Краткое объяснение Крещенского Богослужения

Краткое объяснение Крещенского Богослужения

КРАТКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КРЕЩЕНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Суть службы в день Крещания Господня.

За пять дней до Крещения начинается предпразднство. Церковь готовит, она воспитывает ожидание – чаяние праздника Крещения, Богоявления и очищения. Иоанн уже вышел на проповедь, и безгрешный Христос в назидание нам хочет принять крещение. На «Господи воззвах» мы слышим: «…се бо хо́щет, я́ко Челове́к,/ пло́тьию при́ти́ к Предте́чи Своему́/ и проси́ти Креще́ния спаси́тельнаго/ и назда́ние всех, ве́рою свяще́нно просвеща́емых/ и прича́стников Духа».

Христос в богослужении предпразднства называется красиво, философски-завораживающе, даже современно актуально «Река мира», т. е. Источник всего сущего. «Реку́ ми́ра Тя/ и пото́к, я́коже пи́шет, пи́щи су́ща, Всеси́льне,/ ка́ко Тя ре́чныя струи́ прии́мут, Го́споди,/ восходя́ща нага,/ не́бо облага́ющего о́блаки,/ и обна́жша вся́ку зло́бу вра́жию,/ и нетле́нием земноро́дныя одева́юща?»

Снова, как на Рождество, звучат мотивы кенозиса, т. е. смирения Бога ради спасения человека. В стихире на «Господи воззвах» предпразднства поём: «Голым входит в воду Тот, Кто одел всю вселенную красотой, и этим смирением обнажает всю злобу вражию», а в каноне: «Христос – источник бессмертия приходит от малой капли – Иоанна просить крещение». 

Как ни странно, Крещение в богослужении является не только раскрытием и продолжением праздника Рождества Христова, но и называется более светлым и радостным. Причем по нескольким причинам. Во-первых, тут уже всему миру говорит о явлении Мессии величайший пророк. Во-вторых, тут нет смерти Вифлеемских детей, а наоборот, привлечение ко Крещению, являющемуся дверью усыновления и приобретению новых детей. В третьих, уже не звезда и пастыри указывают на Таинство, а Сам Отец Небесный впервые в истории говорит над главою воплощенного Сына: «Све́тел у́бо мимоше́дший пра́здник,/ светле́йший же, Спа́се, приходя́щий:/ он А́нгела име́яше благове́стника,/ и сей Предте́чу обре́те предугото́вителя./ Он кро́вем излива́емым,/ я́ко безча́ден, рыда́ше Вифлее́м,/ и сей вода́м благослове́нным/ многоча́дна познава́ется купе́ль./ Тогда́ звезда́ волхво́м возвести́,/ ны́не же Оте́ц ми́ру Тя показа́./ Воплоти́выйся и паки гряды́й я́ве,/ Го́споди, сла́ва Тебе́».

Богослужение в действительности, кроме публичного элемента, содержит в себе и очень личные моменты. К примеру, стихира на стиховне того же дня говорит: «Па́ки Иису́с мой очища́ется во Иорда́не,/ па́че же очища́ет грехи́ на́ша:/ гряде́т бо вои́стинну на Креще́ние,/ омы́ти хотя́ Ада́мово рукописа́ние». А третья песнь канона на утрени просто переполнена патетикой: «Ища́ мя, безпу́тием заблу́ждшаго, Бо́же мой,/ нището́ю бога́тною оде́явся, предстои́ши крести́тися,/ всех Избавле́ние». Я, непутевый, Боже – заблудился, а Ты ищешь меня и дорогу показываешь к чистоте и святости. На трипеснце предпразднства слышим глас Христа к нам, избранным Его сосудам – нам, крещенным во Имя Святой Троицы: «…Христо́с сло́во рече́ в ле́ности уны́ния пребыва́ющим:/ в сем (т. е. в крещении) бо путь спасе́ния пода́м/ и свобожде́ния жизнь всем да́рую».

Предпразднство употребляет разные образы, готовящие нас к празднику: «Христос идет на Иордан нас обогатить»; «идет благий Христос и хочет нас обновить благодатью»; «Я (речь от лица Бога) обнажаюсь, чтобы одеть в нетленную одежду человеческое естество»; «пучина Правды идет потопить змия и иссушить Адамово преступление»; «Поток сладости в реке крещается, разлитую иссушая злобу».

В службе предпразднства звучит проповедь Предтечи, призывающего народ к покаянию: «Ве́дый Госпо́дне прише́ствие,/ из пусты́ни прихо́дит Боже́ственный Предте́ча, вопия́ све́тло:/ прибли́жися, яви́ся избавле́ние, пока́йтеся и водою́ очи́ститеся».

Богослужение дает нам увидеть живо историю, стать её участниками – Предтеча уже проповедует покаяние, Христос уже идет даровать нам избавление. Мы как будто переносимся туда, в пустыню Иорданскую, мы слышим «глас вопиющего», созерцаем подготовку народа к встрече благодати, слух улавливает: «Сотвори́те покая́ния плоды́, благода́тию спаса́емии». Нас не только готовит, нас самих Церковь зовет к плодам покаяния в благодати Нового Завета: «Встретить Христа постараемся чистыми мыслями просвещаеми».

