1-ое Воскресное Евангельское чтение

1-ое Воскресное Евангельское чтение

Воскресные Евангельские чтения. Евангелие 1-е


Всех утренних воскресных Евангелий [*] читается в Церкви – одиннадцать. Это в уставе называется «столп». После он снова повторяется. И так – весь год.

Вот мы слышали ныне – первое Евангелие. Прочитаем его еще раз; и для понятности на русском языке.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 16-20).

Как вы видите, это – не первое явление Воскресшего Господа по Воскресении. В этой же главе говорится о том, как совершилось Воскресение Христово.

По прошествии же субботы, па рассвете первого дня недели (по-еврейскому, а по-нашему теперь – в воскресенье) пришла Мария Магдалина и другая Мария (неизвестно какая: может быть, Матерь Господа, – как думает Златоуст) посмотреть гроб (Мф. 28, 1).

Вероятно, они вчера или еще в пятницу уже знали, что ко гробу приставлена стража. И пока пришли посмотреть, хоть издали, место погребения любимого Господа: любящему сердцу дорого даже и это. И сейчас ведь есть еще лица, которые посещают могилы любимых и почитаемых людей. И к своему великому удивлению, видят гроб открытым, а камень – отвален от гроба; и на нем – ангел Господень, сошедший с небес, который и сидел на камне (Мф. 28, 2).

Что же до этого произошло?

Сделалось великое землетрясение. Кто же это видел? Видел – этот самый ангел; так как далее сказано: ибо, что значит: «потому что»; значит, далее объясняется это предыдущее, то есть землетрясение. И ангел Божий, приступив, то есть приблизившись, подойдя, ко гробу, и отвалил камень от двери, то есть от входа в пещеру, где в пятницу погребен был Господь. Вид ангела был как молнияи одежда его бела как снег (Мф. 28, 2-3). Таким увидели его и обе Марии; видели его и стражи. Понятно, что всем происшедшим – землетрясением, и явлением ангела, и отвалением гробного камня, на коем была наложена печать, – устрашены были стерегущие, – так что они стали, как мертвые (Мф. 28, 4). И, придя в себя, убежали в город, к первосвященникам.

И около гроба остался один ангел. К этому времени и подошли Марии. Увидев блестящего ангела, они тоже пришли в страх.

Господа же в гробе уже не было: Он Воскрес еще, когда дверь была закрыта камнем; и до землетрясения, и до явления ангела. Ибо Господь после Воскресения имел уже совсем иное тело, чем при жизни; в новом духовном теле Он являлся, исчезал, проходил при закрытых дверях, после сорока дней вознесся.

Испуганным Мариям ангел потому и сказал: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам (Мф. 28, 5- 7).

Действительно, Господа Христа во гробе не было. Для женщин это лишь и было важно; а [сообщение] о землетрясении, явлении ангела, отвалении камня, ужасе и бегстве стерегущих, по сравнению с Воскресением любимого Господа, – было незначительным, почти ничтожным. Однако они все же вошли во гроб; и увидели его пустым. И тотчас же, вышедши... из гроба... со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам о совершившемся. И на пути в город Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! Они поклонились Ему в ноги и даже ухватились за них. Тогда Господь ободрил их: не бойтесь! И повелел им сказать обо всем ученикам и чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28, 8–10). Господь исчез; а они побежали.

Потом рассказывается про стражу, как некоторые из нее рассказали первосвященникам о всем бывшем. Но те советовали им говорить, что ученики ночью украли Его, когда мы спали. И дали им денег. Так потом пронеслось слово сие между иудеями до сего дня (Мф. 28, 11-15).

Вот первое сообщение о Воскресении Господа. Но о нем читается только в субботу на Литургии; и оно не входит в столп из одиннадцати Евангелий.

А первым в этом столпе рассказывается о явлении Господа ученикам в Галилее, – как обещал им ангел и Сам Христос. К этому мы и перейдем...

Одиннадцать, – за изъятием предателя Иуды, – отправились в Галилею, в какую-то уединенную гору, куда повелел им Иисус. Очевидно, эта гора была им хорошо известна, если Господь даже не назвал ее; и сам апостол Матфей, писавший это Евангелие, умолчал об этом.

Нужно думать, что в Галилею с апостолами помчались и женщины. Невероятно, чтобы они, при таких чрезвычайных событиях, удержались в Иерусалиме. Тем более что ангел сказал им: Христос предваряет вас в Галилее; там Его увидите.

