Причастие

Причастие

Причастие

 

Целью нашей жизни является духовное обновление. Оно осуществляется не только нашими усилиями, но, в особенности, нашим таинственным соединением с Богочеловеком Иисусом Христом — источником жизни. Таинство, в котором это соединение осуществляется, именуется Причащением, и происходит оно во время божественной Литургии, где хлеб и вино в чаше становятся истинным Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа.

Необходимость соединения верующих с Собой Господь раскрыл в беседе о Виноградной Лозе: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:46). Еще явственнее Он раскрыл необходимость причащения в Своей беседе о Хлебе Небесном: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, а кровь Моя истинно есть питье. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6:53-56).

Сам же способ совершения этого таинства Господь Иисус Христос установил наТайной Вечери — накануне Своих крестных страданий. Впервые лично совершая его, Господь взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «Примите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Потом, взяв чашу и возблагодарив, подал её апостолам, говоря: «Пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:26-28; Марк. 14:22-24; Лук. 22:19-24; 1 Кор. 11:23-25).

Причастив апостолов, Господь заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание», — т. е. постоянно совершайте это, вспоминая Меня и все то, что Я сделал для спасения людей. Согласно этому повелению, таинство Причащения постоянно совершается в Церкви и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемымЛитургией, во время которой хлеб и вино силой и действием Духа Святого прелагаются, или пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Таинство причащения еще называетсяевхаристией, что по-гречески значит «благодарение», так какблагодарение Бога составляет главное содержание молитв этого богослужения.

Первые христиане причащались каждый воскресный день, который тогда назывался «день Господень». Однако со временем усердие христиан стало падать, и сейчас большинство причащается один или несколько раз в году, что, конечно, очень печально, потому что соединение с Господом является мощным источником духовного обновления и внутренних сил для верующего.

Однако, более частое причащение не должно служить поводом к потере благоговения к этому величайшему Таинству. К нему следует всегда подходить с соответствующей подготовкой: очищением совести от грехов, молитвой и духовной собранностью.

Примечания

Хлеб для Причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос.«Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», — говорит апостол Павел (1 Кор. 10:17). Само наименование хлеба в Евангелии — артос — говорит о том, что это неопресноки (маца), а именно хлеб, приготовленный на дрожжах. Вино для Причащения должно быть темно-красное, напоминающее кровь.

В апостольские времена христиане причащались каждое воскресенье. Со временем такое усердие стало слабеть, так что в современной практике верующие причащаются гораздо реже. В принципе, следует причащаться почаще. Хорошо причащаться пять раз в году: в день памяти своего святого и по одному разу в течение каждого из четырех постов. Некоторые духовники советуют причащаться еще в двунадесятые праздники, дни великих святых, престольные праздники. Под руководством и с благословения духовного наставника миряне могут причащаться и еще чаще. Но, в таком случае, надо стараться не утрачивать то чувство благоговения и страха Божия, которые всегда должны испытываться нами при подходе к Чаше.

Подготовление к Причащению обычно продолжается несколько дней и касается, как телесной, так и духовной жизни человека. В периоды говения, которые обычно происходят во время многодневных постов (Великого, Рождественского, Апостольского и Успенского), следует воздерживаться от скоромной пищи (мясных и молочных продуктов), от физических удовольствий и всяких излишеств, стараясь пребывать в молитвенном общении с Богом. По мере возможности надо стараться посещать храмовые богослужения.

Когда говение происходит вне установленных Церковью постов, то христианин должен, по крайне мере, соблюдать постные дни — среды и пятницы — и опять же в течение нескольких дней воздерживаться от излишеств и физических удовольствий. Христианин должен усугубить свою молитву, читать книги духовного содержания, размышлять о Боге и стараться пребывать в общении с Ним. Перед Причащением необходимо покаяться в своих согрешениях и исповедаться перед духовником, чтобы приготовить свою душу к достойному принятию великого Гостя.

В канун Причащения, кроме вечерних молитв, следует прочитать дома канон ко Святому Причащению. Духовенство и наиболее усердные из мирян читают еще канон ко Спасителю, или покаянный канон, каноны Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. После полуночи не разрешается ни есть, ни пить (и, конечно, не курить). Утром в день Причащения после утренних молитв следует прочесть молитвы ко Святому Причащению. После причащения следует прочесть благодарственные молитвы, напечатанные в молитвеннике.