В самый день праздника Церковь дышит радостью. Первый, кого мы встречаем, – сам пророк Иоанн Предтеча: «Просвети́теля на́шего,/ …ви́дев Предте́ча крести́тися прише́дша,/ра́дуется душе́ю и трепе́щет,/ руко́ю показу́ет Его́ и глаго́лет лю́дем./ Сей, избавля́яй Изра́иля,/ свобожда́яй нас от истле́ния/ О безгре́шный Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́».

Тропарь на паремиях раскрывает причины этой благодарности: Свет Божий пришел к тем, кто недостоин был, но более всего нуждался в спасении, в избавлении от тьмы: «Гре́шником и мытаре́м/ за мно́жество ми́лости Твоея́/ яви́лся еси́, Спа́се наш. Где бо име́л бы свет Твой возсия́ти,/ то́кмо на седя́щия во тьме?/ Сла́ва Тебе́».

Сами паремии все пропитаны темой воды как прообраза крещения, даровавшего нам спасение. Вода становится участником многих событий в библейской истории. Через нее спасает Бог избранный народ от преследования египтян, она поит в пустыне народ, спасшийся от злого фараона. Воды Иордана убегает от милоти Илии, расходятся для перехода избранного народа в землю обетованную, исцеляют Неемана-язычника. Небесная роса – та же вода, является на коже Гедеона как знак Господнего благоволения в победе над врагами. Звучат слова пророков, призывающие к очищению от грехов, показывающие величие Божие, силу Его. Все эти чтения из Писания призваны показать душе силу Божию. То, как Он использует вещество для помощи и защиты, исцеления и очищения. Вода отныне источник освящения. Сам Бог её очистил для человека. Богослужение неоднократно говорит об этом. К примеру, на каноне один из стихов рассказывает, что Бог входит в воду с многими сетями уловляет «змиев человеческих, род уязвивших».

Цель богослужения – призвать нас принять Христа как Спасителя, как Премудрость и Разум: «Глас Госпо́день на вода́х вопие́т, глаго́ля:/ прииди́те, приими́те вси/ Ду́ха прему́дрости,/ Ду́ха ра́зума,/ Ду́ха стра́ха Бо́жия,/ я́вльшагося Христа́».

Христос входит в воду, не нуждаясь в очищении, Он – Сам чистота и приносит эту чистоту в водное естество. Тексты службы задают резонный вопрос: кто видел, чтобы омывали солнце? нуждается ли оно в очищении? Отсюда цель крещения. Это осуществление правды, что Бог, Солнце Правды, пришел очистить нас! На четвертой песне каноне праздника читаем: «Очища́емо со́лнце кто ви́де, –/ пропове́дник вопие́т, – пресве́тлое естество́м?/ Да Тебе́ вода́ми, сия́ние Сла́вы, Отца́ о́браз Присносу́щнаго, омы́ю/ и, се́но сый, Огню́ прикосну́ся Твоего́ Божества́?/ Ты бо еси́ Христо́с, Бо́жия му́дрость и си́ла».

Стихиры на литии открывают благодать Иорданской воды – её освящение от входа в нее Единородного Сына и сошествия Святого Духа: «…Дух низхожда́ше в ви́де голуби́не освяти́ти во́ды,/ и глас с Небесе́:/ Сей eсть Сын Мой,/ прише́дый в мир спасти́ род челове́ческий…».

Важное место в стихирах, тропарях и стихах праздника занимает Троический догмат. Седален по кафизмах поэтически цитирует Евангелие: «Я́вльшуся Тебе́ во Иорда́не, Спа́се,/…возлюбленный Сын свиде́тельствован был еси́,/ те́мже и Собезнача́лен Отцу́ яви́лся еси́,/ Дух же Святы́й на Тя схожда́ше,/ И́мже и просвети́вшеся, вопие́м:/ сла́ву Бо́гу, Су́щему в Тро́ице».

Само богослужение толкует евангельский голос Отца над крещаемым Сыном: «Се есть Сын Мой возлюбленный в Котором Мое благоволение»: «…Сей соесте́ствен Сын,/ Сый светоза́рен,/ произни́че из челове́ча ро́да:/ Сло́во же Мое́ жи́во и Челове́к промышле́нием», – Бог предвечный по любви стал человеком.

Сегодня день веселия всей Церкви, она была неплодная, как пустыня, но родила через Крещение Богу детей. Через Крещение Господь приходит привлечь сынов Себе, Отцу и Духу. Благоуханное Солнце Правды пришло отогнать смрадное стремление к тьме.

Мысль сегодняшнего дня: Христос выходит из воды, из впадины и возводит с Собою мир, выравнивает всю глубину падения. Отныне бесплодие духовное сжигается, Бог ждет плодов от человека: «Де́латель и Зижди́тель… всех сердца́ испыту́ет,/ чисти́тельную же лопа́ту руко́ю прие́м,/ всеми́рное гумно́ всему́дре разлуча́ет, непло́дие паля́,/ благопло́дным ве́чный живо́т да́рует».

Сегодня мы видим разводящиеся небеса, которые затворил Адам. Сегодня хочется призвать нас выполнять слова св. Иоанна Предтечи, которые передает богослужение: «Плоды́ досто́йны Христу́ сотвори́те:/ Предстоя́й бо ны́не мир да́рует».

Протоиерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь



17.Янв.2024