О любви к Богу

О любви к Богу

О любви к Богу

Понятие о любви к БогуЛюбовь к Богу есть то расположение духа, в котором христианин, услаждаясь Богом, как высочайшим благом и совершенством, стремится уподобиться Ему чрез исполнение святой воли Его и достигнуть блаженного соединения с Ним. Блаженный Августин говорит: «Любовь называю я стремлением духа к наслаждению Богом для Бога». И в другом месте: «Любовь есть сила, которая соединяет нас с Богом». В слове Божием заповедуется человеку любить Бога «всем сердцем»«всею душою»«всею мыслию», и заповедь о любви к Богу поставляется «первою и большею» (Мф. 22, 37–38).

Свойства истинной любви к Богу. Свойства истинной любви к Богу суть следующие: 1) она должна основываться не на безотчетных чувствованиях сердца, но на живом познании высочайших совершенств Божиих и благодеяний, ниспосылаемых нам от Бога. «Всяк любяй от Бога рожден есть и знает Бога. А не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть... И мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог любы есть и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин. 4, 7–8, 16); 2) необходимым свойством любви нашей к Богу должно быть то, чтобы мы любили Бога более всего – любовию полною и постоянною, от всего сердца и от всей души. Таковою любовь наша бывает тогда, когда мы ни на небе, ни на земле не находим никого и ничего выше Бога и для Него бываем готовы жертвовать всем – и самою жизнию. «Что... ми есть на небеси, – вопрошает исполненный любовию к Богу, – и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век» (Пс. 72, 25–26). «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь?... Но во всех сих препобеждаем за Возлюбившего ны" (Рим. 8, 35, 37). Святой Златоуст изображает свойства истинной любви к Богу следующими словами: «Уязвленный любовию к Богу и стремящийся к Нему желаниями своими не видит ничего из видимого; он непрестанно воображает о Том, Кого желает и днем и ночью, и лежа и восстал» (Беседы на книгу Бытия. 23,3). Подобными чертами описывает истинную любовь к Богу святой Иоанн Лествичник: «Не столько мать привержена к грудному своему младенцу, сколько сын любви Божией прилепляется к Господу. Кто кого истинно любит, тот всегда любимого им воображает и со услаждением объемлет в уме своем, так что и в самом сне не может оставить своего усердия к нему, но и во сне он представляется ему. Таковою любовию некто, уязвившись, сказал: я по естественному требованию сплю, но сердце мое, по причине великой любви моей к Богу, бдит. Любовь есть огненный источник, который чем более втекает в сердце человеческое, тем большую производит в нем жажду и воспламеняет его» (Лествица. 30, 12–13, 35); 3) любовь к Богу должна быть деятельная, то есть чтобы подтверждала внутренние расположения сердца соответствующими делами. Она должна выражаться чрез стремление ко всему доброму и богоугодному и чрез отвращение от всего богопротивного, также чрез деятельную любовь к ближним нашим. «Сия... есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем», – говорит возлюбленный ученик Христов (1Ин. 5, 3). «Аще любите Мя, – учит Небесный Учитель, – заповеди Моя соблюдите... Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Ин. 14, 15, 21). О тесной связи между любовию к Богу и любовию к ближним апостол Павел говорит: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего» (1Ин. 4, 20–21).

Действия любви к Богу. Истинная любовь к Богу составляет в христианине живое начало всех добрых действий. Но некоторые действия особенно тесно соединены с любовию и служат необходимым обнаружением ее. Любовь не может быть без уважения к предмету любви; любовь к Богу великому и страшному не может быть без благоговения пред Ним. Посему первое необходимое действие любви к Богу есть а) благоговение. Деятельная любовь к Богу не может не стремиться к тому, чтобы подражать Ему во всем, и не может быть равнодушною к славе имени Его. Отсюда происходит б) подражание Богу и в) ревнование о славе Божией.


а) Благоговение

Благоговение пред Богом или страх Божий есть то расположение духа, в котором христианин, почитая гнев Отца Небесного величайшим для себя несчастием, всемерно старается о том, чтобы не оскорблять Его и не лишиться общения с Ним. Слово Божие заповедует нам служить Богу с благоговением и страхом (Флп. 2, 12). «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом», – говорит пророк Давид (Пс. 2, 11); «Бога бойтеся», – говорит апостол Петр (1Пет. 2, 17). Апостол Павел учит: «Темже царство непоколебимое приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12, 28).