Плоды Святого причащения

 Каждый благоразумный человек даже в житейских делах стремится к какой-то цели; тем более это относится к области духовной жизни. Бесцельные поступки здесь неуместны и подчас даже опасны. Прежде, чем что-либо предпринять на пути своего спасения, необходимо изучить ориентиры, ведущие в Царство Небесное. Иначе можно легко заблудиться или напрасно потратить свои силы. Перед причащением, нам надо хорошенько осознать, что дают Святые Дары христианину, и нужно подготовиться к таинству так, чтобы получить его плоды. Если мы не поставим перед собой такую цель, то зачем вообще причащаться?

Старец Парфений Киевский, охваченный пламенной любовью ко Христу, долго повторял про себя молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити» — и однажды услышал тихий сладкий голос: «Ядуший Мою Плоть и пию-щий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Старец просил самого высшего блага для человека: соединения с Богом. И Господь, отвечая на его молитву, подтвердил Свое евангельское обетование о том, что такое единение возможно через причащение. В этом собственно и состоит основная цель нашего участия в Евхаристии: принять в себя Христа и сподобиться жизни во Христе.

Принимая Тело и Кровь Господа, мы становимся, по выражению святых отцов, христоносцами и, одновременно, сами погружаемся во Христа. «Как младенец, — пишет праведный Иоанн Кронштадтский, — носимый в утробе матери, живет весь ею, так и христианин, причащаясь Тела и Крови Христовой, пребывая во Христе, как младенец в утробе матери, живет весь Иисусом Христом: Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57)».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский служил литургию и причащался ежедневно. В своей книге «Моя жизнь во Христе» он постоянно подчеркивает значение Евхаристии для спасения христианина. Близко же знавшие его люди свидетельствовали, что сам он, причащаясь, видимо для всех становился христоносцем. «Вот приобщается отец Иоанн Тела и Крови Христовых, — пишет один из очевидцев. — Лицо его изменилось.

Нет более на нем и следа той утомленности и какой-то скорби или грусти, какие можно было видеть, когда он входил сегодня утром в храм. Необыкновенная духовная радость, необыкновенный мир и небесный покой, необыкновенная сила и мощь отображались теперь в каждой черте его лица. Его лицо как бы светилось, как бы издавало сияние. Такая перемена бывает с ним каждый раз, когда он приступает к Святым Тайнам» . Другого человека, впоследствии ставшего духовным сыном отца Иоанна, богоподобный вид пастыря так поразил, что он в корне изменил свою жизнь.

«Я был в Кронштадте по делу в 1895 году, — делится он своими воспоминаниями. — Я много испытал, растерял веру, озлобился. Ни в храме, ни в молитве искать примирения мне и в голову не приходило. В кронштадтский собор я зашел просто от нечего делать. С первых же слов меня покорила живая вера в пастыре… «Христос посреди нас», — воскликнул он, и я почувствовал, что Христос пришел, что мне Его именно нужно. Его близости не доставало для спасения в этой сутолоке жизни»*. Автор этих строк увидел пастыря, который, благодаря постоянному приобщению Тела и Крови Господним, имел в себе Христа и сам пребывал во Христе. «Христос по-среде нас» — обычные слова, произносимые каждым священником во время служения литургии, произвели на него такое глубокое впечатление потому, что они были произнесены устами праведника, достигшего явного соединения со Христом.

Преподобный Марк Подвижник пишет, что как обычное вино, войдя в человека, соединяется теснейшим образом с его телом, так и Кровь Господня, принятая христианином, исполняет его Духом Божества, и он сам растворяется в совершенной душе Христа. Готовясь к причащению, мы должны готовиться именно к такому полнейшему единению со Христом. Праведники достигали этого. Более того, приобщившись Святых Тайн, они начинали реально ощущать в себе Христа. Например, когда священник совершает Евхаристию, он приносит бескровную жертву. За каждой литургией он вновь и вновь закапает Агнца в жертву Богу Отцу за грехи мира.

Пребывающий во Христе пастырь в эти минуты живо воспринимает чувства Самого Спасителя. Сергий Фудель вспоминает об известном священнике и богослове Валентине Свенцицком: «Вернувшись после ссылки в Москву в 1925 году, я был раз на литургии у отца Валентина Свенцицкого. Я пришел к ее концу, и, когда он вышел с заамвонной молитвой, меня поразило его лицо. Я иначе не могу передать моего впечатления, как сказать, что это было лицо человека, который только что принес себя в жертву, принес реально и мучительно, и вот сейчас выходит к нам, никого еще не замечая от потрясения».

