28 мая - Вознесение Господне

28 мая - Вознесение Господне

ПОЧЕМУ ДЛЯ НАС ТАК ВАЖЕН ТОТ ФАКТ, ЧТО ГОСПОДЬ ВОЗНЕССЯ НА НЕБО?

    Все двунадесятые праздники во главе с праздников Праздником – Светлым Воскресением Христовым являются элементами, из которых состоит искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Это словно бы мозаика из двенадцати элементов, которые при совмещении дают прекрасную и могущественную картину спасения Богом человека – картину преогромной Божественной любви к роду человеческому.

Но почему же Вознесение Господне является кирпичиком в домостроительстве Божием по спасению мира и человека? Почему оно так важно для нас? Казалось бы, нам нужно грустить. Спаситель покинул учеников Своих, покинул человечество, покинул мир. Что здесь праздновать?

Но, конечно, это языческий, материалистический взгляд на вещи ветхого человека. Почему?

Во-первых, человек, мыслящий только материально, думает, что материальный мир бесконечен и бессмертен, что сам он в нем будет жить вечно, что выше этого мира ничего нет.

Или, наоборот, он впадает в уныние из-за того, что смерть – это финал. Конец. И за ним только леденящий душу мрак могилы, распад на атомы и пустота. Ничего нет.

Отсюда ветхим человеком, язычником-материалистом, движут либо чувство вседозволенности типа «взять от жизни все, пока не умер», либо чувство мрачнейшего отчаяния от бессмысленности происходящего.
Остается ему лишь одно – забыться в цветном фейерверке-калейдоскопе событий и «утонуть» в телесных грехах да удовольствиях, пока пир во время чумы еще не закончился. Забыться, не думать о смерти – вот желание такого человека.

Но православный христианин мыслит не так. Он знает, что этот мир – лишь маленькая часть, питающаяся живительными соками преогромного духовного мира. Это лишь маленький спичечный коробок, или, лучше сказать, колыбель для человечества, в котором мы живем, лелеемся Богом и вырастаем. Этот коробок открывается со смертью, и душа человеческая вступает в преогромный духовный мир. И начинает свою жизнь в ней. А после Второго пришествия Христова в этот обновленный Богом мир вступит и тело, материя. Вот чем живет православный человек. Его земная жизнь подготовка к тому – горнему миру. И с этой точки зрения Вознесение Господне имеет важнейший смысл. О нем говорит сам Господь в Евангелии: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:1–3).

Т. е. Спаситель, Вознесшийся телесно на Небеса, проложил нам дорогу в горний мир и вознес человеческую природу, а фактически каждого из нас – в наивысшее возможное для человека место – к Престолу Божию. К тому же, по утверждению Господа нашего Иисуса Христа и высказываниям святых отцов, ад и рай имеют свою структуру и свои уровни. Их можно очень грубо схематически представить в виде многоквартирных домов. И в раю каждому из нас лично Господь приготовил обитель, дом, каждому из нас Бог приготовил венец святости и место в раю.

Другой вопрос – захотим ли мы сами вступить на эту лестницу восхождения? Захотим ли и мы вознестись? Преподобный Ефрем Сирин в своем труде «О покаянии» говорит замечательные воодушевляющие слова: «…прежде нежели воззрит человек к Богу, Он говорит ему: ‟Здесь Я!”; прежде нежели приблизиться к Нему, отверзает сокровище перед ищущим; прежде нежели прольет слезы, источает сокровища; прежде нежели попросит, примиряется с ним; прежде нежели помолиться, удостаивает милости. Ибо этого требует и хочет любовь Божия».

Нужно только остановиться, нужно только очнуться от гонки этой чадной и страстной и рассмотреть в безмятежном и вечном покое духовных небес, дверью в которые, без сомнения, есть Православная Церковь, золотую лестницу Вознесения Господня – лестницу в преогромный и прекраснейший мир. Лестницу, подготовленную специально для тебя…

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь


ПРАЗДНИК ДОВЕРИЯ БОГУ

Господь разлучается с нами – и обещает не покидать «до скончания века». Он предлагает нам Свою помощь, обещает быть рядом, и уже наш выбор – принять это или не принять.

Вознесение – таинственный и в чем-то парадоксальный праздник, в нем есть как будто некое противоречие. Ведь Господь действительно разлучается с нами и возносится на Небеса. Вместе с тем Он обещает апостолам, а через них и нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Вспомним историю нашего спасения. Спаситель снизошел с Небес на землю, воплотился, родившись от Божией Матери, принял крещение на Иордане от Иоанна Предтечи, а потом 40 дней постился, готовясь выйти на проповедь. Более трех лет Он проповедовал, учил, творил чудеса, исцелял, воскрешал, был предан Своим учеником, принял голгофские страдания, был распят и воскрес. То есть случилось то, что Он заранее предрекал.

В течение 40 дней Он являлся ученикам после Своего Воскресения, а потом – вознесся на Небо. Вот такая очевидная параллель – 40 дней Господь готовился, чтобы идти на проповедь, 40 дней Он являлся ученикам, пребывая с ними телесно здесь, на земле.

Зная о Своем Вознесении, Он обнадежил своих учеников: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Он пообещал, что все будет хорошо, а ученики уже знали, что Господь исполняет обещанное… Поэтому, вопреки тому, что предстояла разлука, сердца апостолов наполнились радостью.

В христианстве вообще очень многое парадоксально.

Некая парадоксальность праздника Вознесения разрешается силой благодати Божией, силой веры, силой молитвы. Особенно это ощущается на богослужении – то, что Господь исполняет слово, сказанное ученикам, – быть с ними до скончания века. Эти слова относятся ко всем нам, к каждому. Ведь Господь рядом с каждым, другое дело, что мы не всегда осознаем это или не доверяем Ему.

В том числе это праздник и про доверие Богу. Господь предлагает нам Свою помощь, обещает быть рядом, и уже наш выбор – принять это или не принять. Если мы себя считаем христианами, то должны радоваться удивительным, таинственным, спасительным словам Господа о том, что Он пребудет всегда рядом, прикладывать все усилия, чтобы и нам быть с Богом, подобно Его ученикам.

Господь обещал послать Утешителя Святого Духа и выполнил обетование. Господь в Духе Святом присутствует в мире, окормляет и поддерживает нас, дает силы быть чадами Божьими. Вот это и должно давать нам такое, пусть рациональное представление о том, что Вознесение – праздник, торжество. Потому что Господь именно так строит дело нашего спасения.

Мы можем думать – «как было бы, если бы было по-другому». Но это просто философствование, оторванное от жизни, а потому – тупиковое.

Мы должны исходить из того, что угодно Богу, и принимать это с верой, любовью и чистотой сердечной. Это и есть момент доверия Богу, послушания Ему.

Что касается детей, их понимания этого праздника, мне кажется, не нужно им объяснять какие-то сложные представления и говорить о вещах, которые, может быть, ты и сам не очень хорошо понимаешь. Побывать с ними на богослужении, ощутить торжество в храме, потом дома создать радостную, праздничную атмосферу – все это поможет детям ощутить, что Вознесение – это праздник, важный для всех.

Христос всегда с нами был, есть и будет. Только бы наши сердца открывались навстречу нисходящему Духу Святому, Им ниспосылаемому от Отца. Только бы оставалась в нас вера и любовь к Церкви Христовой, в которой действуют дары Святаго Духа, и тогда — «Никто же на ны», никто нам не страшен!

Протоиерей Александр Ильяшенко
Записала Оксана Головко
Православие и Мир