Состояние и содержание мыслей

Состояние и содержание мыслей

Состояние и содержание мыслей

Святые отцы и подвижники благочестия, описывая мыслительную деятельность человека, говорят о состоянии мыслей и их содержании.

Состояние мыслей – положение, в котором они находятся104.

О состоянии мыслей святые отцы пишут очень много. В целом, выделяются такие состояния мыслей, как рассеянность и собранность105:


Содержание мыслей – сущность, основная суть106. [Святые отцы пишут также о «качестве мыслей»107]. По своему содержанию или качеству мысли делятся на добрые и злые.



* * *

104

Педагогика. Словарь научных терминов. М., 2009. С. 648.


105

Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. М., 2009. С. 51. Василий Великий, святитель. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго. Спб., 1911. Т.2, С. 183.


106

Педагогика. Словарь научных терминов. М., 2009, с. 644.


107

О качестве мыслей пишут многие святые. Так, святой праведный Иоанн.

Добрые мысли

Какие мысли в душе добрые? Это мысли:

· об истинной цели земной жизни и способах достижения её;

· об исполнении нравственных законов и следовании духовно-нравственным идеалам;

· об исполнении своего долга и обязанностей;

· о своём несовершенстве и средствах совершенствования сил своей души;

· об искоренении своих недостатков и тех, за кого мы отвечаем;

· о служении Богу, Отечеству и ближним и подобные108.

На вопрос: «О чём житейском можно думать?» – святитель Феофан Затворник отвечает: «Так как нам нужны: кров, одежда, пища и другие вещи, то нужно и добывать их; нужно потому и думать об этом и стараться. И в этом ничего нет грешного. Так Бог благословил устроить нашу жизнь. Но к этому безгрешному враг, подкравшись, прививает грешное, это непрестанную заботу, которая и голову тяготит и сердце гложет. Против этой болезни направлены все наставления Спасителя о непопечении: «не заботьтесь о завтрашнем дне ибо завтрашний (сам) будет заботиться о своём» и т.д. (Мф.6:34). Не то сие значит, чтоб ничего не делать, а то, чтоб всё делая, не томились излишнею заботою, которая ничего не предаёт, а только томит...»109.

При этом нужно избегать осуечения, которое составляют не дела, а образ совершения их. «Об одном надо позаботиться, чтоб всё это меньше осуечало... полагаю, что возможно при всех хлопотах держать душу несуетящеюся. Ибо и великие святые строились и хлопотали же? Святой Афанасий Афонский и умер на строении. Стало, можно совмещать с внутреннею жизнью хлопоты строительные. Как? Мне думается, надо себя так наладить, чтоб, не суетясь, делать возможное... и, делая одно, не забегать вперёд и не нахватывать в голову десятки других дел. Когда дело определено, то уже от него можно отвести внимание и держать его где должно, пока дело в ходу и идёт к концу. Когда кончится и надо другое начинать, тогда его обдумывать... и, обдумавши и пустивши в ход, опять отвлекать от него внимание и держать его у себя дома. И так далее. Началась утреня... ну и пусть душа в утрени будет, не пускайте её за церковь. После утрени надо обед заказать!.. Заказан – и конец... Так и всё. Осуечения составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове... Надо те все прогнать, а одно делать. <...> Всяко сему учиться надо и, кажется, можно научиться»110.

Святитель Феофан Затворник даёт совет, что́ нужно думать во время дел по долгу службы, всех хозяйственных дел. Как сделать так, чтобы мысли о работе способствовали нравственному росту. «Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были нам назначаемы; не вообще только, а часто всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу... Через это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем, в том же порядке исполните второе-третье и так до конца дня; то вот вы весь день с мыслью о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов»111.

Таким образом, святые отцы показывают при каких условиях мысли о житейских заботах, хозяйственных делах становятся добрыми.

Ответ на вопрос: «О чём нужно думать?» – даёт святой апостол Павел: «Что только истина, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». (Флп.4:8).


* * *

108

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2007. С. 610.


109

Собрание писем святителя Феофана Затворника. Афонский Русский Пантелеимонов монастырь. 1898. П. 287. С. 139–140.


110

Симфония по творениям святителя Феофана Затворника. М. 2008. С.20


111

 Собрание писем святителя Феофана Затворника. Афонский Русский Пантелеимонов монастырь. М., 1898. П. 279. С. 136.

Н.В. Маслов. Значение мыслей в жизни человека