Приняв в Евхаристии Христа, человек духовно освящается, возрождается и обновляется. Он укрепляется в подвиге спасения и получает конкретные духовные дары. Эти дары — свойства души Христа, с которой причастник теснейшим образом соединился.

С приходом Христа в человеке восстанавливается душевный мир. Волновавшие его суетные мысли, желания, чувства затихают или совсем исчезают. В душе воцаряется необыкновенная тишина, и он как бы плавает в море божественного покоя. При этом человеческий дух получает твердость по отношению к демонским соблазнам и уже не колеблется под их воздействием. Безмятежное состояние души дает ей возможность ощутить сладость общения с Богом, отчего внешние радости жизни становятся для нее непривлекательными и чуждыми.

Духовная радость охватывает причастившегося Тела и Крови Христовых. Еще бы! В его сердце — Господь, и он обитает во Христе! Грехи ему прощены, и врата Царства Божия для него отверсты. Наш Господь — духовный огонь; Своим приходом Он согревает душу человека, и ее исполняет благодатная теплота, доставляющая наслаждение несравненно большее, чем все земные удовольствия.

Вместе с миром и духовной радостью причастник получает просвещение своего ума: с него как бы спадает пелена, и он начинает осознавать Божественные истины, изложенные в Священном Писании. И если до причащения слово Божие воспринималось только теоретически, то после соединения со Христом в Евхаристии человек познает и принимает Священное Писание всем своим духовным существом. И это благодатное, таинственное соприкосновение человеческой души с Высшей Истиной прогоняет прочь из нее все сомнения, тревоги и ложные искания. Разум, просвещенный светом Христовым, начинает свободно ориентироваться во всем многообразии духовной жизни.

С принятием Святых Тайн христианин получает приток духовной энергии. Нравственная расслабленность и сердечная сухость исчезают, душа оживает под воздействием благодатной силы. В человеке пробуждается стремление исполнять заповеди Божий. Если прежде он делал это часто по самопринуждению, то теперь в нем горит желание постоянно совершать богоугодные дела и подвиги благочестия. Такое стремление укрепляет мужество, бесстрашие в преодолении препятствий, искушений, соблазнов. Христианин, пребывая во Христе, начинает ощущать в себе даже некоторую ненасытность к духовным занятиям, забывая об усталости и недомоганиях.

Современники отца Иоанна Кронштадтского, наблюдая за его ежедневными благочестивыми трудами, изумлялись его сверхчеловеческой энергии. Сам же он по этому поводу писал: «Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через Святое Причащение, подкрепляет меня. Иначе, где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу святого имени Его и во спасение ближних моих».

Таким образом, готовясь к причащению мы должны знать, что после приобщения Христовых Тайн получим сердечный мир, духовную радость, просвещение ума и благодатную силу, укрепляющую нас в подвигах спасения. Эти дары являются также свидетельством того, что Христос вселился в наши души и тела. Наверное, некоторые из читателей спросят: если я не всегда после причащения ощущаю в себе эти дары, то разве нет во мне Господа? Послушаем, что отвечает на этот вопрос святитель Феофан Затворник: <<Не буду ложно успокаивать вас; да, нет в том Господа. И еще далее проведу это слово, что как нет в том Господа, то нет и спасения тому. Однако ж, смотрите, не тревожьте себя и ложными страхованиями. Может быть нет в совершенстве сих благ, но они есть в начатках. Спросите: как же узнать, есть ли в нас хоть эти начатки? Отвечаю: если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем обусловливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело».

После причащения не надо ожидать в себе внезапного появления сверхъестественных даров и свойств. Духовные плоды зреют неприметно и постепенно. Святые трудились над приобретением добродетелей иногда десятилетиями. Однако полное отсутствие в душе следов благодатных даров после причащения должно насторожить каждого христианина. Непременно нужно поставить перед собой в таком случае вопросы: правильно ли я готовился к принятию Святых Даров? Что явилось препятствием для соединения моей души с Христом? Что необходимо предпринять, чтобы исправить допущенные ошибки?

Кроме благодатного воздействия на душу, Святые Дары производят чудесные изменения и в теле человека. Они укрепляют его и делают необыкновенно выносливым.

