизированных определениях догмата обычно негативно характеризуется то, что содержание его не подлежит критике и принимается на истинное без доказательства, практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету [см., напр., статью “Догмат” в “Советском энциклопедическом словаре” (М. 1984), “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1989)]. В основе такого представления лежит непонимание того, что содержание догмата, его истина – это истина о Боге, истина, сообщаемая человеку абсолютным, вечным, неизменным, всесовершенным Богом, Который есть сама жизнь и источник жизни всего, в силу чего содержание догмата не может устаревать, окостеневать. Именно поэтому догмат не мертвая схема, а живой смысл, живое знание и в то же время интеллектуальный каркас вероучения.

3Василий Великий, св. Письмо 8. К кесарийским монахам // Творения. 3‑е изд. Сергиев Посад, 1892. Ч. 6. С. 26.

4Греческое слово α̉νάθεμα происходит от α̉νατίθημι – полагаю вверх, отделяю. Анафема означает все то, что выделено из круга житейского обихода и посвящено Богу в качестве дара, пожертвования. Как вещь, посвященная Богу, анафема изымалась из бытового употребления, так по аналогии и человек-анафема отчуждался от человеческого общества, т.е. с данным выражением стали соединять понятие отлучения от общества. По отношению к еретикам – христианам, не признающим вероучения Церкви и тем самым подрывающим ее основы и отделяющим себя от нее, — анафема была подтверждением Церковью того, что сам еретик отошел, отделился от нее. И история свидетельствует о том, что Церковь в силу дарованной ей Богом власти (Мф.18:17–18) отлучала всех, сознательно и упорно отвергающих или искажающих ее догматы (VI Вс. с. 1 прав.). Отцы и учители Церкви видели, однако, в анафеме не простое извержение из общества верующих, но такой акт, который, будучи совершен на земле, утверждался на небе (блаж. Иероним. Толк. на Мф.2:18); подвергшийся отлучению отделен от живого тела Христова и лишен благодати Господа (блаж. Августин. Толк. на Иоанна 27).

5См.: Болотов В.В. К вопросу о Filioque. СП6., 1914. С. 30–36.

6Греч. Слово ά́ιρεσις – ересь (от греч. ά́ιρεω (соотв. лат. сарiо) — беру, выбираю, захватываю, присваиваю) среди прочих имеет значения: индивидуальное искание и выбор (см., напр., 1Кор.11, 19);. захват или присвоение истины или, точнее, придание своему личному, субъективному мнению значения абсолютной, объективной истины и вытекающее отсюда стремление к самовозвышению, обособлению и схизме ( греч. σχίσμα— разделение).

7Пространный Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Священном Предании и Священном Писании.

8Слово “Библия” как название книги взято из греческого языка без перевода; – τὰ βιβλία (множ. ч.) – книги (производное от τὸ βιβλίον, — небольшая книга) означает собрание небольших книг, образующих единую книгу.

9Слав. заветъ – завещание, договор, соглашение.

10Слово “канон” (от греч. κανών, – прямая мерительная палочка или линейка, правило, норма) используется в данном случае в специальном смысле как каталог или список ветхозаветных книг, признанных на Вселенских соборах и святыми отцами, как содержащие правило христианской веры.

11Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Свящ. Предании и Свящ. Писании.

12Филарет, митр. Московский. Цит. по: Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. С. 178.

13Поснов М., доц. К вопросу об источниках христианского вероучения // Христианское чтение. 1906. №12. С.774.

14Викентий Леринский, преп. Напоминания / Пер. с лат. доц. П.Пономарева. Казань, 1904. I, гл. 2. С. 3–4.

15Там же, гл. 23.

16Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Свящ. Предании и Свящ. Писании.

17Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. Казань, 1891. Т VII. Деяние 8.

18Terminus technicus (лат. — специальное выражение или специальный термин – это слово или сочетание слов, точно обозначающее понятие со строго определенным содержанием.

19Апологет — защитник (от греч. apologetikos – защита, ответ на обвинение, оправдание, объяснение).

20Опубликованы в Богословских трудах. (М., 1971. Сб. № 8), а также в первом выпуске из серии “Памятники богословской мысли”: Мистическое богословие. Киев, 1991.

21Дионисий Ареопагит. О божественных именах, VII, 3. Цит. по: Лосский В. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита //1 Богословские труды. М., 1985. Сб. № 26. С.166.

