Что принято называть нравственностью?
Под нравственностью человека принято понимать отношение человека к Богу, к другому человеку и к обществу людей.
В основании этих отношений лежит нравственное чувство добра и зла. При участии этого чувства человек рассматривает свои отношения с целью выявить то добро, которое в них заложено, или зло, если таковое в них присутствует. Такое рассмотрение помогает ему тем самым добро в себе утверждать и развивать, а зло удалять из своих повседневных дел.
От этого слова получает свое наименование понятие нравственность, ибо в нраве находят отображение общие свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувства и воли. В нраве сказываются преобладающие привычки и навыки человека.
По нраву, например, люди могут быть вспыльчивыми, горячими, беспокойными или, наоборот, тихими, мирными, спокойными. Нрав отображается в мягкости, отзывчивости, милосердии или в противоположном: грубости, жестокости, требовательности, неуживчивости. Каков у человека нрав, такова и его нравственность. Если люди не приобщены к образованию, культуре, общественной жизни, а живут естественной жизнью, то нравам их соответствует и их нравственность. Люди эгоистического, недоброжелательного нрава и к другим людям относятся эгоистично, холодно, недоброжелательно. Значит, нравственность их будет низкой, общественно вредной.
Нравственности человека свойственно возрастать, развиваться. В результате он улучшает свои отношения к Богу, к другому человеку и к обществу людей. Внутренней опорой для человека в улучшении этих отношений являются те силы, которые заложены в его Богом данной природе и которые у него всегда «под рукой». Этими силами являются: разум человека, нравственные чувства (стыд, совесть, обязанность, ответственность, вменение) и чувство свободы воли.
В основе отношений человека к физической природе лежат два чувства – эстетическое и утилитарное, то есть чувство красоты и чувство хозяйственной пользы. А в отношении человека к человеку лежит нравственное чувство добра и зла. По христианскому учению, человек для человека никогда не должен быть средством для достижения своекорыстных целей, а всегда только целью, чтобы помогать людям от силы в силу, уподобляясь Небесному Отцу.
Виды нравственности: естественная и христианская; недостаточность естественной нравственности, появление Евангельского учения; состав христианской нравственности, созидающей целенаправленную жизнь христианина и направляющей ее на практическое осуществление намеченных нравственных дел
Нам известно, что нравственность делится на естественную и христианскую.
Естественная нравственность коренится в самой природе человека и составляет существенную внутреннюю потребность его богозданной природы. Этой нравственности было бы достаточно, если бы человек не пал и не исказил своей духовно-нравственной природы. Достаточно было бы потому, что Господь до грехопадения находился в постоянном общении с человеком, беседовал с ним непосредственно и говорил о том, что нужно для развития человека. Адам, как повествует книга Бытия, имел личное общение с Богом, он не страшился Его, ибо пребывал в мире с Богом.
Ее стало недостаточно по причине падения человека, прекратившего непосредственную связь и беседы Бога с ним. Теперь Бог стал говорить людям не непосредственно, а через пророков. Бог сообщал пророкам Свою волю и оценку тех или иных событий из жизни еврейского народа. Такими пророками были Моисей, великие и малые пророки. Они и сообщали людям так называемые заповеди и законы о жизни, достойной Бога и человека. Так появилось Божественное Откровение.
Религия и нравственность: религиозное сознание человека, выстраивающее отношение человека к Богу; сосредоточение внимания на Боге, на Его благодатном воздействии на мир и людей, научение видеть Бога внутренним зрением; нормы, вытекающие из религиозного сознания человека и определяющие его нравственность; озабоченность человека принять Бога в свою жизнь и с Его законом согласовывать свое поведение
Религиозное сознание человека своей сутью имеет личный духовный опыт человека, который становится очевидным в результате живой связи духа человеческого с Духом Божиим. Ибо религиозный опыт открывает человеку акты веры, наполняющие его душу верным религиозным содержанием, и выстраивает отношения человека к Богу как к Предмету своей веры.
Оно сосредоточено на Боге, на Его промыслительном отношении к миру и людям, на Его благодатном воздействии на них. Религия связывает человека с Богом через определенный культ: богослужебные чинопоследования, священнодействия, Таинства и обряды, пастырскую проповедь и церковные установления, личную молитву, необходимые в христианской жизни. Религия настраивает человека видеть Бога внутренним зрением. В результате человек верит Богу, надеется на Его благодатную помощь и рассчитывает жить по этой вере и при этой помощи.
Они исходят из нравственного сознания человека, которое является существенной частью его религиозного сознания. Религиозное сознание касается всех его религиозно-нравственных норм. Эти нормы вытекают из религиозного сознания каждого человека и определяют его нравственность: отношение к Богу, к самому себе, к окружающим людям и к миру. Следовательно, нравственность отвечает на вопросы: как жить, какого придерживаться поведения во всех своих жизненных отношениях? А религия – во что веровать и как веровать?
Христианская нравственность возвышает озабоченность каждого человека таким образом, чтобы в основание его естественных нравственных стремлений было положено желание принять Бога в свою жизнь и с Ним, с Его законом согласовывать свое поведение, получать от Него дар благодати и тем самым приобретать такие навыки и такое умение, которые пригодились бы человеку и в этой жизни, и в вечности, в обителях Небесного Отца.
Оно вызвано тем, что указанные через пророков нормы перестали находить должный внутренний отклик в жизни еврейского народа. И тогда на землю снизошел и воплотился Сын Божий. Он принес нам Свое Евангельское учение, содержащее вероучение и нравоучение. Оно и составило основу христианской нравственности.
В состав христианской нравственности, созидающей целенаправленную жизнь христианина, входят вера в Бога, в Святую Церковь, в церковные Таинства и в «жизнь будущего века». На них христианская нравственность покоится как здание на своем фундаменте. Руководимый и укрепляемый благодатью Божией христианин приобретает для себя свидетельства разума, откровение религиозного опыта, отклики нравственного чувства и свободы воли, которые он и направляет на практическое осуществление намеченных им нравственных дел.
Базовый компонент христианской нравственности составляет Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа, ибо оно ориентирует человека на главную цель его жизни и на правила поведения, указанные Божественным Откровением.
Основы христианской нравственности, прот.Геннадий Нефёдов