В V веке преподобный Герасим основал на берегу Иордана Лавру. Жизнь монахов в ней отличалась особым воздержанием в пище. Пять дней недели они вкушали только хлеб, финики и воду. Вареную пищу разрешалось принимать после причащения в субботу и воскресенье. Приобщение Христовым Тайнам в эти дни было обязательным для всех иноков: именно оно и поддерживало силы постников. Сам же преподобный Герасим в дни Великого поста вообще не вкушал никакой пищи, довольствуясь лишь причащением Святых Даров.

Блаженный Иоанн Мосх в «Луге духовном» рассказывает о пресвитере Петре из Понта, совершившем пешком путешествие по святым места Востока. Выйдя из Лавры «Башен», расположенной близ Иордана, он сначала посетил гору Синай, затем побывал в Александрии и завершил паломничество в Иерусалиме. Пройдя пешком почти 1500 верст, в течение многих дней пресвитер принимал пищу только три раза, укрепляя свои силы причащением Святых Тайн.

Повествуя о постнической жизни пустынников, Иоанн Мосх сообщает, что один из старцев, известный русский мемуарист Филипп Филиппович Вигель (1786—1856) однажды тяжело заболел. Врач быстро откликнулся на вызов, но, осмотрев больного, ничего ему не сказал. «Я спросил его, — вспоминал Вигель, — отчего по всей коже моей показавшиеся сперва красные пятна превратились в фиолетовые, а тут сделались черными? «Да у вас и язык уже весь почернел», — отвечал он». Когда врач выходил из спальни, больной хорошо расслышал, как он посоветовал слуге понапрасну не давать лекарства умирающему, так как жить тому осталось не более суток. Немедленно был приглашен священник, который причастил больного.

«По совершении сего, — пишет Вигель, — вдруг так быстро стали приходить ко мне силы, без помощи лекарств, что брат мой, не находя более присутствие свое для меня необходимым, через два дня отправился к себе домой. Надо мной совершилось чудо, точно чудо! Я могу сказать, что я отведал смерти» .
А вот свидетельства праведного отца Иоанна Кронштадтского: «Слава Господу Иисусу Христу и Животворящим Его Тайнам! Сколько мне приходилось видеть больных, истаявших, как воск, от болезней, совершенно расслабевших, погасавших, и, когда я причащал их Божественных Тайн, они дивным образом быстро поправлялись».

Однажды отец Иоанн был приглашен в купеческий дом причастить больного сына хозяина. Мальчик уже шесть недель был в горячке и пришел в полное изнеможение. После принятия Святых Даров, он быстро выздоровел.

В другой раз кронштадтский пастырь оказался у одра, на котором покоился восьмидесятилетний старец, уже составивший завещание и отдавший последние распоряжения душеприказчикам. Отец Иоанн причастил умирающего, и тот на второй или третий день встал с постели. Через некоторое время старец вновь приблизился к смерти и попрощался с домашними, но, причастившись Христовых Тайн, опять так же быстро поправился.

Один гимназист, вспоминал отец Иоанн, три месяца страдал воспалением живота и, потеряв аппетит, стал похож на живой скелет. Родители готовились уже к самому худшему. Однако после причащения Святых Даров мальчик стал набирать вес, болезнь прошла, и он продолжил учебу.
«Замечательно, — пишет кронштадтский праведник, — что пораженные болезнями организмы как бы ожидают Божественного Тела и Крови и по принятии Их тотчас же оживотворяются и поправляются».

Конечно, не все умирающие выздоравливают после причащения. Многие все равно уходят в иной мир, но уходят с облегчением физических страданий и спокойной душой. К жизни же возвращаются те, от которых Господь еще ожидает добрых плодов.

Тело и Кровь Христовы, очищая наши грехи, даруют здравие не только телу, но и душе. После причащения христианин получает или полное избавление от страстей и греховных привычек, или духовные силы для борьбы с ними. Наша нравственная растленность, служащая страстям удобренной почвой, с приходом Христа попаляется Божественным огнем. Однако человек в борьбе со страстями должен и сам сделать все зависящее от него.

Подвижник знаменитого египетского Скита авва Иаков длительное время искушался демоном блуда. Чувствуя, что положение его крайне опасно, он решился затвориться в пещере и там сосредоточиться на борьбе со страстью. Перед началом такого духовного подвига он обратился с просьбой к своему другу авве Фоке, чтобы тот через сорок дней пришел к нему в пещеру и причастил Святых Даров, а если найдет его мертвым, — похоронил. Авва Фока обещал исполнить просьбу.