22Антропоморфизм (от греч. Ανθρωπος – человек и μορφή – форма, вид) – уподобление человеку, представления о Боге как о существе, обладающем человеческими свойствами.

23Лат. аttributus – существенное, неотъемлемое свойство объекта.

24Дионисий Ареопагит. О божественных именах. V, 8. Цит. по: Булгаков С. Свет Невечерний. М., 1917. С. 110.

25Василий Великийсв. Опроверженние на защитительную речь злочестивого Евномия // Творения. 3‑е изд. М., 1891. Ч.3. Кн. I С. 27. — 28.

26Лосский В. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита // Богословские труды. М., 1985. Сб. № 26. С. 163–164.

27Григорий Богослов, св. Слово 38. На богоявление или на рождество Спасителя // Творения. 3‑е изд. М., 1889. Ч. З. С. 196.

28От греч. τό ώ̃ν – существо (живое).

29Августпн блаж. Исповедь, кн. ХI, гл. 13 // Богословские труды. 1978. Сб. № 19. С. 186–187.

30Цит. по: Николин И. Учебный курс по догматическому богословию. Сергиев Посад, 1915. С.42.

31См.: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви// Богословские труды. М., 1972. Сб.№ 8. С.62.

32Автономный (греч., άυτόνομος, от греч. άυτος – сам и νόμος – закон ) — самостоятельный, независимый.

33Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры // Полн.. собр. творений. СП6., 1913. Кн. II, гл. ХXII.

С.226

34Греч. άντινομία (от άντι – против и νομος – закон) – внутреннее противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

35В последнее время появляются интересные попытки осмыслить проблему триединства, одновременности в Боге и монады и триады, с точки зрения формальной логики. В одной из таких работ показывается, что “утверждение «Бог един” при известных условиях вполне может быть согласованно с утверждением “есть три Бога” без возникновения какой-либо антиномии”

См.: Раушенбах Б.В. Логика троичности // Вопросы Философии. 1993. № 4.

36Греч. συγκρητισμός — соединение; неорганическое слияние разнородных элементов различных культов и религиозных систем.

37Дуализм (от лат. duallis – двойственный) — философское учение, исходящее из признания независимыми, равноправными и несводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

38Греч. άιών – 1) век, вечность; 2) у гностиков – высшая частица Божества, некое духовное существо, персонифицирующее один из аспектов абсолютного Божества. Согласно объяснению Аристотеля, осмыслявшего это слово с учетом народной этимологии, оно происходит от άεὶών – вечно сущий.

39Эманация (от позднелат. emanatio – истечение, распространение) – ключевое понятие неоплатонической философии, выражающее отношение Абсолюта (Единого) к миру, означает переход от высшего и совершенного уровня к менее совершенному и низшему уровню.

40Греч. πλήρωμα – полнота.

41От греч. μοναρχία – единоначалие (от греч. μόνη – одно, άρχή – начало.

42В богословской литературе встречается и другое именование монархиан — антитринитарии, которое происходит от греч. άντὶ – против и лат. trinitas – Троица

43От греч. δυνάμει – сила.

44От лат. modus – образ, облик, мера, вид – преходящее свойство, присущее объекту лишь в некоторых состояниях в отличие от атрибута – постоянного свойства объекта.

45От греч. τρόπος — облик и μοναρχία – единоначалие.

46От лат. раteг – отец и passio – страдание.

47Субординационизм (subordinatio, от лат. sub – под и ordinatio – упорядочение, приведение в порядок) – система подчинения низших высшим, младших старшим.

48Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

49Греч. μονάς — единица, единое, неделимое.

50Греч. τρίας — троичность, троица, единство трех.

51Иоанн Дамаскин, св. Источник знания // Полн. собр. творений. СПб., 1913. Т.1, гл.39. С.87.

52Иоанн Дамаскин, св. Источник знания// Полн. собр. творений. СПб., 1913 Т.1, гл.39, С.89.

53Феодорит Кирский, блаж. Диалог 1. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви// Богословские труды. М., 1972. Сб. №8. С. 31.

54Василий Великий, св. О Святом Духе к св. Амфилохию, еп. Иконийскому //Творения. СПб., 1911. Т.I. гл.18. С.614.

55Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. Кн.1, 8. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви// Богословские труды. М., 1972. Сб. №8.С. 32–33.

56Августинблаж. De tempore sermo. LXVII, n.2 et LXX, n. 4; Августин, блаж. О граде Божием// Творения. 2‑е изд. Киев, 1907. Ч.5. кн. XVI, гл. 29. С.193.

57Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры.// Полн. Собр. Творений. СПб.,1913, Т.1, 1, 8. С.174.

58Григорий Богослов, св. Слово 39. На святые светы явлений Господних//Творения. 3‑е изд. М., 1889. Ч.3. С.215.

59См.: Ианнуарий (Ивлиев Д.Я.), иеромонах. Святоотеческое понимание тех мест Священного Писания Нового Завета, которые носят характер субординационизма в отношениях между лицами Святой Троицы: Соч. на соискание ученой степени кандидата богословия. Л., 1980.

60Василий Великий, св. Письмо 38: К Григорию брату; письмо 228: К Амфилохию; письмо 206: К Терентию Комиту. Цит. По: Малиновский Н., ПРОТ. Православное догматическое богсловие. 2‑е изд. Сергиев Посад, 1910. Т. 1. С. 395–396.

61Григорий Богослов, св. Слово 39. На святые светы явлений Господни// Творения. 3‑е изд. М., 1889. Ч.3. С. 216.

62Григорий Богослов, св. Слово 29,2.

63Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры.// Полн. Собр. Творений. СПб.,1913, Т.1, 1, 8. С.172.

64Цит. по: Николин И. Учебный курс по догматическому богословию. Сергиев Посад, 1915. С.76—77.

65Кирилл Иерусалимский, св. Огласительные и тайноводственные поучения. XI, 18. М., 1900. С.147.

66Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры.// Полн. Собр. Творений. СПб., 1913, Т.1, 1, 8. С.168.

67Пространный христианский катихизис Православной Кафрлической Восточной Церкви. О восьмом члене Символа веры.

68Болотов В.В., проф. К вопросу о Filioque. СП6., 1914. С.63.

69Воронов Л., проф., прот. Вопрос о “Филиокве” с точки зрения русских богословов // Юбилейный сборник, посвященный 175-летию ЛДА. М., 1986. С. 177, 180, 181. (Богословские труды).

70Излагается по: Лосский В.Н. Очерк Мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды. М., 1972. Сб. № 8. С. 41—42, 46, 48.

71Цит. по: Булгаков С. Свет Невечерний. М., 1917. С. 125.

72Нужно заметить, что в связи с тем что после VII Вселенского собора 787 г. Вселенские соборы всей Православной Церкви больше не проводились, постановления так называемых «исихастских» соборов в Константинополе 1341, 1347, 1351 гг., строго говоря, не являются общеобязательными для принятия их всей Православной Церковью будучи документами Поместного собора Православной Церкви Византии. Хотя формально эти соборы носили поместный характер, их решения получили одобрение всей полноты Православной Церкви. Эти решения признал, в частности, в 1354г. при рукоположении в Константинополе святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси. Уже современники сравнивали Собор 1351г. по его значению с древними Вселенскими соборами [см: Экономцев И.Н. “Письмо Церкви” святителя Григория Паламы // Юбилейный сборник Московской духовной академии. М., 1986. С. 294 (Богословские труды)]. Учитывая особую важность богословских документов указанных соборов, некоторые участники недавних Предсоборных совещаний рекомендовали их постановления о Божией сущности и Ее действиях, о нетварности и благодати, о видении Божественного света, Исповедание веры св. Григория Паламы провозгласить общецерковными, т.е. приравнять их по авторитетности к Никео-Цареградскому символу веры и к догматическим постановлениям семи Вселенских соборов, Поместных соборов, утвержденных на V‑VI Трулльском соборе. (См.: Василий, архиеп. Символические тексты в Православной Церкви// Богословские труды. М. ‚1968. Сб. №4. С. 31–32).

73От греч. слова ήσυχία — тишина, безмолвие, молчание. Об исихазме см.: Мейендорф И., прот. Св. Григорий Палама, его место в предании Церкви и современном богословии // Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981; Лепахин В. Умное делание: (О содержании и границах понятия «исихазм») // Вестник Русского Христианского Движения. Париж, 1992.

Основы православного вероучения
священник Сергий Рассказовский