И действительно, когда все они пришли в Галилею, на гору, не в пещеру какую-либо (тогда бы можно сказать: «в гору», –как и переведено по-славянски греческое слово «ис», а «на» открытое место горы; там предварил, то есть уже был, встретил их Воскресший Господь. Все поклонились Ему. И это – так понятно! Но вот прибавлено: а иные усумнились. И неудивительно! Сам апостол Петр, как увидим дальше, вошел во гроб и увидел пелены Господни; но – сказано: не поверил, а ушел от гроба, в себе дивяся (Лк. 24, 12). А Иоанн – увидел и поверил, то есть что Христос Воскрес (Ин. 20, 8). Да и все другие, – когда женщины, прибежавшие от пустого гроба, возвестили им о происшедшем, – не поверили им; и показались им слова их пустыми (Лк. 24, 9-11). Наоборот: удивительно, как Иоанн увидел, и уверовал! Сердце это было более чистое, любящее и доверчивое...

И это слово усумнились, собственно, лишь еще больше убеждает нас в истинном Воскресении. Кто не сомневается в действительности события, тот нисколько не побоится упомянуть и о сомневающихся, зная, что этим еще больше утвердится истина. И нам дороги эти слова: иные же усумнились; зато мы теперь не сомневаемся, как они: другие же, увидев Господа еще издали, поклонились Ему. С ними пойдем и мы навстречу Ему.

И апостол Матфей, сам бывший в числе одиннадцати, упоминает лишь о немногих словах приблизившегося Иисуса. Дана Мне всякая власть на небе и на земле... Прежде, следовательно, этой власти у Него еще не было. Лишь Своим сошествием во ад и Воскресением из мертвых Господь победил державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14), имевшего власть и на земле, над всем миром (Лк. 4, 5 – 6) и даже соблазнившего часть ангелов на небе. А теперь царство диавола разрушено Господом Христом: больше уже бессилен его соблазн на небе; и будут одолевать диавола силою Христовою люди на земле. Для этого и приходил Господь, и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, – говорит святой Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 8).

И теперь апостолы должны проповедовать иную державу – державу Божию, Отца и Сына и Святаго Духа, державу Пресвятой Троицы, уча людей не только веровать в нее, но и соблюдать все, что Я повелел вам, ибо вера без дел мертва сама по себе, как и дела без веры не дают спасения, – говорит апостол Иаков (Иак. 2, 17-22).

Заканчивается же это первое Евангелие чудным обещанием Господа: и се, Я с вами во все дни до скончания века! Это обещано не одним лишь апостолам и бывшим с ними, ибо они умерли, но – и всем верующим во Христа; а значит, и нам с вами.

Какое славное и утешительное обещание! Как пребывал Христос с учениками при жизни, так обещал быть с нами и по Воскресении. Не оставлю вас сиротами,– говорил Он ученикам на прощальной вечере (Ин. 14, 18); а теперь это же сказал всему верующему миру. Какая нам милость и радость! Мы не брошенные сироты, а дети и друзья Христовы, братья Ему (Ин. 21, 5; 15, 15; 20, 17). Он теперь всегда с нами! И евангелист говорит: аминь, то есть истинно! – Аминь.


Р.S.
 Это явление одиннадцати и другим было – не из первых, а, вероятно, последним; ибо святой евангелист Матфей счел нужным указать лишь на первое явление, Мариям, и последнее (Мф. 28, 2-4; 28, 16-20). Особенно потому, что Господь в последнее явление дал заповедь к проповеди и упрекал некоторых за неверие и жестокосердие (Мк. 16, 14), – а в Евангелии Матфея сказано про усумнившихся.

Впрочем, явлений, вероятно, было и больше, чем сказано в Евангелиях. Апостол Иоанн говорит, что если бы написать обо всем о Христе подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25).

И апостол Павел упоминает о явлении Воскресшего Господа Кифе (то есть апостолу Петру) отдельно, потом Иакову, и более чем пятистам верующим и наконец, ему самому (1 Кор. 15, 5-8). Но об этом в Евангелиях не говорится.

Источник: Вениамин (Федченков), митр. Царство Святой Троицы. – М.: Правило веры, 2006. С. 614-619.

ПРИМЕЧАНИЕ

[*] Имеются ввиду евангельские зачала, читаемые на утрени за каждым воскресным вечерним богослужением, начиная с праздника Пасхи.

Зача́ло (греч. περικοπή) – нечто отделенное со всех сторон) – пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостол (раздел, объединяющий книгу Деяний апостолов и апостольские послания), на которые они разделены для прочтения при совершении богослужений.

Существуют:

· Рядовые зачала – на каждый день в течение года;

· Праздничные зачала – для праздничных служб;

· Постовые зачала – для богослужений во время Великого поста;

· Общие зачала – для «общих служб» святы;

· Требные зачала – «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.

Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» (Ин. 1, 1-17); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» (Деян. 1, 1-8).

В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 355. Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Если одно и то же зачало относится сразу к нескольким событиям, то оно может быть разделено на части. Когда написано «зачало …, от полу», это значит, что зачало следует читать не с начала, а немного ниже.