По окончании оговоренного срока авва Фока, взяв Христовы Тайны, отправился к пещере. Уже около входа в нее он почувствовал дурной запах и подумал, что его друг скончался. Однако войдя внутрь пещеры, нашел его еще живым, хотя в крайне тяжелом состоянии. Заметив вошедшего, авва Иаков собрал все свои силы и слабым движением руки напомнил о причащении. Авве Фоке с большим трудом, так как челюсти старца были крепко сжаты, удалось открыть уста и приобщить страждущего Тела и Крови Господа. Подвижник стал понемногу приходить в себя, а через день уже смог вернуться в свою келлию. По благодати Божией, с того времени он освободился от срасти блуда.

Страсти не свойственны человеческой природе. Бог сотворил людей бесстрастными. Человек стал подвергаться их влиянию после первого грехопадения. Преступив в раю заповедь Божию, он подпал под власть диавола. Эта власть, по милости Божией, никогда не была абсолютной и еще более стала ограниченной после искупительного подвига Христа. Однако демоны имеют возможность соблазнять человека, подталкивать его к совершению греха. Часто они чуть ли ни принудительно увлекают человека к грехопадению. От христианина подчас требуется полная самоотверженность и концентрация всех духовных сил, чтобы победить с помощью Божией искушение. Если же он не выдерживает борьбы и грешит, то демоны получают над ним большую власть. В случае повторения грехопадений человек может постепенно превратиться в раба какой-либо страсти, и духи злобы посредством ее будут господствовать над ним.

Причащение является для христианина одним из главных средств в борьбе с демонами, ведь, облекаясь во Христа и имея Его в себе, он получает помощь от Самого Бога. А бесы в таком случае уже не могут безнаказанно искушать его, будучи опаляемы Божественной благодатью.
Старец Иоанн Вострский, имевший за свою святую жизнь власть над нечистыми духами, однажды спросил их: чего боятся они в христианах? Ответ был дан незамедлительно: креста, крещения и причащения.
— Из сих трех, чего больше боитесь вы? — снова спросил святой.
— Если б вы, — сказали бесы, — добре хранили то, чего причащаетесь, то никто из нас не смог бы оскорбить христианина.

Преподобному Макарию Александрийскому однажды было видение, от которого он ужаснулся. Монахи приступили к принятию Христовых Тайн, и вдруг он увидел, как некоторым из них бесы, опережая руку священника со Святыми Дарами, давали уголья. Святые Дары же возвращались обратно в алтарь. И, наоборот, когда благочестивые иноки принимали Тело и Кровь Господа, нечистые духи в страхе убегали от них.

Готовясь к причащению, мы должны помнить и о другом важном результате нашего приобщения Телу и Крови Господним: в этом таинстве нам дается залог будущего воскресения и бессмертия. Господь сказал об этом ясно и определенно: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Грех, вошедший в природу человечества, стал причиной болезней, тления и смерти. Христос, соединяющий с Собой человека в Евхаристии, освободил его от власти смерти. Его воплощение от Пресвятой Девы Марии, собственно, и имело целью воссоздать и освятить падшее человеческое естество. Вкушая Тело и Кровь Христа, мы получаем как бы новую закваску для наших тела и души. И хотя по законам земной жизни мы должны вкусить смерть, она становится для истинных христиан неким формальным актом, уже не имеющим прежнего ужасающего значения. Недаром первые христиане называли день смерти рождением в вечную блаженную жизнь. Христовы Тайны являются Божественной пищей, которая таинственным и неприметным образом изменяет наше естество, подготавливая его для вечного бытия в Царстве Небесном.

Поэтому и Церковь Христова проявляет неустанную заботу о напутствовании Святыми Дарами умирающих. Она заповедует всем православным при угрозе их жизни безотлагательно приступать к Животворящим Тайнам. Родственников тяжелобольных Церковь обязывает приложить всевозможные усилия для того, чтобы их близкие не отошли в иной мир без причащения. Священники же должны неукоснительно откликаться на все просьбы прихожан о приобщении умирающих. И это естественно: ведь, приняв Святые Дары, христианин встречает смерть, имея в себе Источник жизни. Он проходит воздушные мытарства; где его ожидают демоны, облеченным во Христа и, наконец, предстает на суд Божий, теснейшим образом соединенный со своим Спасителем.

Господь часто открывает Своим угодникам день кончины — с той целью, чтобы они воспользовались этим важнейшим средством для своего спасения.