Благоговения пред Богом требует от нас: 1) беспредельное величие Божества: «Мене ли не убоитеся? рече Господь: или от лица Моего не устрашитеся?» (Иер. 5, 22). Слово Божие, возбуждая в нас благоговение пред Богом, представляет нам величие Божие в различных чертах. По отношению к власти Своей Бог называется «Богом богов» (Пс. 49, 1), «Богом великим и крепким» (Втор. 7, 21), «Царем царствующих и Господом господствующих» (1Тим. 6, 15). По отношению к полноте совершенств Он есть «Бог разумов» (1Цар. 2, 3), «Царь славы» (Пс. 23, 10); 2) побуждением к благоговению пред Богом служит сознание нашего недостоинства и всецелой зависимости от Бога как Творца и Промыслителя нашего. По учению апостола Павла, мы то же в отношении к Богу, что брение (глина) в отношении к скудельнику (горшечнику): не властен ли скудельник над брением, чтобы из того же смешения сделать один сосуд на почетное, а другой – на низкое употребление? Такую же власть Бог имеет над нами, и кто может противиться воле Его? (Рим. 9, 20–21).

Плод страха Божия. Благоговение пред Богом, или страх Божий, служит необходимым условием преспеяния нашего в мудрости и добродетели. Страх Господень, по слову Премудрого, есть «начало премудрости» (Притч. 1, 7); «страх Господень отреяет грехи» (Сир. 1, 21). Кто имеет истинное благоговение к Богу, для того священно все, что относится к Богу. Благоговейная мысль о Боге служит сильным орудием против греха, крепкою опорою добродетели. «Како сотворю глагол сей злый и согрешу пред Богом?», – говорит он с богобоязненным Иосифом и побеждает влечение ко греху (Быт. 39, 9). Святой Ефрем Сирин о страхе Божием говорит: «Не прельщай себя, человек; невозможно преуспеть в добродетели без страха Божия. Бывающее без него преспеяние тщетно» (Поучительные слова. 39 (41)).

Совершенное благоговение пред Богом не есть тот мучительный страх, который чувствует раб к своему строгому господину и который рождается только из представления наказания, угрожающего за оскорбление его. Такой страх, по учению Апостола, несовместим с совершенною любовию к Богу: «Страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся... не совершися в любви» (1Ин. 4, 18). Он не сообразен и с духом сыноположения, в котором должны быть совершаемы все действия истинного христианина: «Не приясте бо духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о Немже вопием: Авва Отче» (Рим. 8, 15). Совершенный страх к Богу должен быть страх сыновний, по которому христианин, представляя Бога чадолюбивым Отцом, убегает зла не из страха наказания, но из любви к Небесному Отцу своему, ненавидящему злое, из опасения оскорбить Его, из желания соделаться достойным Его благоволения и любви.


б) Подражание Богу

Богоподражание есть ревность любви напечатлеть в сердце своем нравственные Божественные совершенства и дела свои располагать по образу действий Божиих. К сему располагает христианина: 1) то, что он, как рожденный от Бога, имеет область (возможность) чадом Божиим быти и Бога именовать Отцом своим. Если Бог есть Отец его, то он и должен подражать Ему, подобно чадам, чтобы свидетельствовать небесный и Божественный род свой. Почему Апостол и заповедует: «Бывайте... подражатели Богу, якоже чада возлюбленная» (Еф. 5, 1), или «совершена, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48); 2) то, что в самом действии возрождения положены уже начатки и или, лучше, восстановлены черты образа Божия, по коему сотворен человек. «Елицы... во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», – учит Апостол (Гал. 3, 27). Потому не должно подавлять и заглушать сие семя богоподобия, а всячески стараться в нраве и жизни так изобразить свой первообраз, как в зеркале изображается лицо смотрящего в него. «По звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии вашем будете", – заповедует Слово Божие (1Пет. 1, 15); или еще: «Отложити вам по первому житию ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных, обновлятися же духом ума вашего и облещися в новаго..., созданнаго по Богу в правде и преподобии истины» (Еф. 4, 22–24).

