5 июня.Отдание Пасхи

5 июня.Отдание Пасхи

Отдание праздника Пасхи

Отданием называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения.

Первоначально отдание появилось в IV веке для некоторых великих праздников, таких как Пасха, Пятидесятница, Рождество, но позже церковью было принято решение праздновать отдание после всех великих праздников.

День Отдания праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы (недели). В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле. Он являлся ученикам, Матери Божией до дня Вознесения.

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном.

В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года.

Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, которое совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения Недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих двунадесятых праздников. Богослужение в этот день совершается при полном освещении храма по пасхальному чину, и вечерня, и утреня – пасхальные. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху и с великим славословием.

В этот день священнослужители облачаются не в красные, как это было в Светлое Христово Воскресенье и все последующие за ним дни, а в белые ризы. Во время Богослужения они стоят в центре храма. Звучат пасхальные песнопения, как в первый день Пасхи, и литургия совершается при открытых Царских вратах с пасхальными приветствиями «Христос Воскресе!».

К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон.

С этого дня православные верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе – Воистину Воскрес», как это было весь пасхальный период. После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и кладут ее в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Царские врата закрываются.

По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный Крестный ход. Но каждый из нас продолжает хранить в душе радость о Воскресении Господа и Его Вознесении, а также Его слова о том, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века». А для того, чтобы в будущей вечной блаженной жизни мы стали причастниками светлой Пасхальной радости в Царствии Небесном, ныне, в жизни земной, нам нужно добрыми делами и благочестием нести людям свет веры Христовой.

День отдания Пасхи. Стяжание драгоценное

Существует традиция в канун вечером и в сам день Отдания Пасхи служить Пасхальным чином, практически полностью повторяя службу праздничной ночи. Побывать на этом богослужении — это уникальная возможность вернуть ощущение радости Воскресения Христова, услышать еще раз праздничные слова и гимны, согревающие христианское сердце.

Пасхальные песнопения — тропарь «Христос воскресе из мертвых», Пасхальный канон, начинающийся словами «Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха!», стихиры Пасхи: «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель» — звучат в храмах на протяжении всего пасхального периода.

Первый раз эти песнопения исполняются в пасхальную ночь — на заутрене, затем — ежедневно на Светлой седмице, и на каждом воскресном всенощном бдении, и в последний раз — накануне Отдания Пасхи. Каждая строчка пасхальных песнопений исполнена радости и ликования о Воскресшем Христе Спасителе. Автором Пасхального канона и стихир считается преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке. Но интересно, что преподобный Иоанн использовал в качестве основы для своих поэтических произведений творения святителя Григория Богослова (ок. 330-390 гг.), в частности Слово 1 «На Пасху и о своем промедлении» и Слово 45 «На Святую Пасху». Собственно, это проповеди святителя Григория. Слово 1 стало своеобразным началом его проповеднической деятельности и было произнесено вскоре после священнической хиротонии. Слово 45 относится уже к периоду его епископства.

Чтобы увидеть, насколько тесно связаны пасхальные песнопения с творениями святителя Григория Богослова, достаточно нескольких примеров. Начало 1-го Слова святителя Григория: «Воскресения день — благоприятное начало. Просветимся торжеством и обымем друг друга. Рцем: братия, и ненавидящим нас(Ис. 66, 5),кольми паче тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению, простим друг друга…». И цитата из Слова 45: «Пасха! Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств». Практически буквально с проповедью святителя Григория совпадает ирмос 1-й песни Пасхального канона: «Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия», ирмос 8-й песни: «Сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки», а также славник стихир Пасхи: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением…».

Но это еще не всё. Святитель Григорий продолжает свое 1-е Слово: «Вчера я распинался со Христом, ныне прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера спогребался, ныне совоскресаю». Эта фраза полностью вошла в тропарь 3-й песни Пасхального канона: «Вчера спогребохся Тебе Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем».

Теперь рассмотрим начало 45-го Слова святителя Григория: «На стражи моей стану, говорит чудный Аввакум (Авв. 2:1).Стану с ним ныне и я, по данной мне от Духа власти и созерцанию; посмотрю и узнаю, что будет мне показано и что возглаголано. Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его яко образ Ангела (Суд. 13:6),и одежда его как блистание мимолетящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом и сказал: “Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых,— восстаньте с Ним и вы”». Точно так же звучит ирмос 4-й песни Пасхального канона: «На Божественной стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен».

Затем святитель Григорий объясняет символику ветхозаветного пасхального агнца, ставшего прообразом Агнца Нового Завета — Христа: «Для сего берется овча (Исх. 12:5)… мужеского пола, потому что приносится за Адама… по великой власти, силою расторгает девственные и матерние узы… Единолетно, как солнце правды (Мал. 4:2), и как благословенный венец благости (Пс. 64:12)». Эти слова мы находим в тропарях 4-й песни Пасхального канона: «Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Хрисос: яко человек же, Ангец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся» и «Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце».

В завершение 45-го Слова святитель Григорий Богослов говорит о Пасхе как прообразе причащения будущих благ в Царстве Божием: «Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразовательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете… Впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сие ново во царствии Отца (Мф. 26, 29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере…» и «Великая священная Пасха и очищение всего мира! Буду беседовать с тобой, как с чем-то одушевленным. Слово Божие, и свет, и жизнь, и мудрость, и сила!». Та же мысль звучит в заключительном тропаре 9-й песни Пасхального канона: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего».