В 1949 году в Вырицах под Санкт-Петербургом духовник императора Николая II протоиерей Алексий Кибардин (1882—1964) беседовал с иеросхимонахом Серафимом. Неожиданно отец Серафим прервал беседу и сказал:
— Явилась Женщина.
Отец Алексий, не обратив внимание на слова старца, продолжал что-то рассказывать.
— Вот, Женщина явилась, — повторил иеросхимонах.
Однако его увлекшийся собеседник и на этот раз не остановился.
— Я тебе сказал «явилась», а не «пришла», — уже категорично прервал отца Алексия старец. — Божия Матерь явилась и сказала, чтобы ты меня две недели до самой кончины причащал ежедневно.
Каждую ночь в течение двух недель отец Алексий приобщал старца Святых Тайн. Однажды он проспал и с извинениями пришел к нему позже обычного.
— Батюшка, не беспокойтесь, — утешил его Божий угодник, — меня уже Ангелы причастили.
Глядя на лицо старца, сиявшее необыкновенным светом, отец Алексий подумал: совершенно очевидно, что так оно и есть.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский использовал свой дар прозорливости для того, чтобы помогать людям, приблизившимся к концу своей жизни. В 1889 году к нему приехал Алексей Николаевич Юрьев, занимавший высокое положение в обществе. Привело его к знаменитому протоиерею горе: тяжелая болезнь семилетнего сына. Однако отец Иоанн, словно не слыша просьбы об исцелении мальчика, стал расспрашивать Юрьева о его жизни. Узнав, что он причащался четыре месяца назад, настоял, чтобы он завтра же исповедался и приобщился Христовых Тайн. Хотя Алексей Николаевич был очень занят и приехал в Кронштадт только на один день, все же остался и исполнил совет праведника. По приезде домой он скоропостижно скончался.

Церковные правила разрешают как исключение причащать перед смертью даже тех, кто принял пищу. Один молодой человек, духовный сын отца Иоанна, отправляясь в дорогу, услышал от него настоятельный совет причаститься. Сославшись на то, что уже пил кофе, он сначала отказался. Тем не менее отец Иоанн, настояв на своем, причастил его. В тот же день молодой человек попал в железнодорожную катастрофу и погиб.

Причащение настолько необходимо для умирающих, что святые, чтобы причастить их, иногда совершали чудеса. В монастыре, где настоя-тельствовал преподобный Кирилл Белоезерский, умирал инок Далмат. Священник, принесший Святые Дары для причащения, обнаружил его уже скончавшимся. Смущенный этим, иерей поспешил сообщить о случившемся настоятелю. Преподобный Кирилл, весьма огорчившись услышанным, затворился в своей келлии и встал на молитву. Спустя непродолжительное время в дверь постучали. Келейник принес весть о том, что Далмат еще жив и просит причащения. Святой срочно послал за священником, который, хотя и выразил недоумение, но пошел в келлию Далмата. Каково же было его удивление, когда он увидел инока сидящим на постели! После причащения Далмат попрощался с братией и мирно отошел ко Господу.

Все эти примеры показывают нам значение причащения не только для духовной жизни христианина на земле, но и для благополучного перехода в блаженную вечность.

Таким образом, плоды приобщения Христовым Тайнам многообразны. Они духовно преображают человека, благодатно воссоздавая в нем образ и подобие Божие. Приступая к чаше Господней, мы должны глубоко осознавать это и быть готовыми достойно принять великие дары Божий. Только в таком случае мы сможем достичь цели причащения.

Людям свойственно постепенно ко всему привыкать, и это относится, как ни печально, даже к Божественным Дарам. Подчас некоторые христиане, причащаясь, теряют живое восприятие того, к чему они прикасаются и чего сподобляются. Для них приобщение Святых Тайн становится обычаем, традицией. Другие же в своем духовном охлаждении идут еще дальше: участие в Евхаристии начинают считать некоей обременительной обязанностью, неудобоносимым церковным правилом. Страшное, пагубное заблуждение!

Но иногда бывает, что у великих грешников просыпается такое осознание величия и значения причащения, какого не встретишь и у многих благочестивых прихожан наших храмов.

С. И. Фудель рассказывает, что однажды иерея Владимира Криволуцкого пригласили причастить умирающего, который за много лет перед этим снял с себя сан священника. Когда отец Владимир поставил на столик у кровати дароносицу, умирающий вдруг приподнял голову, всем своим телом потянулся к Святым Дарам и, вдыхая запах святыни, сказал: «Боже, Боже, чего я себя лишил!»

Протоиерей Вячеслав Тулупов