Иконография Рождества и детства Иоанна Крестителя

Иконография Рождества и детства Иоанна Крестителя

ИКОНОГРАФИЯ РОЖДЕСТВА И ДЕТСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

К этому святому человеку, который, будучи проникнут крайним смирением, говорил о себе и о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться», – интерес у иконописцев всегда был высоким.

Образа Крестителя Господня Иоанна – одни из самых распространенных в истории христианской Церкви; обычное место его изображений – иконостас и диаконник алтаря, а характер их весьма многообразен. Так, святой Иоанн изображается с крыльями за спиной; с Чашей, в которой лежит Агнец; с секирой, лежащей у дерева по его слову: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3: 10). Плод жизни самого Иоанна таков, что святой является и пророком, и мучеником; он – свидетель пришествия Христа и заступник. Святая Мария, последняя Дивеевская блаженная, говорила: «Все мы, блаженные, Ивановны – по Иоанну Предтече», – сравнивая жизненный путь блаженных, подвизавшихся в обители преподобного Серафима Саровского, с подвигом святого Иоанна. Облачения Иоанна выражают различные стороны его подвига: например, власяница указывает на аскетичное пустынножительство.

Фото: monastery.ru

Среди иконографии детства Иоанна Крестителя самый известный сюжет – это Рождество, и он вполне самостоятельный, хотя иногда входит в состав клейм его жития. Рождество пророка отмечается по его связи с жизнью Христа. Событию Рождества Иоанна Предтечи предшествовала встреча Богоматери и праведной Елисаветы, описанная в Евангелии: во время нее младенец во чреве праведницы «взыграл». Да и сама иконография Зачатия, сложившаяся к XIII веку по образцу «Встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот», делает акцент на важности рождения пророка, который явился Предтечей Спасителя. Иногда рядом с Захарией и Елисаветой изображают Иоанна уже в совершенных летах, в одеждах своего земного служения. К этому святому человеку, который говорил о себе и о Христе, будучи проникнут крайним смирением: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3: 30), – интерес у иконописцев всегда был высоким.

Рождество пророка отмечается по его связи с жизнью Христа

Весть о рождении пророка Иоанна получил его отец Захария, первосвященник. Служение в храме Господнем совершалось «чредами», определенным порядком: Захарии выпал жребий служить у кадильного жертвенника в святилище, а это значит, что народ священника не видел. В этот момент явился ему Архангел Гавриил и возвестил о рождении сына, сказав вместе с тем, что он будет подвижником и аскетом и приготовит многих людей к встрече Обещанного. В качестве знамения, о котором просил первосвященник, на его уста была наложена немота.

Фото: monastery.ru

Эта часть евангельского повествования проиллюстрирована практически во всех иконах Рождества Иоанна Предтечи. Старец Захария, сидя на низкой скамейке, начертывает имя «Иоанн» на дощечке: он всегда узнаваем – на его главе пророческая шапочка, которая в иконописном подлиннике Филимонова вместе с одеждами описана так: «на главе шапка червлена, заломы белые, риза верхняя киноварь».

На иконе «Рождество Богородицы» с житием Богоматери из Новгородского музея-заповедника отводится место и сюжету встречи Марии и Елисаветы: в одном из клейм Елисавета в красных одеждах обнимает Богородицу за плечи, Богоматерь приникла ухом к своей родственнице, которая говорит Ей пророческие слова. Эта встреча, «сретение», изображается как целование: это и радость, и взаимное общение. Событие это празднуется в Горненском монастыре в Иерусалиме с 1883 года; его полное название «Прихождение Божией Матери в горний град Иудов», где и произошла встреча. Одна из икон написана для храма святителя Спиридона Тримифунтского при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге.