Вот так произнесенные святителем Григорием Богословом почти семнадцать столетий назад проповеди продолжают ежегодно звучать в православных храмах на Святую Пасху. Почему преподобный Иоанн Дамаскин выбрал именно его творения и переложил их в стихотворную форму богослужебных песнопений? Наверное, потому, что именно слова великого святителя и учителя Церкви Григория Богослова во всей полноте раскрывают смысл пасхального торжества для нас. А лучшее, что можем сделать мы,— последовать совету святителя Григория: «Принесем же дары Пострадавшему за нас и Воскресшему. Может быть, вы думаете, что я говорю о золоте, или о серебре, или о тканях, или о прозрачных и драгоценных камнях… Нет, принесем самих себя — стяжание самое драгоценное пред Богом и Ему наиболее свойственное… Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам; сделаемся богами ради Него, ибо и Он стал человеком для нас… Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Тому, Который предал Себя за нас в цену искупления, — ничего не принесет он равного тому, как если представит Ему самого себя, разумеющего силу таинства и соделавшегося всем для Христа, как Он для нас» (Слово 1 «На Пасху и о своем промедлении»).

Священник Василий Куценко
Православие и Современность


Отдание Пасхи. «Господи! Дай нам не забыть это!»

…Пасха прошла… уже «отдание»…

Припоминаю, как один епископ говорил, что иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание. Хотя я и не имел никаких оснований возражать против этого, считая мысль совершенно правильной, но в сердце (странно устроена наша душа) где-то таилось равнодушное маловерие…

Потому я даже забыл про то, чтобы просить чего-либо у Воскресшего. Но милость Божия — как бывает это нередко — дана была неожиданно, не по заслугам. Благодать есть «благодать», то есть незаслуженный дар. И какая дивная, чрезвычайная, единственная за всю мою жизнь благодать. Не хочется даже говорить о ней, а нужно скрыть, как драгоценное сокровище, от посторонних очей и, особенно, врагов. Поэтому запечатлею крестом святым дальнейшие строки о ней.

ПОПРАЗДНЕСТВО ПАСХИ

«Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею (субботою), Церковь продолжает его, хотя с меньшею торжественностию (как попразднество), еще тридцать два дня до Вознесения Господня (по день «отдания» Пасхи) и, сверх того, вспоминает воскресение Христово еженедельно, в первый день седмицы». У евреев первым днем считалась суббота: а у христиан стал почитаться день воскресения. Скажем об обоих днях.

До «отдания» каждое воскресенье поются (кроме Фоминого) на вечерне «стихиры Пасхи» («Дa воскреснет Бог… Пасха красная…»), со славником празднуемой недели (мироносицам и проч.); а также поется пасхальный канон («Воскресения день…»). И ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря: «Христос воскресе».

«Воскресение Христово…» на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный «Плотию уснув» потом уже — празднуемой недели.

Так ясно празднуется «попразднество» воскресения Христова — тридцать девять дней! Это — совершенно небывалое торжество! Обычно попразднество продолжается от одного до восьми дней.

Потом, накануне Вознесения, совершается «отдaние» Пасхи. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху; и проч., как и в воскресенья пасхальной седмицы; и с великим славословием.

Эта же служба является одновременно и предпразднеством Вознесения, поэтому третий канон полагается уже Вознесению. На литургии — прокимен «Сей дeнь…»; но «Апостол и Евангелие – дня».

А конец – «якоже указася и на самую Пасху…», «И тако отдается праздник святаго и живоноснаго Христова воскресения».

Плащаница уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается). Но воскресение Христово воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется «Господним» днем. И, таким образом, Пасха совершается, в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.

И, по церковному уставу, служба в этот день совершается без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрене Евангелие о явлениях Христа по воскресении Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от гроба…»

Первый канон посвящается непременно воскресению Христову, а второй — уже кресту и воскресению.

Верующие должны участвовать в службах.

По великом славословии поются, по очереди, тропари: «Днecь спасение…» или «Воскpec из гроба…».

ДЕНЬ ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ

И этот день отводится также делам милосердия.

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: «B первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя», — согласно повелению апостола Павла — и сберегает, сколько позволит ему состояние… (1 Кор. 16, 2-3).

Для чего же апостол этот день назначил для пожертвования? Почему не сказал: в понедельник, во вторник или в прочие дни недели? Конечно, — с тем намерением, чтобы в самом дне воскресения иметь побуждение сильнее располагать нас к благотворению.

И почему этот день способнее побудит нас к милостыне?

Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния: в оный попрана смерть; уничтожено проклятие; истреблена власть греха; врата адовы сокрушены; пленен Диавол: прекращена долговременная вражда; на земле водворился мир; род человеческий достиг прежнего — гораздо большего — благородства. Святой Златоуст — великий проповедник милостыни. За это собственно он и пострадал, обличая богатых!

Эта милостыня бедным, говорит он, очень часто и есть лучшая «служба» Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары.

Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И место ли нам быть с Ним на трапезе Его в Царствии с Ним, — если мы не окажем милости Его братьям (Лк. 22, 30)?

Не думаю! Слово Христово — истина! И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например: «…хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это — глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот — Мне сотворил… (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было У тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает Bce» (Т. 2. С. 327).

«Бедные — врачи наших душ, благодетели и предстатели; потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Владыкою» (т. 3. С. 308).

«…Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброю совестью, и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благoсловеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира… (Мф. 25, 34)» (Т. 4. С. 33).

«…Не запрещаю делать богатые вклады (на храм): требую только, чтобы вы вместе с вкладами — и даже прежде них — творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше — милостыню. <…> Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?» (т. 7. С. 522).

Милостыня — важнее жертв: милостыни, а не жертвы (Ос. 6, 6; 9, 4). Она отверзает небеса: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. 10, 4). — Апостол Павел сказал сначала о воскресении, и тотчас же о милостыни! (1 Кор.15; 16. См. толкование Златоуста).

Господи! Дай нам не забыть это!

Митрополит Вениамин Федченков – Пасха. 

О праздниках и богослужениях православной церкви, Москва 2007