В чертах образа Божия как положена возможность и побуждение к богоподражанию, так вместе указано и то, чему подражать должно в Боге. Преосвященный Тихон Задонский пишет о сем так: «Когда слово Божие учит нас Богу подражать, то учит не мир созидать, не мертвых воскрешать, не по водам ходить или другие творить чудеса. Это есть дело Божественного всемогущества, хотя иногда и верующему дается такая сила. Но подражай истине, благости, долготерпению, святости, правде и прочему. Взирая на истину Божию, и сам учись всегда говорить истину или то, что на душе имеешь, и не лги, не льсти, не лукавнуй, не лицемерь. Взирая на правду Божию, и сам всем воздавай должное, и, чего себе не желаешь, того не твори другому, и обратно. Взирая на благость Божию, солнце Свое сияющую на злые и благие, и сам учись любить врагов своих, благословлять кленущих тебя, добро творить ненавидящим и прочее (Мф. 5, 44–45). Взирая на милости и щедроты Его, не затворяй и сам ушей от просящих и не отвращайся от требующих помощи. Зная, что Бог Дух есть (Ин. 4, 24), огребайся от похотей плотских (1Пет. 2, 11). "Сущий... по плоти Богу угодити не могут» (Рим. 8, 8)» (Об истинном христианстве. 4, ст.3.4, 322).

Отсюда видно, что в производстве самого подражания много способствует: 1) познание Бога и Его подражаемых совершенств, изображенных в слове Божием и явленных в делах творения и промышления. Такое познание неудержимо влечет к подражанию, когда есть уже предрасположение к тому (человек вообще любоподражателен) с уверенностию в возможности подражать и превосходстве Первообраза; 2) особенно же сильно – познание Господа и Спасителя нашего, Который, явясь на земли, с человеки пожил и, исполнив весь закон, представил образцы во всех добродетелях – в смирении, любви, терпении, снисхождении, ревности и прочем, чтобы оживить упадший дух человека и заградить уста хулителей природы человеческой, будто бы неспособной ни к чему доброму. Посему для оживления богоподражания и заповедуется сколько можно чаще обращаться к Господу, и вся заповедь о богоподражании сокращается в заповедь подражать Христу: «Образ... дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13, 15). И все христиане предоставлены быть сообразными образу Его, а Он Сам – «первородным во многих братиях» (Рим. 8, 29). И ревностные христиане как в устах постоянно носят имя Иисуса, так в уме своем содержат дела Его и из них поучаются добродетелям. Апостол говорит: «Подражатели мне бывайте, якоже... аз Христу» (1Кор. 11, 1).


в) Ревность о славе Божией

Ревность о славе Божией есть то расположение духа, по которому христианин пламенно желает и всемерно старается о том, чтобы Бог и святой закон Его были познаваемы и достойно чтимы.

К ревнованию о славе имени Божия христианин обязывается тем, что: 1) эта ревность есть необходимый плод необходимой для всех любви к Богу. Ибо, кто истинно любит Бога, тот не может не желать всею душою и не стараться всеми силами, чтобы прославлялось великое имя Божие; 2) Сам Бог именует Себя «ревнителем» славы Своей (Исх. 20, 5), не дает ее иному (Ис. 42, 8); а этим требуется, чтобы и христианин дорожил славою Божиею, которая столь дорога для Самого Бога; 3) Иисус Христос в продолжение земной жизни искал только славы Отца Небесного; Он Сам исповедал снедавшую Его ревность о славе Отца Своего, когда сказал: "Жалость (ревность) дому Твоего снеде Мя» (Ин. 2, 17«и поношения поносящих Ти нападоша на Мя» (Пс. 68, 10). Посему и христианин, как последователь Христов, должен ревновать о славе имени Божия; 4) христиане, по слову Божию, суть «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный... свет» (1Пет. 2, 9). Здесь видно ясное указание на обязанность христианина пещись о том, чтобы прославлять имя Божие. Та же обязанность открывается как из молитвы Господней, в которой, по наставлению Самого Небесного Учителя, прежде всего мы просим Отца Небесного, чтобы святилось имя Его (Мф. 6, 9), так и из того обетования Божия, что прославляющие Бога, и только они одни, будут прославлены (1Цар. 2, 30).