Икона «Рождество Богородицы», Новгородский музей-заповедник. Фото: monastery.ru

В городе Кимры Московской области – храм с общим посвящением в честь святых Захарии, Елисаветы и Иоанна Предтечи. Храмовая икона представляет образ встречи Марии и Елисаветы с изображением в их чревах Младенца Христа и младенца Иоанна, которые как бы собеседуют друг с другом. Изображения пророка встречаются и на развернутых композициях Рождества Христова, на которых святая Елисавета прячется в расщелине горы. Согласно Протоевангелию Иакова, Елисавета убежала в горы, чтобы спасти Иоанна. Воины «искали убить младенцев» в окрестностях Вифлеема по повелению Ирода в поисках Младенца Христа. Елисавета воскликнула: «Гора Бога, впусти мать с сыном!», – и расщелина горы скрыла их. На иконах Рождества Христова развернутой (подробной) иконографии мы видим и этот сюжет: воин в недоуменной позе стоит около темного проема горы.

Евангелие не сообщает о том, когда Иоанн первый раз появился в пустыне. В нем говорится лишь: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1: 80). Для оформления наружных фасадов Сретенской духовной академии в 2013 году были изготовлены эскизы панно, впоследствии воплощенные в майолике (проект Михаила Леонтьева и Дарьи Шабалиной). На панно – картины жития, как свитки – сильно вытянутые по вертикали. Они выходят на монастырскую площадь. Нижний храм собора напротив академии освящен в честь пророка Иоанна и 12 апостолов. Житийный цикл разворачивается не совсем обычно (не так, как в иконах с клеймами жития) – снизу вверх, причем вверху Предтеча с главой на блюде, и Христос, благословляя, увенчивает его подвиг. А внизу младенец Иоанн вводится ангелом в пустыню.

Фрагмент фрески, Сретенский монастырь. Фото: monastery.ru

Этот сюжет известен по росписи жертвенника Успенского собора во Владимире авторства преподобного Андрея Рублева. Там он трактован таким образом, что младенец ведом ангелом. В Сретенском монастыре младенец сам поспешно идет вперед, сопровождаемый небесным вестником. Иконы Рождества Иоанна Крестителя имеют параллели с иконами Рождества Богоматери: здесь и там изображаются девы. На иконе из Государственного Эрмитажа изображен стол с яствами, вокруг толпятся девы, накрывая праздничный стол. Старец же Захария неторопливо пишет имя пророка, а Елисавета задумчиво смотрит на него.

Иконы Рождества Иоанна Крестителя имеют параллели с иконами Рождества Богоматери

Вообще, в состав житийных циклов входило до 30 сцен подвижнической жизни Иоанна. Но определенную группу представляют иконы с избранными клеймами жития, представляющие самые важные события из жизни святого. Золотофонный ростовой образ 2015 года святого Иоанна Крестителя иконописца Раптиса Томаса содержит четыре клейма жития по углам иконы. Здесь всего четыре персонажа: дева-прислужница, подходящая к роженице с младенцем в белых пеленах, Захария с табличкой. За образец современным художником взяты ростовые иконы пророка XIX века, на которых также изображалось четыре сцены его жития, а остальное пространство было покрыто узором по золотому фону.

Икона Иоанна Крестителя, Тихон Филатьев. Фото: monastery.ru

У известного мастера XVII столетия Тихона Филатьева пророк изображался посреди характерного пейзажа, в живописную растительность которого вплетались сюжеты жития. В XIX веке иконописцам из владимирских сел понравился подобный подход, и, хотя сюжетов стало меньше, вокруг святого посреди гор, меж деревьев изображалось и Обретение его главы, и Рождество с обязательными повивальными бабками, а пророк Захария, по недостатку места, изображался стоящим прямо рядом с ложем своей супруги с жестом собеседования. Полюбилась поздним иконописцам также и «палатная» живопись с занавесями: на иконах изображаются «хоромы» с островерхими крышами и драпированными нарядными арочными проемами.

В прошлом житие пророка Иоанна, особенно событие его Рождества, было особенно близким верующему человеку – и это отразилось на выборе сюжетов для домашних икон. Простые люди нередко заказывали многочастные иконы, на которых вместе располагались сюжеты «Рождество Иоанна Предтечи», «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы». Разносчики икон офени распространяли такие иконы по городам и весям. Праздник Рождества Иоанна Крестителя почитался не менее, чем двунадесятый праздник Рождества Богоматери.

Жанна Курбатова
Источник: Сретенский монастырь



13.Июл.2023