Истинная ревность о славе имени Божия: 1) должна быть соединена с твердою уверенностию в достоинстве защищаемого дела, дабы, с одной стороны, не быть слепою только страстию, а с другой – не ревновать о человеческих только мнениях. «Добро..., еже ревновати всегда в добром», – говорит апостол Павел (Гал. 4, 18). Пример неразумной ревности видим в иудеях, коих обличает апостол Павел: «Свидетелствую... им, яко ревность Божию имут, но не по разуму. Не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася» (Рим. 10, 2–3); 2) должна подвизаться для славы Божией и быть чужда самолюбия, корыстолюбия и пристрастия к состязаниям. Со скорбию говорит апостол Павел о некоторых людях: «Вси бо своих си ищут, а не яже Христа Иисуса» (Флп. 2, 21); 3) в образе действования должна быть благоразумна и кротка. Благоразумие требует, во-первых, того, чтобы для распространения истинного благочестия употребляемы были средства, сообразные с духом истинного благочестия, а не те, кои противны ему, например ложь, обман и тому подобное. Во-вторых, благоразумие требует от ревнующего внимательности к различию лиц, имеющих нужду в наставлении и вразумлении (1Кор. 9, 19–22). Что истинная ревность должна быть кротка, это видно из слов апостола Павла: «Рабу... Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диаволския сети, живи увлечени от него в свою его волю» (2Тим. 2, 24–26).

Грехи против любви к Богу суть: 1) всякий вообще грех есть нарушение любви Божией, но особенно ей противны нелюбовь и ненависть к ближним«Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любити?» (1Ин. 4, 20); 2) любление «твари паче Творца» (Римл. 1, 25), когда себя самих, и временные блага, и другие предметы любят более, нежели Бога. «Аще кто любит мир, несть любви Отчи в нем» (1Ин. 2, 15); «иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак.4, 4). Такое пристрастие почитается даже тонким идолопоклонством, особенно, любостяжание, чревоугодие, лакомство и прочее, гордость с тщеславием (Флп. 3, 19Кол. 3, 5); 3) человекоугодие, когда угождают людям так, что для того не радят об угождении Богу. Человек, которому мы угождаем до забвения Бога, есть некоторым образом для нас иной бог вместо истинного Бога. Почему Апостол говорит: «Аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был» (Гал. 1, 10); 4) леность или нерадение в отношении к учению благочестия, молитве и общественному богослужению; 5) забвение Бога, когда не помнят об Нем и своей от Него зависимости, а живут так, как бы не было Бога; 6) вражда на Бога, когда питают неприязнь ко всему священному или прямо восстают на Бога и Христа Его.

К возбуждению и укреплению в нас любви способствуют: 1) познание и чувствование бесконечной Божией красоты. «Бог есть красота красот» (Тихон Задонский), которою Ангелы, святые и все Божии угодники насытиться не могут. Он сотворил красное солнце, луну и звезды, но Сам имеет несравненно превосходную красоту. «Во исповедание и в велелепоту облеклся еси, одеяйся светом яко ризою», – поет к Нему царь Давид (Пс. 103, 1–2). И еще: «Возжада душа моя к Богу крепкому и живому, когда прииду и явлюся лицу Твоему» (Пс. 41, 3); 2) познание бесконечной любви Божией к нам, которою Он нас согревает непрестанно. Он нас из небытия в бытие привел, образом Своим почтил, вознес над всею тварию, падшего не оставил, но Сам пришел к нему и восставил, Духа Святого Утешителя ниспослал, банею пакибытия возродил, благоволил быть и именоваться Отцом нашим, Царство Небесное уготовал и объявил нас за веру Его наследниками: и теперь свет, воздух, жилище, пища и одеяние – все идет к нам от щедрот Его. За все сии блага Он не желает ничего, кроме любви нашей; 3) неизреченная сладость самой любви. Она сама по себе есть духовная, сердечная радость, утешение и восклицание сердечное, Бога имеет своим сокровищем и о нем утешается и веселится, и Бог в любящем сердце благодатно вселяется и обитает (Ин. 14, 23), а где Бог, там всякое веселие и блаженство. Сподобившиеся сего блаженства взывали: «Что... ми есть на небеси и от Тебе что восхотех на земли?» (Пс. 72, 25). И наконец 4) рассмотрение примеров великой любви к Богу, оказанной святыми.

Источник: Малые произведения / святитель Феофан Затворник. - Москва : Правило веры, 2008. - 617 с. - (Духовное наследие святителя Феофана Затворника) / Краткое учение о Богопочитании. 9-102 с. ISBN 978-5-94759-059-3



06.Мар.2024